Закрытие монастырей, прежде всего из-за их нежизнеспособности, снос храмов в связи с их обветшанием или с градостроительными нуждами, началось, разумеется, задолго до установления богоборческой власти. И очевидно, что в дореволюционное время монастырские насельники переводились в другие обители, все святыни сберегались, церковная утварь передавалась в новые приходы, а паства никогда не оставалась без окормления…
К сожалению, под снос иногда попадали и значимые в историческом, и в архитектурном плане сооружения.
Так, в 1817 году была разрушена с целью освободить Ивановскую площадь Московского Кремля под плац-парады Церковь Николы Гостунского, или Николы «Мокрого». (Кирпичи, правда, были использованы в дальнейшем для строительства Церкви Святой Екатерины в Московском женском Вознесенском монастыре, основанном ещё в 1386 году великой княгиней Евдокией, женой Великого князя Димитрия Донского).
Храм Николы Гостунского был построен и впервые упомянут в конце XV века. Каменное здание возведено в 1506 году всего за 9 недель! В него по Указу Великого князя Василия III (1479-1533, время правления 1505-1533 гг.) из Николинского храма села Никола-Гостунь Белёвского уезда Тверской области была перенесена широко почитаемая икона Николы «Мокрого». Её канон восходит к XI веку, и сама икона считается одной из первых чудотворных икон на Руси. Связана она с «Чудом о киевском отрочати», спасённом из Днепра самим Святым Угодником Божиим.
двойной клик - редактировать изображение
Первоначально церковь называлась «Никола Льняной», так как рядом с ней компактно селились московские купцы, связанные с текстильной («льняной») торговлей. Не исключено, что здесь же временно селились и приезжие торговцы, «гости», что и дало название самому месту и церкви – «гостунский» то же, что и «гостевой», «гостиный»…
Богато расписан и украшен храм был уже при Иване Грозном и митрополите всея Руси Макарии (1482-1563, митрополит с 1542 года), им же он и был освящён…
Известный историк Москвы И.Е. Забелин (1820-1909) очень сокрушался по поводу сноса Николинского кремлёвского храма, однако, нельзя не признать, что для Армии, победительницы наполеоновской орды, проведение военных смотров – мероприятие тоже не маловажное…
двойной клик - редактировать изображение
Лишь фрагменты богатого декора сохранились от Церкви Николая Чудотворца «Большой Крест», в народе чаще именовавшейся просто «Никола Большой Крест». Храм был построен в т.н. «строгановском стиле» («строгановское барокко»), характеризующимся пятиглавым силуэтом с лепными или каменными украшениями. Его возведение длилось 8 лет: с 1680 по 1688 гг., и располагался он на улице Ильинка, недалеко от Ильинских ворот. Средства на его строительство пожертвовали архангелогородские купцы Филатьевы. По заказу тех же боголюбивых купцов был изготовлен и двухметровый («Большой»!) деревянный крест, находившийся внутри храма. В этом кресте были заложены 156(!) мощевиков с частицами мощей разных святых, а по центру находились мощи самого Мирликийского Чудотворца.
Храм был известен на Москве ещё и тем, что в него, к крёстному целованию, то есть к присяге «говорить правду и только правду», приводили ведущих судебные тяжбы людей.
В 1928 году храм отреставрировали и, казалось бы, его «архитектурная судьба» сложится благополучно. Однако, после появления т.н. Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от июля 1927 г., в которой провозглашалась полная лояльность РПЦ к безбожной советской власти, приход храма отказался поминать митрополита за богослужениями, и вскоре оказался в центре движения «непоминающих», причём не только в Москве.
Посему не удивительно, что в 1931 году храм был закрыт, в следующем году многие миряне и их пастырь, продолжавшие подпольное существование, были арестованы и осуждены, а в 1934 году и храм, и колокольня были уничтожены.
двойной клик - редактировать изображение
Сегодня на месте одной из достопримечательностей первопрестольной красуется пустырь с частью сохранившегося фундамента. Но именно это и дало основание Министерству культуры РФ рассмотреть проект восстановления храма, наряду с ещё четырьмя проектами, в которых учитывалось прежде всего то обстоятельство, что на месте разрушенных зданий до сих пор ничего не возведено.
Если этим планам дано будет осуществиться, то во вновь отстроенный храм возможно будет вернуть из Троице-Сергиевой Лавры его «родной» иконостас, который перед разрушением храма был разобран и в 1948 году установлен в Сергиевском трапезном храме Лавры…
Мы упоминали уже московскую Никольскую улицу, скажем же теперь и о том, что названием своим она обязана Николаево-греческому монастырю, одному из старейших монастырей столицы. Почему и назывался он иначе – «Никола Старый»! Обитель была основана в XIV веке, ещё до возведения китай-городской стены, и с самого начала стала местом, где селились приезжавшие в Москву греческие монахи и священноначалие Вселенских церквей. Здесь же гостевали византийские и балканские купцы и путешественники. Именно в этот монастырь в середине XVI века насельники Афонского Иверского монастыря передали список чудотворной Иверской иконы Божией Матери, широко почитаемой на Руси. С тех пор и афонские гости селились исключительно в стенах этого монастыря.
В 1737 году главный собор обители – храм «Никола Большие Главы» - был значительно перестроен и богато украшен на средства молдавских князей Кантимиров, с тех пор собор стал их семейной усыпальницей. Здесь же был похоронен знаменитый поэт и дипломат князь Антиох Кантемир (1708-1744), с произведений которого начинаются практически все антологии русской поэзии.
Во время наполеоновского нашествия монастырь был изрядно разграблен, но после изгнания иноплеменных быстро восстановлен, и обрёл своё былое великолепие, достойное центра Первопрестольной!
В 1923 году монастырь был закрыт, и целых 12 лет в нём царили тишина и запустение. В 1935 году главный собор обители разрушили, все захоронения полностью уничтожены и вместе со строительным мусором вывезены на свалку. На месте храма возвели массивное здание Наркомата
тяжёлой промышленности СССР, которое в то время возглавлял Г.К. Орджоникидзе (Серго – партийная кличка!).
Однако большинство монастырских строений – Слава Богу! – уцелело. В них и по сей день располагаются различные офисы и торговые точки, а в здании на Никольской улице расположился Московский историко-архивный институт, занимающий и соседние корпуса бывшего Печатного двора, включая Синодальную типографию.
В 2007 году возникли планы по возрождению древней обители, но до разработки соответствующего проекта дело так и не дошло…
двойной клик - редактировать изображение
Морской собор в Кронштадте… Многие о нём слышали, многие видели его фотографии, кому-то посчастливилось побывать в нём… Но не многие знают, что это – последний морской собор, построенный и освещённый в Российской империи, причём возводили его при особом внимании Государя Императора Николая Второго. Во-вторых, кронштадтский собор – самый большой морской собор в стране, и наконец, его полное название – Морской ставропигиальный собор Святителя Николая Чудотворца. (Читатели помнят, что статус «ставропигия» означает непосредственное подчинение патриарху.)
Традиция строительства морских соборов имеет многовековую традиция, и все они посвящались покровителю моряков и судоходства – Николаю Чудотворцу. И практически во всех соборах устанавливались поминальные доски с именами мореходов, независимо от их званий и военной судьбы, а также торговых, и гражданских лиц, жизнь которых оборвалась морской стихией…
Долгое время главным морским собором России являлся Никольский морской собор в Санкт-Петербурге, возведённый в 1753-1762 гг., по проекту Саввы Ивановича Чевакинского (1709-1780), главного архитектора Адмиралтейств-коллегии, творившего в стиле уже известного нам елизаветинского барокко.
Среди морских соборов выделяется своей величавостью Либавский морской собор в городе Лиепая (ранее – Либава, город на побережье Балтики, на юго-западе Латвии), бывшей столице Курляндского герцогства.
Собор в Лиепае был построен в 1900-1903 гг. по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова (1862-1921), под руководством которого строились храмы в Санкт-Петербурге, Петергофе, Астрахани, Батуми… Соборы, построенные Косяковым, выполнены, в основном, в русском и русско-византийском стилях, сочетавшим монументальность (берущую начало от Святой Софии в Константинополе!) с элементами русского декора – терема, беседки, крылечки и т.д.
Послужной список Василия Антоновича весьма значителен и разнопланов: действительный тайный советник (1905 г.), член Хозяйственного комитета при Святейшем Синоде (1901 г.), член Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел (1905 г.), член Реставрационного отдела Императорской археологической комиссии (1912 г.), инспектор по строительной части Кабинета Его Императорского Величества (1914 г.), и, наконец, - главное дело всей жизни Косякова – директор Института гражданских инженеров с 1905 по 1921 годы. Обратим внимание, что должность эта была выборной, и что Василий Антонович продолжал своё служение и в Советской России…
Высшее техническое учебное заведение Российской империи – Институт гражданских инженеров – детище Императора Николая Павловича. На сегодня его правопреемником считается Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
Да, как ни замечательна сама по себе биография В.А. Косякова, но нам он интересен ещё и потому, что именно по его проекту строился главный и крупнейший морской собор России в Кронштадте.
Проект В.А. Косякова был высочайше утверждён весной 1901 года, место под постройку выбрали на Якорной площади, где находились старые корабельные якоря. Высоту здания определили с таким расчётом, чтобы купол с крестом служил ясным ориентиром для мореплавателей.
Перед началом строительства отцом Иоанном Кронштадтским в присутствии многих тысяч горожан и паломников был отслужен молебен, в котором участвовал вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904). С.О. Макаров известен не только как герой русско-японской войны, но и как кораблестроитель, автор теории непотопляемости, разработчик семафорной азбуки, полярный исследователь, положивший начало широкому использованию ледоколов в высоких широтах…
Закладка собора состоялась в мае 1903 года, а его освящение в июне 1913-го, в обеих мероприятиях принимала участие Августейшая чета и многие члены Императорской Фамилии. Службу при освящении отслужил протопресвитер военного и морского духовенства о. Георгий (Георгий Иванович Шавельский, 1871-1951).
двойной клик - редактировать изображение
Спустя 13 лет, в 1929 году, храм был закрыт, в следующем году с него сбили крест и колокола, а позднее переоборудовали под кинотеатр имени Максима Горького. Памятные доски с именами моряков, погибших при защите Отечества, использовали в дальнейшем как обычный строительный материал… То есть, речь идёт не просто об Иванах, не помнящих родства, а о врагах памяти народной! А народ без памяти – мёртв для будущего…
Однако, в годы Великой Отечественной войны храм вновь как бы обрёл свой военно-морской статус – в нём разместили наблюдательный и корректировочный пункт корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. Не исключено, что противнику об этом было известно, и здание регулярно подвергалось артобстрелу и бомбардировкам.
Но после войны всё вернулось на свои – богоборческие – круги: в храме устроили – благо позволяла замечательная акустика сооружения – концертный зал на 1250 мест…
В наступившем веке храм был капитально отреставрирован, и в мае 2013 года вновь освящён Патриархом Московским Кириллом и Иерусалимским Патриархом Феофилом III.
В дар Собору были переданы частица мощей Николая Чудотворца, миро и копия лампады из крипты базилики Святителя Николая из города Бари в Италии, построенной специально для хранения мощей архиепископа, после их перенесения в 1087 году из Мир Ликийских. Также храм получил частицы мощей всех двенадцати апостолов и частицу Животворящего Креста Господня. Символом возрождения собора стало помещение в нём строительного мастерка, которым при закладке собора пользовался Святой Праведный Иоанн Кронштадтский…
И сегодня Николаевский собор в Кронштадте является главным морским храмом России и относится к военному благочинию.
двойной клик - редактировать изображение
А теперь вновь вернёмся в город Святого Петра, на Никольскую площадь, к уже упомянутому нами Морскому собору.
Его полное название – Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления – по освящённым – нижней, в честь покровителя мореходов архиепископа Мир Ликийских, и верхней – во имя Богоявления, церквам.
По повелению Императрицы Екатерины II с июня 1762 года храм стал именоваться Собором, и в нём отмечались российские виктории в морских баталиях. Главная святыня храма – греческая XVII века икона Святителя Николая с частицами мощей Угодника Божия.
двойной клик - редактировать изображение
В 1908 году в сквере перед храмом установили обелиск в память погибшего в Цусимском сражении в мае 1905 года экипажа броненосца «Император Александр III».
Собор являлся полковым храмом Гвардейского экипажа, известного тем, что принимал участие в декабрьском вооружённом восстании 1825 года, и тем, что последним его командиром с марта 1915-го по март 1917 года был Свиты Его Императорского Величества контр-адмирал Великий князь Кирилл Владимирович (1876-1838), тот самый, который в 1924 году, находясь в эмиграции, провозгласил себя Императором Всероссийским в изгнании Кириллом Первым…
После революции храм не закрывался, и до 1999 года являлся кафедральным собором Ленинградской епархии, а также служил местом проживания ленинградских митрополитов – будущего патриарха (с 1945 г.) Алексия (Симанского, 1877-1970) и Григория (Чукова, 1870-1955).
двойной клик - редактировать изображение
Вспомнить следует и о том, что именно в этом храме 10 марта 1966 года отпевали Анну Андреевну Ахматову…
Ныне в храме установлены мемориальные доски экипажам атомных подводных лодок – «Комсомолец» (затонула при пожаре 07.04.89 г.) и «Курск» (затонула в результате взрыва в торпедном отсеке (?) 12.08.2000 г.), а также других подводных лодок. В соответствующие дни памяти совершаются панихиды по погибшим морякам.