Столетие Великой Октябрьской революции выявило важные тенденции. Главные из них, пожалуй, это отношение власти к советскому прошлому, к революции, а также зарождение нового левого проекта.
Как пощёчина не только старшему поколению, людям, считающим себя советскими, но и самой истории, прозвучали слова Дмитрия Пескова о столетии революции: "А в связи с чем это нужно праздновать?".
Это о событии, которое изменило мир раз и навсегда. Обусловило небывалое развитие человечества, не только научило людей мечтать, но и показало, что самые смелые мечты — сбываются. Перечислять достижения нашей страны и всего мира, которые стали возможны только благодаря Великой Октябрьской социалистической революции — это кол на голове таких вот умников тесать. Дождёмся ещё, что этот паренёк, который сверяет ход времени по часам Richard Mille RM 52-01 стоимостью 620 тысяч долларов (37 миллионов рублей), задастся вопросом, с чего нам праздновать 9 мая или 12 апреля. Победа, Гагарин в космосе? А в связи с чем это праздновать? Отдадим наши достижения американцам, которые уверяют, что первыми полетели в космос, что победу в Великой Отечественной войне одержали они.
Вообще паренёк производит впечатление этакого Хлестакова, у которого лёгкость в мыслях необыкновенная. И его предпочтения "страшно далеки от народа". А вот опросы и исследования показывают, что с каждым годом всё больше людей положительно оценивают и советское прошлое, и руководителей, основателей советского государства: Ленина, Сталина. Хотя господствовавшие в СМИ, во властных структурах либеральные трупоеды и могильные черви горбачёвщины и ельцинизма сделали всё для очернения нашего красного века, бросили все силы и государственные возможности, чтобы оболгать революцию и её достижения. И тем не менее: "Согласно опросу Левада-центра, больше половины жителей России положительно оценивают роль вождя мирового пролетариата, а число тех, кто эту роль считает отрицательной, уменьшается".
Отмечается и повышенное внимание к советскому периоду. Исследователи считают, что это связано с поиском альтернативы нынешнему — псевдокапиталистическому пути развития. Тупиковость нынешнего хода истории России всё более очевидна. И люди, в том числе молодые, видят, что мечту человечеству дал Ленин ("кремлёвским мечтателем" его назвал один из ярчайших писателей — Герберт Уэллс), он заразил устремлением вперёд, идеей настоящего равенства и братства. И каким бы мечтателем он ни был — он был при этом и стратег, и практик, и все его мечты воплотились в жизнь.
К тому же более половины населения страны — за восстановление Советского Союза и социалистической системы! Россияне высказываются однозначно: социализм для них — не только прошлое, сданное в музей, но и желаемое будущее, надежда на справедливую жизнь. Слова "социализм" и "Ленин" для большинства — реальная политическая перспектива. При этом 14% из высказавшихся за восстановление социалистической системы считают, что это реально уже сегодня, а 44% тех, кто за возвращение соцсистемы, полагают, что восстановить эту систему в настоящее время нереально ("некому восстанавливать").
Либералы панически кудахчут мол, власть усиленно пропагандирует советское прошлое, поэтому и симпатии к нему растут. Но социологи фиксируют: прямое или косвенное пропагандистское воздействие воспринимается только тогда, когда ложится на подготовленную почву. А симпатия к советскому прошлому нарастала на протяжении последних десятилетий, задолго до того, как эта тенденция стала заметна в государственной пропаганде. То есть власть попросту "оседлала волну", понимая, что плыть против течения с такими "загребающими", как дворковичи-шуваловы-набиуллины-усмановы — это уйти на дно. И никакие миллиарды, припрятанные вместе с детками на иных берегах, не помогут.
Нельзя не заметить, что отнюдь не левая нынешняя власть придала не малое значение юбилею революции, отмечала этот праздник скорее с положительным знаком, чем с отрицательным. А горемыка Песков это просто проморгал. Конечно, власть не могла романтизировать, героизировать этот праздник, но отнеслась к нему со всей серьёзностью. Чувствуется её понимание: "есть у революции начало, нет у революции конца". Поэтому не давила, а как бы открывала ворота и подыгрывала тенденциям, бурлящим в народе, дала выход левым идеям и настроениям. Отклик на левые тенденции сегодняшнего общества — это, конечно, отчасти популизм. Тем не менее все теле- и радиоканалы посвятили эфиры выдающемуся событию. И в дискуссиях, которыми нас щедро потчевали СМИ, побеждали интеллектуалы красного спектра! На центральных каналах разворачивалась настоящая схватка представлений, и в этой схватке верх одерживали левые (среди которых было много новых лиц — учёные, политики). И им в этом отчасти помогали, были на их стороне ведущие самых значимых теледискуссий: и Владимир Соловьёв, и Дмитрий Куликов, и Андрей Норкин.
К тому же в преддверии революции телевидение выдало ряд попросту грандиозных фильмов, посвящённых главному событию двадцатого века. "Демон революции", "Троцкий". При этом картины (что было бы не удивительно для нашего телевидения, для кинодеятелей) не являются люто антисоветскими, антикрасными. И таким образом косвенно вскрывают новое понимание властью тех исторических времён. А ведь создание фильма, тем более многосерийного — дело не дня, не месяца, порой и не года: написать сценарий, подобрать актёров, декорации, костюмы, сами съёмки, монтаж… То есть власть готовилась задолго! Фильм "Демон революции" (или "Меморандум Парвуса") — работа режиссёра Владимира Хотиненко — возможно, настоящий прорыв в российской кинематографии, которая изобиловала чернухой и штампами, безудержной русофобией и антисоветчиной. Создатели сумели снять детектив на политическом материале, причём этот политический материал был абсолютно заезженным, замыленным, темы и образы революции и её деятелей в советское время были каноничны, а в нынешнее — в лучшем случае комичны, но в большинстве — лживы и оскорбительны. Однако режиссёр и его команда сумели прорваться через советские киношедевры "Ленин в 1918 году", "Ленин в Октябре", "Человек с ружьём", смогли пробиться через гипсовые бюсты вождя на съездах Компартии — к новой трактовке. Причём пробились, не разрушая, а создавая альтернативный живой образ Ленина. Ленин в этих картинах — не картавый параноик, каким его изображают недалёкие хохмачи на КВНах и в юмористических передачах. Создатели демонстрируют совершенно новый подход, предлагают новую трактовку Ленина: его психологии, его работы с партией. И столь бережный подход Владимира Хотиненко к этой проблеме, к историческому материалу говорит о том, что и сам режиссёр во многом — советский, и о том, что власть, заказывая и принимая эти фильмы (а они снимаются на государственные, бюджетные средства, демонстрируются на государственных телеканалах), хочет оставить революцию и революционных деятелей в контексте и пантеоне русской истории. Хотя, конечно, герои этих фильмов — не герои нынешней власти, не герои нового государства Российского, но они государством в истории закрепляются (в том числе через искусство), а не выбраковываются. Кстати говоря, это закрепление не окончательное, возможно более плотное соединение сегодняшней России с СССР, с которым у неё правопреемственные отношения. Власть не может не учитывать, что количество людей, мечтающих о восстановлении СССР, растёт.
В канун юбилея, в "колыбели революции" Ленинграде (Санкт-Петербурге) прошла 19-я международная встреча коммунистических и рабочих партий "100-летие Великой Октябрьской социалистической революции: идеалы коммунистического движения, усиление борьбы против империалистических войн, за мир, социализм". Участниками этого события стали представители 188 делегаций, 103 из которых — иностранные. Знаменательно то, что мероприятия коммунистических и рабочих партий проходили в Таврическом дворце! Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая была принимающей стороной, достойно провела это грандиозное действо. А власти города оказали международной встрече и гостям внимание и содействие.
5 ноября в Государственном центральном концертном зале "Россия" в Лужниках в честь революции прошёл торжественный вечер — настоящий праздник, устроенный Компартией для своих сторонников, в том числе представителей 120 политических партий, 20 международных демократических организаций и движений из 80 стран мира. Советский репертуар в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны, Ансамбля песни и пляски Российской Армии, Детского ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева, Академического народного хора имени Пятницкого приводил в восторг не только наполнивших зал людей, рождённых в СССР, но и совсем юных зрителей, а также членов иностранных делегаций. Прекрасный ряд документальных кадров, глядя на который, ясно видишь: советское время породило и нового человека, и новое искусство. Небывалый плакат! Архитектура, живопись, парады физкультурников, акробатические группы. Всё — ново. Всё — энергично. Потрясающе! Но всё — из прошлого. Почему сейчас не создаются новые образы? Ни "официальным искусством", способным навести чёрную тоску и скуку (о либеральном искусстве "осквернения и растащиловки" речи нет), ни коммунистами? При росте левых настроений — где левое искусство? "Где песня, которая строить и жить помогает, на подвиг зовёт и ведёт"?
7 ноября по всей России прошли демонстрации. Самым многолюдным было шествие в Москве, куда прибыли гости со всего мира: около двух тысяч представителей левых, коммунистических, рабочих движений. Флаги, транспаранты на разных языках, речёвки и песни. В коммунистические ряды влились и обманутые дольщики, объединившись в "Бездомный полк", выдвинув лозунг "Земля — крестьянам, фабрики — рабочим, квартиры — дольщикам!". Но, к позору московских властей, демонстрацию не выпустили на всю ширь улицы Горького! Загнали на тротуар! Особенно горько было видеть, как ветераны словно прогонялись сквозь строй образовавших узкий коридор омоновцев и полиции. "Мы что, преступники?" — гневно вопрошали пожилые демонстранты.
Итак, 44% россиян, желающих восстановления социалистического строя, восстановления СССР — детища революции, считают, что сейчас это невозможно. Причём, люди готовы принять участие в восстановлении, но задаются вопросом: кто возглавит этот путь к социализму? И это их сомнение говорит о том, что в ведущую роль Компартии у них веры нет. Отмечать юбилей в компании "левых" всего мира — да, способны. Вести за собой в социализм — нет!
Но вот происходит событие, которое постарались не заметить официальные СМИ, однако оно может стать знаковым, той искрой, из которой разгорится пламя.
Итак, левопатриотическое общественное движение "Суть времени", лидером которого является Сергей Кургинян, к столетию Великой Октябрьской социалистической революции провело серию мероприятий. В течение всего 2017 года по стране под эгидой движения проходили конференции под общим названием "Октябрьская революция: мифы и реальность": Екатеринбург, Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Томск, Брянск. Организаторы ставили целью привлечение людей к изучению истории страны, исследованию её ключевых событий. Вот лишь несколько тем, освещённых на конференциях: "Могли ли реформы Столыпина спасти Россию от революции и вывести в мировые лидеры?", "Был ли Ленин немецким шпионом?" "Брестский мир: преступление или спасительный выход из сложившейся политической ситуации?", "Хотели ли большевики спалить Россию в пожаре мировой революции?", "Партия большевиков — маргиналы или передовые люди своего времени?", "Были ли большевики инородцами и русофобами?". Участники движения "Суть времени" — учёные, политики, просто энтузиасты — не только развенчивают унизительные мифы о стране, но и предлагают выходы из тупика, куда страну загнали либералы.
4 ноября в театре "На досках" прошла премьера спектакля Сергея Кургиняна "Стенограмма", посвящённого XV партийной конференции ВКП(б) 1926 года, на которой развернулась борьба между Троцким и Сталиным. В спектакле фигурируют члены политбюро того времени (Каменев, Зиновьев, Бухарин), видные деятели и идеологи Компартии, спорившие о путях развития России, о построении социализма в отдельно взятой стране, о месте и смысле оппозиции. Показано, как Сталин со сторонниками сумел провести свою линию. То есть Сергеем Кургиняном был поставлен политический спектакль, который важен ему как создателю нового левого направления.
А 7 ноября в Москве прошёл съезд движения "Суть времени", собравший около 1200 человек из разных городов России, а также из других стран. Выступивший с докладом Кургинян заявил о дерзновении движения быть в интеллектуальном авангарде, сообщил о начале издания журнала "Исторические тетради", который будет освещать "горячие темы" российской истории. Депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок, президент ассоциации "Альтернатива" итальянский политик Джульетто Кьеза, президент общества "Славяне", член национального совета болгарской Социалистической партии Захари Захариев, председатель НПО "Европейский совет по демократии и правам человека" Януш Нидзвецкий (Польша), член правления политической партии "Аралар" Иньяки Иразабалбейтия (Испания, Страна Басков), редактор портала Defend Democracy Press Димитриос Константакополос (Греция) приветствовали движение и заявили о желании и необходимости совместной работы. Прозвучала мысль, что левые движения должны соединяться с консервативными в борьбе с неоглобализмом.
И всё это говорит о том, что мы, возможно, присутствуем при рождении нового левого проекта, который формирует Сергей Кургинян, продемонстрировавший умение объединять, организовывать, генерировать идеи, вдохновлять. Левый проект — его заветная мечта, цель, к достижению которой он приложил свои силы. Мы помним, как несколько лет назад Сергей Ервандович буквально ворвался в общественно-политическую жизнь страны, обсуждая исторические события и деятелей в телепоединках "Суд времени", которые проходили в форме судебного заседания. Точка зрения Кургиняна, отстаивавшего просоветскую позицию, находила подавляющую поддержку телезрителей и интернет пользователей. Сергей Ервандович феерично побеждал — с разгромным счётом — своих политических оппонентов Сванидзе и Млечина. Кургинян стал буквально культовой фигурой, и было создано движение "Суть времени", куда входят люди самых разных слоёв общества, объединённые искренней любовью к стране и неприятием клеветы на её прошлое, верой в её будущее.
Движение стало заметным явлением. И вдруг оно пропало с публичной сцены. Казалось, Кургинян ушёл от дел созданного им детища, что вызывало недоумение. Но вот он вышел из своего затвора и показал, чем занимался все эти годы. И этот его выход — ошеломительный — даёт надежду: левое движение в России не сошло на нет, не является всего лишь "славным прошлым". "Суть времени" явила сильный и мощный симптом нового левого ренессанса. Ведь Россия — левая страна, страна левых запросов, у страны — левый революционный генезис. Но левые были брошены на произвол судьбы, КПРФ не стала для них объединяющей и вдохновляющей силой. И вот появился человек, который осваивает левую энергетику. Сергей Ервандович свои левые симпатии обусловливает большим знанием истории, политтехнологии, философии и даже мистики. Он — режиссёр, художник. Сочетает в себе лидера, который оснащён знаниями и теорией и обладает художественным чутьём, художественными возможностями, способен создать образы для своего движения. А движение это, как можно было убедиться, демонстрирует явные успехи: множество европейских левых и молодых россиян, принимающих участие в мероприятиях и акциях "Сути времени", это и есть свидетельство того, что годы работы Сергея Кургиняна были потрачены не напрасно. Мы находимся при создании нового левого проекта, и к этому процессу будут примыкать и рядовые граждане, и художники. "Кто там шагает правой? Левой, левой, левой!"