Авторский блог Роман Раскольников 17:03 10 декабря 2020

Следы Русского бога на Земле

Книга Георгия Павленко "Николины храмы как вехи русской истории"

Георгий Павленко. Николины храмы как вехи русской истории. М.: Самотёка, 2021. – 150с., илл.

Давно то было… Лет тридцать тому назад, в одном из московских храмов служился молебен с акафистом свт. Николаю-чудотворцу… По окончании Акафиста должна была читаться нарочитая молитва Святителю. Служивший «батюшка» обладал хорошим слухом и голосом, он нараспев начал чести: «Святителя Николая почитают не только православные христиане, но и католики, и даже мусульмане…». На этом «батюшка» осёкся, поняв, что читает «что-то не то». В сборнике «Акафистов», по коему правилась служба, после каждого из акафистов Святым, приводилась некая «справка» о них, кою, «по ошибке», оный «батюшка» и прочитал «взамен молитвы»… Далее, всё «исправили», служба окончилось своим чередом, но нам, по прошествии стольких лет, сей казус вспомнился и представился по-своему «приточным»… Действительно, почитание именно Святителя Николы на Руси являет собою нечто безпрецедентное. Конечно, и католики и «даже мусульмане» весьма чтили Св. Николу (почитание сие не изсякло и поднесь), но нигде, кроме как на Руси, его не именовали «Русским богом». Характерны некоторые молитвы из обихода, так сказать, «народного Православия»: «Исусова молитва, Николина ограда» (из молитвы «на сон грядущий»), характерны и некоторые русские поговорки: «Держи, Спас, держи, Никола, а вы, маненькие божки (се – о прочих Святых Божиих), поддерживайте!». Наконец, не «мусульманин» конечно, но «лютеранин», сыгравший изрядную роль в русской истории, бравый фельдмаршал фон Миних «подытожил» свой служилый и жизненный «русский» опыт: «На Руси правит не правительство, а Никола-Угодник!»… В данном «контексте», нельзя не признать за счастливую ту мысль, что пришла историку и поэту Георгию Павленко: разсмотреть «Николины храмы» (т.е. разнообразные церкви, посвящённые в разные времена св. Николаю-Чудотворцу) в качестве своеобразных «вех Русской Истории»… Книга с таким целеполаганием и именованием, по милости Спаса и Святого Николы, «увидела свет». Издание имеет «альбомный» характер, снабжено многочисленными иллюстрациями означенных «Николиных храмов», и является уникальным в своём роде опусом, в составе сегмента отечественной духовной литературы, связанной с именем Свт. Николая…

Чем же «привлекла» наша хладная, северная Русь, благосклонное внимание «южного» Святителя из малоазийских Мир Ликийских? В сем есть некая «тайна». Может быть, сыграло свою роль «Троянское сродство»? Ликия – в какой-то мере «соседствует» с Троей, а троянцы, по мнению ряда авторитетных изследователей (таких как Е.Классен, Ф.Воланский, В.Ламанский и др.), ежели и не прямо «древние русы», то по крайней мере, одни из предков оных… После известного «падения Трои», беженцы оттуда достигли не только италийских брегов (где основали Рим!), но и пределов Северного Причерноморья (а се – «южная колыбель» Руси). «Троянское преемство» весьма высоко «котировалось» в Средневековой Арио-Христианской Европе. Многие знатные роды Европы почитали для себя честью называться их потомками, в том числе знаменитые Меровинги. А ежели принять версию отечественного историософа В.Карпеца, о меровингском произхождении князя Рюрика, родоначальника Русских великокняжеских и царских родов, то «троянское сродство» Руси предстанет ещё более «укоренённым» в Истории и Метаистории. Да и в самом имени града – «Троя», разве не слышится для Русского слуха Имя Пресвятой Троицы, Русского Бога, «богом» по коей стал Св. Никола?

Святые Божии получают от Бога Всевышнего некую «толику» и «часть» Его Всеобдержащей Власти… Для того, чтобы рельефнее представить, насколько «маненькие божки» могут быть могущественными, нам представляется благополезным сделать небольшой экскурс о «власти Мёртвых», проявляющейся в мiре «Живых». Имеем в виду, «обычных» Мёртвых, далеко не всегда «Святых»… Так вот: даже «обычным» Мёртвым дана возможность «оказывать влияние» и «являть некую власть» над делами Живых… Быть может, наиболее впечатляющий пример «политической силы» Мёртвых в новейшей истории можно усмотреть на примере национал-социалистического движения в Германии. Известный социолог и культуролог Элиас Канетти в своём очерке «Гитлер по Шпееру» нашёл для сего «факта» весьма впечатляющие слова: «В памяти павших он (Гитлер – Р.Р.) и почерпнул силу не признавать исхода минувшей войны. Они были его массой, пока он не располагал никакой другой; он чувствует, что это они помогли ему прийти к власти, без павших на первой мiровой войне он бы никогда не существовал… Ощущение массы мертвецов для Гитлера – решающее. Это и есть его истинная масса. Без этого ощущения его не понять вообще, не понять ни его начала, ни его власти, ни того, что он с этой властью предпринял, ни к чему его предприятия вели. Его одержимость, проявлявшая себя с жуткой активностью, и есть эти мертвецы»… Отметим, что и Толкиен в своём «арийском» эпосе «Властелин колец», был движим сходной интуицией, отдав одну из решающих ролей в Великой битве за Miðgarð-Средиземье именно «Армии Мёртвых»… Но ежели и «обычные» Мёртвые наделены такой «силой и властью» (в т.ч. «политической силой»), влиять на «дела Живых», то насколько же более велики сии «сила и власть» у Угодников Божиих, у Святых!?... Не сомневаемся, что «Русский бог», Св. Никола-Угодник ещё не раз «бросит своё веское слово» на метаисторические «весы», на коих «взвешиваются» судьбы нашего Отечества… Некогда (сколь помнится, приурочив к «Миллениуму»), ещё один незаурядный русский историк Николай Лисовой издал уникальный том-справочник «Следы Бога на Земле», где тщательно собрал максимально-доступные сведения о всех «Теофаниях», когда-либо бывших (не только на землях Восточной Церкви, но и на землях Церкви Западной). По аналогии с сим замечательным трудом, более «скромную», но не менее замечательную работу Г.Павленко можно было бы назвать: «Следы Русского бога на Земле»…

1.0x