Авторский блог Инна Ветренко 08:22 21 марта 2019

Но Святой Георгий тронул дважды пулею не тронутую грудь...

Русские поэты на жизненный и творческий период которых пришлась Первая мировая война, не могли обойти эту тему стороной в своей поэзии, но мало кто из них писал о ней как очевидиц и участник реальных боевых действий.

Второй сын, родившейся в семье врача Степана Гумилева, Николой Гумилев был, как и его старший брат, слабым болезненным ребёнком. Именно это стало причиной переезда семьи в 1900 году в Тифлис. Тогда старшему сыну Дмитрию Гумилеву было 6 лет, а Николаю – 4 года. Северный пронизывающий ветер Кронштадта и сырой питерский климат были губительны для детей. Но образованная и получившее прекрасное дворянское воспитание Анна Гумилева, мать этого благородного семейства, спустя три года настояла на возвращении в Петербург. Она убедила своего мужа, что мальчикам нужно хорошее образование, которого в теплом благоухающем Тифлисе получить невозможно. Уже в 1903 году Николай Гумилев поступил в Царскосельскую гимназию в 7 класс. Учеба ему давалась с трудом, от грозившего отчисления спасло только умение писать стихи, которое он успешно демонстрировал с шести лет. «Я в лес бежал из городов…» первое его стихотворение, написанное в этом нежном возрасте. Оставался на второй год, но в 1906 году все же получил аттестат зрелости, в котором была одна единственная отметка «отлично» по логике.

Еще во время обучения в гимназии в Царском селе вышел первый сборник стихов Н.С. Гумилева - «Путь конквистадоров».

После учебы он уезжает в Париж, где впервые почувствовал страсть к путешествиям. За год он объехал всю Францию и большую часть Италии. Во время переездов Николай знакомился с французскими и итальянскими деятелями искусства и литературы, а также со знаменитыми соотечественниками.

В Париже Гумилев стал издавать собственный журнал, дав ему название «Сириус», где печатался как под своим именем, так и под псевдонимом Александр Грант. Номеров в свет вышло всего три, но журнал навсегда вписан в историю мировой литературы тем, что в одном из них были впервые опубликованы стихи Анны Горенко под псевдонимом Анны Ахматовой. С ней Гумилев познакомился еще в 1903 году, когда ей было всего 14 лет и влюбился с первого взгляда, что он ярко и образно выразил в своем втором сборнике стихов, вышедшим в 1908 году – «Романтические стихи».

В этом же году поэт возвращается на Родину, где начинается его активный творческий период. Он становится постоянным критиком в газете «Речь», где печатает свои стихи и рассказы, заводит знакомство с петербургским литературным светом, начинает дружеское и творческое общение с Валерием Брюсовым, которого в последствии назовет своим настоящим учителем, не взирая на, то, что тот очень резко критиковал его ранние стихи.

Судьба Гумилева и его творчество неотделимо от Анны Ахматовой, которая была его музой, критиком, причиной ни одного творческого кризиса и глубоких душевных переживаний и расстройств. Про такую любовь говорят, что она до гроба, что подтверждал и сам поэт:

Смерть в дому моем

И в дому твоем,-

Ничего, что смерть,

Если мы вдвоем.

Николай Гумилев и Анна Ахматова принимают решение венчаться, произошло это в 1910 году. Их друзья и люди из близкого окружения вспоминали, что брак их был недолго, всего около 4 лет. Но в те времена развестись с правом на дальнейшее вступление в другой брак было невозможно, поэтому по документам развод состоялся только в августе 1918 года и это было уже в Советской России. В браке родился сын – Лев Гумилев, который в последствии стал известным этнографом, археологом, востоковедом, но он не оставил после себя продолжателей гениального Гумилевского рода.

Творя, любя и разочаровываясь, Николай Гумилев грезил путешествиями в дальние страны, он мечтал с детства побывать в Африке. Эту мечту он сформировал под воздействие рассказов своего отца, который корабельным врачом служил в военном флоте и немало путешествовал, о чем рассказывал своим сыновьям. Николай совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке и привёз в Музей антропологии и этнографии (Кунсткамеру) в Санкт-Петербурге богатейшую коллекцию. Постепенно его романистическое увлечение путешествиями перешло в серьезные исследовательские проекты. Так, в 1913 году состоялась вторая экспедиция Николая Степановича в Абиссинию, одобренная Академией наук и имевшая согласованный маршрут и задание. Результаты, наблюдения Гумелев отражал в своем дневнике, который потом высоко оценили ученые и исследователи, как ценный источник географических, этнографических и других знаний.

Экспедиции занимали много времени в жизни поэта, но творчество он не оставлял никогда. В 1910 году свет увидел его сборник стихов под названием «Жемчуга», куда вошла его поэма «Капитаны». Она стала поэтической вершиной поэта Гумилева. Хвалебные рецензии на нее написали В. Брюсов и И. Анненский. От этой поэмы берет начало акмеизм Николая Гумилева. Это направление в литературе, которое противопоставляло господствующему весь XX век символизму конкретность слова и образа, материализм и предметность выражаемых смыслов. Гумилев и его сподвижники – Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Сергей Городецкий, Елизавета Кузьмина-Караваева и, конечно, Анна Ахматова создали «Цех поэтов» в 1911 году. Даже существует версия, что название это направление получило от псевдонима Анны Ахматовой, по-латыни звучащем как, «akmatus». Они разработали собственную эстетическую программу акмеизма и представили ее публике 19 декабря 1912 года в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге. В том же году акмеисты организовали собственное издательство «Гиперборей» и стали в нем издавать журнал с одноименным названием.

1912 год стал для Гумилева апофеозом творчества и внутреннего становления, он поступил в университет, на историко-филологический факультет, где увлекся творчеством старофранцузских поэтов и засел за их переводы, войдя после этого в историю мировой литературы, как переводчик.

Укрепила Николая Гумилева в его литературоведческих взглядах война. Из-за болезни глаз поэт был освобожден от воинской повинности, но он смог записаться добровольцем, как тогда называли «охотником» и добиться разрешения стрелять с левого плеча, что было для него особенно важно, поскольку правый глаз не видел практически совсем. Гумилёв выбирал кавалерию и был назначен в сводный кавалерийский полк, расквартированный в Новгороде. На фронте он прошел путь от рядового до прапорщика, и сражался отважно, за что был дважды награждён знаками отличия Георгиевского креста 4-й и 3-й степени.

Но и на войне он не расстаётся с творчеством - Гумилев ведет подробнейший дневник военных дней. Потом он получит название «Записки кавалериста». В 1916 году вышел сборник стихов Гумилева «Колчан», в который вошли стихи на военную тему. А потом в России началась смута. Гумилёв возвращается домой. В 1919 году Николай Степанович женился на Анне Николаевне Энгельгардт. У них родилась дочь Анна. В 1918-20 годах Гумилёв читал лекции о поэтическом творчестве в Институте живого слова. В 1921 году вышли два его сборника произведений – «Шатер» и «Огненный столп».

В самом начале августа 1921 года Николай Гумилев был арестован и обвинен в связи и участии «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева», которая замышляла политический заговор и переворот. Однако историки не могут найти документального подтверждения существования такой организации, есть версия, что она была выдумана, как предлог для ареста неугодных, в число которых попал и поэт Николай Гумилев. В ночь на 26 августа 1921 года Николай Степанович был расстрелян вместе с 56 другими обвиненными в измене и заговоре. Место расстрела неизвестно и не найдено до сих пор.

И только в 1992 году имя Николая Гумилева было реабилитировано.

1.0x