Валентин Катасонов только что дал нам возможность вернуться в 1970 год (https://zavtra.ru/blogs/zagovor_protiv_chelovechestva_bil_anonsirovan_polveka_nazad) - эпоху хиппи, мини-юбок, распада «Битлз» и анти-военных протестов в Америке. В СССР в тот год с конвейера ВАЗа сошли первые «Жигули», в кинотеатрах стояли очереди на фильм «Белое солнце пустыни», в Москве проходил съезд комсомола. В это самое время Збигнев Бжезинский издает книгу «Между двумя веками: роль Америки в технотронную эру», в которой с поразительной точностью предсказывает возможности электронного контроля над массами со стороны политико-экономической олигархии. Собственно, «технотронная эра» видится им как некий всемирный электронный концлагерь: «В технотронной эпохе образуется постепенно, шаг за шагом всё более контролируемое общество. Такое общество будет управляться элитами, которые не будут поддерживать традиционные ценности. И скоро станет возможным наблюдение и контроль практически за каждым гражданином; станет возможным собирать даже самую интимную информацию о каждом гражданине и хранить её в особых электронных папках. И власти тогда смогут напрямую пользоваться этими папками в случае надобности».
Нет смысла приводить здесь другие характеристики «технотронного общества», которые без труда можно найти в статье Катасонова, зададимся другим вопросом: Могли бы поверить в такое советские читатели, собиравшиеся в пионерлагерь или отпуск по профсоюзной путевке или на работу на тысячах и тысячах действовавших тогда предприятий, или на концерт Шульженко, Визбора или Высоцкого? Маловероятно. Отметим справедливости ради, что Бжезинский и тогда отбрасывал свою тень на потаённые пружины советского руководства: Джермен Гвишиани, зять премьера Косыгина, уже вступил в «Римский клуб» и готовился к организации Международного института прикладного системного анализа в Лаксенбурге. Открытие ВАЗ в Тольятти было связано с именем президента Римского клуба Аурелио Печчеи. Вокруг Генерального секретаря Брежнева уже вился рой мутной мошкары, который он по-отечески называл «мои социал-демократы».
Всё это было, однако всё это происходило на заднем плане, исподтишка, шепотом в зашторенных кабинетах. Общественной же доминантой было совсем другое видение: бесконечное расширение человеческих возможностей на основе достижений научно-технической революции, возможности которой представлялись практически безграничными. Это видение было закреплено не только в документах КПСС, но и в большинстве из 500 научных и публицистических работ по прогнозированию будущего, которые вышли в СССР с 60-х по 90-е годы (https://diletant.media/articles/45268394/). Мысль о том, что в будущем достижения науки и техники будут использованы для порабощения большинства узким слоем «хозяев жизни» была чужда советским исследователям – точнее, такая возможность допускалась только в случае общественного регресса и вырождения. Вот слова И. Ефремова об обществе, которое в своей анти-утопии «Час Быка» он поместил на планету Торманс: «Неимоверно ускоренный рост населения и капиталистическое хозяйствование привели к истощению планеты и массовой смертности от голода и болезней. Государственный строй на ограбленной планете, естественно, должен быть олигархическим. Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить «свободу» частного предпринимательства на густой националистической основе. Понятно, что не наука и техника отдаленного будущего или странные цивилизации безмерно далеких миров сделались целью моего романа. Люди будущей Земли, выращенные многовековым существованием высшей, коммунистической формы общества, контраст между ними и такими же землянами, но сформировавшимися в угнетении и тирании олигархического строя иной планеты, – вот главная цель и содержание книги.»
Другими словами, для Ефремова еще в 60-е годы было очевидно отсутствие жизнеспособной альтернативы коммунистическому развитию, однако при этом он отдавал отчет, что результат общественного развития не предопределен, и что совершенствование общественной жизни потребует дисциплинированности, ответственности и «исполинской работы для существенных шагов в познании». Примечательно, что проблемы в реализации советского проекта начались именно с формирования слоя безответственных управленцев, насаждавших двойную мораль и заменявших научную мысль начётничеством. Этот слой был крайне заинтересован в закреплении своего господствующего положения, которому угрожали как идеи равенства, являвшиеся сердцевиной советской идеологии, так и научно-технический прогресс с его непредсказуемыми организационными последствиями. Идеи же Бжезинского об управлении массами с помощью средств электронного контроля, напротив, были для них весьма своевременными, позволяя направлять техническое развитие в ограниченном круге дисциплин на укрепление их статуса. В итоге «будущее Бжезинского» победило «будущее Ефремова».
Оставим персоналии. Возможность определения целей – привилегия тех государств, руководство которых самостоятельно в принятии своих решений и потому отсутствие внятного ответа на вопрос о том, какое общественное устройство формируется в Российской Федерации свидетельствует не столько о недостаточной разработке этой темы, сколько о том, что разрабатывают её вовсе не в России.
-
Александр
2 июня 2020 в 17:30Прокофьев
Отсутствие внятного ответа на вопрос о том, какое общественное устройство формируется в Российской Федерации свидетельствует не столько о недостаточной разработке этой темы, сколько о том, что разрабатывают её вовсе не в России.
-----------------------------------------------------------------------
Такое устройство уже сформировано. Сделана плохонькая копия "их нравов". Ельцинисты в основном законе РФ вместо слова "социалистическое" узаконили "социальное" государство, осуществив подленькую, расчитанную на простаков, подтасовку. Которая не будет устранена и предстоящими изменениями конституции.
-
Александр
3 июня 2020 в 07:10Баринов
потому отсутствие внятного ответа на вопрос о том, какое общественное устройство формируется в Российской Федерации свидетельствует не столько о недостаточной разработке этой темы, сколько о том, что разрабатывают её вовсе не в России.
=============================
Какое-такое внятное отсутствие ответа на вопрос вы все узрели, господа? Отсутствие термина социалистический означает, что социализм классический не планируется. Присутствие термина социальный говорит, что капитализм будет государством обеспечивать социальный уровень населения.
Ну что вы всё ноете о социализме? Ну вспомните хотя бы уж Карла нашего Маркса, он же вам немецким языком написал, что социализм возникнет в самой развитой капиталистической стране или группе стран, значит пока точно не в России, нам ещё надо сильно развить капитализм, чтобы попасть в группу самых развитых капиталистических стран. Все остальное маниловщина. Да-с!
-
Борис
3 июня 2020 в 08:49Сергеев
Начётчик готов сильно развивать капитализм не только до режима "самоизоляции", но и до режима "самозахоронения". Кстати, на Тормансе до этого как раз и дожили.
-
Александр
3 июня 2020 в 15:06Баринов
Беда у тебя Борис, что ты не умеешь вести достойную полемику. Твой мозг перегружен фактами, но тебе не хватает знания принципов, чтобы не копить излишние факты. Начётчики как раз вы, где в качестве основного аргумента выступает цитата классика литературы или политики.
Я вам чётко написал, что проблемы о невнятности ответа на ваш вопрос не существует, есть лишь отсутствие того, что вы желаете иметь в Конституции РФ.
При чём здесь "самоизоляция" и "самозахоронения"?
Вот зарекался я с вами не общаться, а не сдержался и опять пожалел. Всё отдыхай, больше не буду обращать на твои писания внимания.
-
Борис
3 июня 2020 в 15:43Сергеев
Баринов, не вас ли носом тыкали в "умение вести полемику", так что потом болтунишке "Да-с" пришлось извинительно хвостом вилять?
Когда же баба с возу спрыгивает, то кобыле становится легче.
-
Алексей
22 июня 2020 в 19:49Буряковский
Капитализм, пусть и технотронный, "общество Бжезинского" - это смерть Человечества. Нет, не сейчас, в отдалённом будущем - лет 50, может 100, может 150 или 200, но смерть абсолютно неизбежная. Уже сейчас в мире умирает наука. США "скупают" по всему миру ученых. Почему? Их система образования не может воспитать собственных. Классический пример - катастрофы Боингов. Причина? Установили на старый планер новые двигатели, а они больше и тяжелее, изменился центр тяжести, изменились лётные характеристики. Надо бы переделать планер. Лень? Слишком сложные конструкторские затраты? Эффективные менеджеры? А! И так сойдёт! Чуток подправим программное обеспечение. Подправили - результат две катастрофы. При нормальном капитализме Боинг бы разорился. Но...кто самолёты то делать будет? Другой компании то нет. Спасут. А что будет дальше? Системы образования рушатся, упрощаются, ЕГ убивает образование, ликвидирует само понятие "научный поиск". Да у детей вообще не формируется научное мышление. Какое научное мышление может быть при обязательном предмете Закон Божий? Мусульманский мир...он проиграл еще в XV веке. Высокий уровень рождаемости ислам обеспечить может. Высокий уровень образования нет. Китай? Иероглифы убили науку в Китае. 10 000 иероглифов нужно буквально зазубрить. Индия? Образование "не для всех". Но для развития науки нужна "критическая масса" потребителей научных знаний, и она должна быть достаточно велика. К примеру в 30-х, 40-х годах XX века было огромное количество научных журналов на немецком, французском языках. Ученый был обязан знать немецкий, французский, английский. Теперь достаточно только английского - практически вся научная литература только на нём. "Общество Бжезинского" подразумевает кастовое общество. В кастовом обществе наука обречена. Посмотрите, как мгновенно выродились смартфоны. Теперь одну модель от другой трудно отличить. А ведь еще лет десять назад мобильники поражали разнообразием форм, моделей, расцветок. Кастовое общество Бжезинского уже создаётся. Нижний слой составит "биомасса". Европа уже тестирует "безусловный доход". Вот биомасса будет жить на таком доходе. Человейник с минимумом обстановки, стандартный пищевой набор, и огромное количество виртуальных развлечений. Чуть выше "средний класс". Ну и верх пирамиды - элита. Стабильное общество на пару-тройку поколений. Все сыты и довольны. А потом на планете закончится какой-нибудь редкий ресурс - какой-нибудь кадмий. А без него нельзя выпускать микрочипы. И вся экономика схлопнется мгновенно, так как "учёные" будущего найти замену кадмию не смогут. И дальше палка-копалка, деревянная соха и путь по звёздам мимо остовов небоскрёбов. Конец.