Сообщество «Экономика» 13:26 15 ноября 2016

Новая индустриализация

автаркия, недавно казавшаяся историческим термином, может оказаться жизненной необходимостью

У нас много говорят, почему Россия не Америка. А она во многом – в главном! – сущая Америка. И объединяет нас – ресурсная экономика. Только ресурсы – у каждого свои. У нас – нефть и газ, в Америке – доллары. Тем и живём.

Нефть и газ нам дала природа, а разведали и наладили добычу – отцы и деды. Сегодня мы едва достигли советского уровня нефтедобычи. У нас нынешних с созиданием слабовато, мы – культурно потребляем.

В Америке тоже живут на дедово наследство - тем, что создали прошлые поколения. У нас любят говорить, что они-де печатают «резаную зелёную бумагу» и за неё им всё дают. Притом в долг. Да, долг Америки огромен, трудно представим. Есть данные, что реальный доход американцев находится на уровне конца 50-х годов, если из него вычесть заёмные блага. Но почему Америке дают в долг?

Объясняется это верой в могущество Америки, в то, что без неё всё обвалится и рухнет в тартарары. Эта вера иррациональна, как всякая вера, но экономическое поведение отдельных людей и целых народов вообще далеко от рациональности. Не случайно последние нобелевские лауреаты по экономике снискали свои премии исследованиями в области иррационального в экономике.

Люди верят в могущество Америки, и этот колоссальный авторитет создали ей прошлые поколения. После Второй мировой Америка была самой могущественной экономикой мира – по-настоящему, не виртуально. Сейчас-то она всё больше виртуализируется.

Да, авторитет Америки во многом поддерживается её авианосцами, но, как заметил какой-то из проницательных французов, на штыках невозможно сидеть. Хотя помочь усидеть штыки могут.

Так что при всей нашей непохожести мы сходны в главном: мы живём прошлой работой и на прошлые заработки. Они богато живут, мы – гораздо беднее, но суть одна.

И вот сегодня делается робкая попытка, даже не попытка переломить ситуацию. И начать вместо затыкания дыр и латания тришкиного кафтана – создавать истинное богатство. А истинное богатство создаётся обрабатывающей промышленностью. Производством всего нужного народу. Это устарело? Теперь главное – в виртуале? Теперь экономика знаний? А вы что по утрам на хлеб намазываете – знания? А на работу на чём едете – верхом на информации? Вот и мне кажется, что нет.

Про экономику знаний выдумали глобальные манипуляторы. Да, знания нужны, но нужны вот именно для этого – для высокоразвитого производства. Которое из Америки утекло в страны, где труд дёшев, а в России в преобладающей степени просто развалено.

Промышленность, реальная, национальная, многоотраслевая и совсем не обязательно только нано- и ино-, - вот главный и самый надёжный источник богатства народов. Между прочим, так думали все, начиная с XVII века и вплоть до начала глобализации: тогда развитая страна была синонимом страны индустриальной.

Индустрия – не только источник товаров и зарплат трудящихся. Это заказчик образования и науки. С уходом промышленности наука и образование стали быстро деградировать, а всякое мракобесие – напротив, пышно взрастать. Смышлёный, рукастый народ – люмпенизируется.

Многие считают, что-де это у нас такой разор и упадок, а у них – вовсе не так. На самом деле – так. Мы все живём на ошмётках былого промышленного величия.

Вот, например, ракетные двигатели высокой тяги (РД-180). Технология их производства сохранилась только в России. Нам повезло: на несколько лет есть заказы из Америки, в т.ч. для ракет, выводящих их военные спутники. Раньше и американцы такие двигатели могли делать: запустили же они когда-то самую мощную в мире ракету «Сатурн-5», которая выводила корабли лунной программы. Всякий раз когда думают о восстановлении утраченного – тут же встаёт вопрос о миллиардах долларов затрат и пяти годах срока. А ну его! (Это рассказал мне руководитель организации, работающей по заказу РКК «Энергия»).

И вот уже и Трамп говорит о реиндустриализации Америки. А у нас уж давно про это говорят. Это задача насущной необходимости и адовой трудности. При производстве в странах, где рабочая сила дорогая, - изделие получится дороже, чем там, где его производят сегодня. Значит, придётся применять меры протекционизма, закрыть свой рынок. Да, у людей потом будет больше денег за счёт зарплат. Но это потом. А колоссальные затраты – нужны уже сейчас. За индустриализацию приходится платить вперёд. За Реиндустриализацию – тоже. Откуда-то эти деньги надо взять. И сделать это, никого не обидев – нереально. При этом самые верхи: олигархи, крупные корпорации и многочисленные низы, живущие пособиями – скорее всего сомкнутся в неприятии этой самой реиндустриализации. Работать в промышленности вряд ли кто особо стремится. «Индустрия» в трудах средневековых моралистов означало «трудолюбие». Так вот его в передовых странах всё меньше.

Для того, чтобы построить или восстановить промышленность, нужны, как ни крути, диктаторские полномочия, а где из взять? Впрочем, жизнь настолько быстро меняется, что автаркия, недавно казавшаяся историческим термином, может оказаться жизненной необходимостью.

1.0x