20 октября на философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась творческая встреча, организованная кафедрой философской антропологии, с Николаем Петровичем Бурляевым - президентом Международного Форума «Золотой Витязь», председателем Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию, первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, народным артистом России. В беседе удалось затронуть самые важные вопросы – о культуре, образовании, России и мире.
«Сегодня мы будем говорить не о философии, а о самом главном, потому что нет времени болтать просто так. Все устают от болтовни, от того, что мы что-то недоговариваем, лукавим. Жизнь очень короткая штука… А что самое главное?.. Цель жизни в том, чтобы успеть за это короткое время послужить Господу и Отечеству Большей задачи у нас нет», - обратился к аудитории Н. Бурляев.
Следует напомнить, что в 1986 году Николай Петрович Бурляев снял знаковой для России фильм «Лермонтов», выступив в нем в качестве режиссера, автора сценария, а также исполнителя главной роли. Почему знаковый? Потому что в нем в те предперестроечные смутные времена он коснулся проблемы самосознания русского человека. «Лермонтов» - не просто фильм-биография, не очередной исторический очерк, но, как выражается Н.П. Бурляев, фильм-исповедь. Не частного лица, но сына земли. В нем поставлены самые больные для русского сознания вопросы о родине, самобытности русской культуры, о внутреннем саботаже, уничтожающем подлинный патриотизм. О том саботаже, который погубил Пушкина и Лермонтова. О том внутреннем противостоянии, которое не позволило самому Бурляеву впоследствии сделать фильм про Пушкина, ибо в самой России сильна ненависть к русскому и многие после «Лермонтова» не разговаривали с Бурляевым, Центральная тема фильма – душа России, многострадальная, несгибаемая, бескорыстная, чистая, способная любить, ликами которой были и остаются Пушкин, Лермонтов, Гоголь, странники, что покрывали молитвенными шагами наши земли, - все те, кто служит ей своею жизнью. Мы много сегодня говорим о правах человека. У Н.П. Бурляева следом за рассуждением о родине речь идет о величии долга перед ней. «Готовь свое сердце к подвигу», - напутствует дед маленького Лермонтова. Впрочем, говорит дед в той же сцене, можно прожить и тихонько, шепотом. На что Лермонтов возражает: «Зачем шепотом? Нужно в полный голос говорить». Что сказал Н.П. Бурляев на философском факультете? Он повторил слова своего героя Лермонтова: «Пришло время говорить в полный голос, без обиняков, иносказаний. Мы не должны проиграть эту битву». Какую битву? Битву за душу человека. «Мы сейчас боремся не только за донецкие республики, они уже наши, они снова, как и положено в России, не только за всю мою прародину Украину, но и за весь мир. Мир, предавший все христианские ценности, не понимает этого. Они вырождаются на наших глазах. Мы не только выстоим и победим, но представим обезумевшему миру новую цивилизационную модель – разумного государства в неразумном мире. Спасение России – спасение мира». Н.П. Бурляев напомнил слова одного сербского воеводы, который в 1914 году, когда Сербию поставили на грань полного уничтожения, бросил клич: «Нам нет спасенья, мы победим. У России, - продолжил Н.П. Бурляев, - нет другого выхода. Только победа. Ради всего этого мира. И во славу Создателя». С чего нужно начать? С воспитания.
Что сделала Украина за последние 30 лет? Воспитала новые поколения русофобов. Через школу, культурную политику, в том числе с помощью кинематографа. Уже в украинских фильмах, созданных после перестройки, на месте злодеев-фашистов, насилующих, уничтожающих украинских женщин, появились русские лейтенанты в форме НКВД. А что сделали за эти 30 лет мы? Упустили время. Н.П. Бурляев напомнил слушателям слова К.П. Победоносцева о том, что слабо то государство, которое заигрывает с молодежью. «Детей нужно вести за собой, а не заигрывать с ними», - сказал Н.П. Бурляев. Попыткам предоставить детям инициативу самим формировать свои ценности и определять свою идеологию, заменить педагогов на тьютеров, а фундаментальное образование на построение индивидуальных образовательных траекторий, насаждению играющей педагогики в сильном государстве не место.
Что сегодня мы видим в школе? Нашим детям ограничен доступ к русскому сознанию. Со школьной скамьи мы слышим «Прощай, немытая Россия…» - строки, приписываемые Лермонтову. «Никогда не писал Лермонтов таких стихов», - напомнил Н.П. Бурляев. Зато из школьной программы были изъяты ключевые для нашего самосознания стихи, возвращения которых в учебники Н.П. Бурляев ставит себе целью добиться. Что это за произведения? А.С. Пушкин «Клеветникам России», Н.М. Языков «К ненашим», Ф.И. Тютчев «Славянам».
А.С. Пушкин «Клеветникам России»
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
Уже давно между собою
Враждуют эти племена;
Не раз клонилась под грозою
То их, то наша сторона.
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Оставьте нас: вы не читали
Сии кровавые скрижали;
Вам непонятна, вам чужда
Сия семейная вражда;
Для вас безмолвны Кремль и Прага;
Бессмысленно прельщает вас
Борьбы отчаянной отвага —
И ненавидите вы нас…
За что ж? ответствуйте: за то ли,
Что на развалинах пылающей Москвы
Мы не признали наглой воли
Того, под кем дрожали вы?
За то ль, что в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..
Вы грозны на словах ‒ попробуйте на деле!
Иль старый богатырь, покойный на постеле,
Не в силах завинтить свой измаильский штык?
Иль русского царя уже бессильно слово?
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.
Н.М. Языков «К ненашим»
О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь! Внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Ее торжественный изменник,
Ее надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник темных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все — не русской вы народ!
Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живет, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью, к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живет
Любовь не к истине и благу;
Народный глас — он божий глас —
Не он рождает в вас отвагу,
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бесмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость наша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша —
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своей
Не вам ее преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрет неверный ваш язык: —
Крепка, надежна Русь святая,
И русский бог еще велик!
Ф.И. Тютчев «Славянам»
Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, –
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подданства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас.
Смущает их, и до испугу,
Что вся Славянская семья
В лицо и недругу, и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их, как наследие Славян,
И то, что длилося веками,
Не истощалось и поднесь,
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь…
Ещё болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас – позор немалый, –
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни, и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждём и верим Провиденью
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрёт груди,
Хоть много жертв и много горя
Еще мы видим впереди…
Он жив – Верховный Промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово – Царь-освободитель
За Русский выступит предел…
Н.П. Бурляев прочитал перед слушателями эти великие стихи и сопроводил свое выступление проницательными замечаниями. «В детстве я читал «О чем шумите вы, народные витии» и ничего не понимал. О чём эта строка? Сейчас я понимаю, что это гражданский ответ Пушкина французскому парламенту, который поднял русофобскую волну в 1831 году из-за того, что наш царь подавил польское восстание, организованное польскими масонами. Их братья в парламенте Франции потребовали санкций для России, ввести войска на сторону польского восстания, поддержать братьев, задавить Россию. И это через 17 лет после того, как наш царь вошел в Париж с армией, покорил его и мог бы оттуда не уходить. Сейчас это была бы наша провинция, и я ездил бы в Канны не на кинофестиваль, а на дачу. Но царь был православный, добрый, помолился за опального Наполеона на площади и увел всю армию домой, подарив Европе свободу, честь и мир. А через 17 лет они опять потребовали санкций для России. В этой строке Пушкина сразу три пощечины. «О чём шумите вы…». Так обращаться к людям высокого ранга – барону, маркизу – мол, что вы там шумите-то, уже оплеуха. Дальше - «народные». Ох, как просто врезал, потому что он знал, что они все не из народа. И последнее. Кто такие витии? Вития - это самая последняя должность в масонской ложе. Это шестерка, который доносит, бегает, досматривает. Сегодня, читая это стихотворение, можно подставлять под Литву Украину, под кумира, перед которым все трепещут, – Америку».
Стихотворение Н. Языкова «К ненашим» 1844 года, за которое его дважды вызывали на дуэль, столь же современно. «Ничего нового мы с вами не проходим, все идет по спирали, - отметил Н.П. Бурляев, - Как будто Языков это адресовал нашим Чубайсам, Грефам, Швыдким. Крепка, надежна Русь святая, и русский бог еще велик! – говорит Языков. Cейчас у России есть эта возможность показать, насколько велик русский Бог».
На вопрос слушателей, что мешает России исполнить ее высокую миссию, Н.П. Бурляев ответил, что главный недостаток – это внутренний либерализм, которому был дан ход указом президента Б.Н. Ельцина от 1993 года, запрещающим государству регулировать культурную политику. «Сейчас мы это будем менять. Будем воспитывать новое поколение», - сказал Н.П. Бурляев. На протяжении многих лет на общественных площадках Н.П. Бурляев озвучивал идею о защите традиционных духовно-нравственных ценностей и необходимости создания стратегии государственной политики в сфере культуры, в результате идея была доведена до сведения президента России и 24 декабря 2014 года был подписан соответствующий указ (Указ Президента РФ «Об основах государственной культурной политики»). Сегодня задача состоит в формировании и укреплении культурного фронта России. Н.П. Бурляев объявил, что в настоящее время занимается созданием отвечающей этой цели свободной внепартийной организации, куда войдут все позитивные силы деятелей культуры России. Настало время самоочищения, укрепления идейного и культурного суверенитета страны. «Говорят, много уехало. Уехало бы больше, было бы лучше, - отметил Н.П. Бурляев, - Наступило время отделения зерен от плевел». Вопрос уехавших – вопрос предательства. Предательство смывается покаянием. Ответом на покаяние может быть только прощение. «Это был иудин грех предательства великой страны, которая им все дала. Тех, кто покается искренне, мы, христиане православные, простим», - заключил Н.П. Бурляев.
Что следует сделать в кино? Вывести его из-под рыночных механизмов и подчинить государственной культурной политике. «Нужно, - сказал Н.П. Бурляев, - работать не для первого уикенда, как сейчас, а для вечности. Тарковский за фильм «Андрей Рублев» не собрал кассы в первый уикенд. Фильм был под запретом 7 лет. А сейчас за 55 лет он перекрыл все кассовые рекорды. На этом фильме наш народ и мир познавали историю России, росла нация и мир, многие люди воцерковлялись после его просмотра». Форум «Золотой витязь», который учредил Н.П. Бурляев 31 год назад, - поистине подвижническое начинание. Фактически это современная не имеющая аналогов попытка собрать сокровищницу русского и в целом славянского сознания. «Золотой витязь» включает в себя подразделения по кинематографу, театру, музыке, литературе, изобразительному искусству и даже русскому боевому искусству. Как говорит Н.П. Бурляев, за эти годы только в кино удалось собрать 9000 фильмов, соответствующих девизу форума: «За нравственные идеалы, за возвышение души человека». Однако на предложение насытить наши телеканалы отобранными лентами руководство отвечает лаконичным отказом под предлогом того, что сетка сверстана.
Чего не хватает в инициативах, предложенных Н.П. Бурляевым? Введения в школьную программу обязательного чтения текстов по русской философии. Что значит не хватает? Это значит то, что философия для нас превратилась в болтовню. Если бы мы с юного возраста читали К. Леонтьева, Н. Данилевского или, к примеру, Г.П. Федотова, у нас было бы другое сознание. Наше мышление работало бы иначе, оно имело бы внутреннюю опору. Обладая привилегией интеллектуального суверенитета, мы не были бы податливы мягкой силе, навеваемой чуждой идеологией и философией извне.
Некогда Л.Н. Толстой обратился к юношеству с воззванием «Верьте себе». Н.П. Бурляев, обращаясь к молодому поколению, сказал, что «самая главная философия – это Евангелие, и нет выше этой философии». Все, что мы делаем, должно быть продиктовано не гордыней, но императивом: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу (Пс. 113:9). Он напомнил слова апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12). Понять, что полезно, сделать верный выбор может лишь укрепленное в Боге сердце. Эти слова прозвучали не как напутствия, но как выговаривание самой очевидности человеком, который всею своей жизнью, всеми плодами, приносимыми от своих трудов, самим собою служит им подтверждением. Только тот, кто, как сказал бы Гоголь, побывал у себя внутри, знает, что такое истина. Еще в 1983 году Н.П. Бурляев в своей автобиографической поэме «Иван Вольнов» писал об этом несказанном опыте обращения к самому себе, который в философии называется вторым рождением, и неминуемо возникающем на этом пути покаянии:
Стоял... смотрел... припоминая,
Один средь голубых полей.
Недвижим, сердцем замирая,
Вникал в слова души своей.
…
Срывал с пороков покрывало
И с беспощадностью судьи
Казнил провинности свои,
Чтоб Правда лишь торжествовала.
В завершении встречи Н.П. Бурляев прочитал оду Г.Р. Державина «Бог».
Г.Р. Державина «Бог»
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
О Ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени предвечный,
Без лиц, в Трех Лицах Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кого никто постичь не мог,
Кто все Собою наполняет,
Объемлет, зиждет, сохраняет,
Кого мы нарицаем — Бог!
Измерить океан глубокий,
Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, -
Тебе числа и меры нет!
Не могут духи просвещенны,
От света Твоего рожденны,
Исследовать судеб Твоих:
Лишь мысль к Тебе взнестись дерзает,
В Твоем величьи исчезает,
Как в вечности прошедший миг.
Хаоса бытность довременну
Из бездн Ты вечности воззвал,
А вечность, прежде век рожденну,
В Себе Самом Ты основал:
Себя Собою составляя,
Собою из Себя сияя,
Ты Свет, откуда свет истек.
Создавый всё единым словом,
В твореньи простираясь новом,
Ты был, Ты есть, Ты будешь ввек!
Ты цепь существ в Себе вмещаешь,
Ее содержишь и живишь;
Конец с началом сопрягаешь
И смертию живот даришь.
Как искры сыплются, стремятся,
Так солнцы от Тебя родятся;
Как в мразный, ясный день зимой
Пылинки инея сверкают,
Вратятся, зыблются, сияют,
Так звезды в безднах под Тобой.
Светил возженных миллионы
В неизмеримости текут,
Твои они творят законы,
Лучи животворящи льют.
Но огненны сии лампады,
Иль рдяных кристалей громады,
Иль волн златых кипящий сонм,
Или горящие эфиры,
Иль вкупе все светящи миры -
Перед Тобой – как нощь пред днем.
Как капля, в море опущенна,
Вся твердь перед Тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед Тобою я?
В воздушном океане оном,
Миры умножа миллионом
Стократ других миров, – и то,
Когда дерзну сравнить с Тобою,
Лишь будет точкою одною:
А я перед Тобой – ничто.
Ничто! – Но Ты во мне сияешь
Величеством Твоих доброт;
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод.
Ничто! – Но жизнь я ощущаю,
Несытым некаким летаю
Всегда пареньем в высоты;
Тебя душа моя быть чает,
Вникает, мыслит, рассуждает:
Я есмь – конечно, есть и Ты!
Ты есть! – природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть – и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей Ты телесных,
Где начал Ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? – безвестен;
А сам собой я быть не мог.
Твое созданье я, Создатель!
Твоей премудрости я тварь,
Источник жизни, благ Податель,
Душа души моей и Царь!
Твоей то правде нужно было,
Чтоб смертну бездну преходило
Мое бессмертно бытие;
Чтоб дух мой в смертность облачился
И чтоб чрез смерть я возвратился,
Отец! – в бессмертие Твое.
Неизъяснимый, Непостижный!
Я знаю, что души моей
Воображении бессильны
И тени начертать Твоей;
Но если славословить должно,
То слабым смертным невозможно
Тебя ничем иным почтить,
Как им к Тебе лишь возвышаться,
В безмерной разности теряться
И благодарны слезы лить.
Фото: Игорь Чунусов