Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 13:11 1 мая 2020

Никольские храмы как вехи Русской Истории: Никола Белый и другие

Продолжение. Начало см. в моих публикациях от 15 и 29 апреля, 14 мая 2017 г., от 30 сентября 2019 г. и от 1 и 19 февраля 2020 г.

Внимательные читатели, а на моей ветке – Слава Богу! – есть и такие, и их немало, уже обратили внимание на то, что я каждый раз несколько изменяю наименование цикла. То «Никольские» храмы, то «Николинские», можно, кстати, столь же правомерно употребить и термин «Николаевские»… Причина проста – сайтовский цензор не пропускает материалы с названием, которое уже фигурировало в публикациях данного автора. Вот и приходится как-то выкручиваться…

Славный город Серпухов!

Город-крепость, надёжный форпост Московского княжества и в период татаро-монгольского нашествия, и в пору литовско-польской интервенции.

Первое упоминание о нём (1399 г.) относится ко времени правления московского князя Ивана Калиты (1288-1340, княжение: 1322-1340), однако древнее городище на месте нынешнего Серпухова – судя по раскопкам – существовало уже в Х веке, на заре становления Русского государства.

Успел Серпухов побывать и стольным городом удельного княжества – владением сыновей и внуков Ивана Калиты.

В 1374 году при удельном князе Владимире Андреевиче Храбром (1353-1410, княжение: 1358-1410) начинается строительство Серпуховского Кремля. Князь Владимир – один из главных персонажей Куликовской битвы, действовавший со своими согражданами в составе Засадного полка, во многом определившего исход сражения.

Серпуховчане принимали активное участие и в событиях 1610-1613 гг., они мужественно сражались и в Первом ополчении П.П. Ляпунова, и во Втором ополчении купца К.М. Минина и князя Д.М. Пожарского.

В 1552 году впервые упоминается храм Николая Чудотворца, тогда ещё деревянный, но расположенный в самом центре города. В 1649 году на его месте возвели уже каменное здание, а в 1713-ом, усердием подьячего Михаила Попова, началось строительство нового собора из сахарно-белого известняка, отчего и прозвали в народе сей храм «Никола Белый».

двойной клик - редактировать изображение

С 1833 по 1857 годы была произведена капитальная реконструкция храма в стиле «Русский ампир» по проекту архитекторов И.Т. Таманского и Ф.М. Шестакова.

двойной клик - редактировать изображение

Строительным материалом послужил для него кирпич, но в память о его «былом» -«белом» - величии, здание было толстым слоем оштукатурено, а в элементах декора использовали всё тот же белый известняк.

двойной клик - редактировать изображение

В 1924 году в храм приезжал патриарх Тихон, который присвоил храму статус кафедрального собора.

Через пять лет храм был закрыт и частично разрушен. Приход возобновил свою работу в 1995 году, а через 10 лет собор был заново освящён после капитальной реставрации.

Колокол, установленный на звоннице храма, отлит был в Ярославском крае в 2003 году, и представляет собой редкий сплав бронзы (сплав меди с оловом), серебра и, опять же, меди. Его вес – целых пять тонн, а било («язык») весит 150 кг!

Среди храмовых реликвий особое место занимает икона Божией Матери «Поможение родам».

Остаётся добавить, что в качестве иллюстраций к данному фрагменту очерка использованы фотографии, любезно предоставленные их автором – нашим блогером Алиной Ухановой. Все остальные иллюстрации очерка взяты из открытых источников.

Московская новостройка, спальный район Бирюлёво…

История этой церкви, а можно даже сказать «церквушки», мало похожа на истории тех храмов, о которых мы рассказывали ранее. И она, эта история, лишь подтверждает великую истину: «Пути Господни неисповедимы!»…

Подавляющее число церквей в советское время было либо полностью уничтожено, либо осквернено, разрушено частично и «перепрофилировано».

Решение о строительстве этого деревянного кладбищенского храма в Бирюлёво (рядом с одноимённой станцией) было принято «самим» Моссоветом в 1924 году. Его настоятель священник о. Василий (Конардов) в 1937 году был арестован и расстрелян (похоронен на Бутовском полигоне), но, несмотря на расправу с настоятелем, приход продолжал действовать. С начала 40-х годов прошлого века до дня своей кончины, последовавшей в 1956 году, приход возглавлял митрофорный протоиерей Николай (Перехвальский). Вскоре после его смерти храм полностью сгорел. В пору т.н. «хрущёвской оттепели», власть, разумеется, не допустила восстановления храма (остаётся и вопрос: а не её ли содействием разгорелся тот опустошительный пожар?). Но – опять-таки – приходская жизнь продолжалась, а службы проходили в бывшей церковной сторожке, которую тайно переоборудовали в молитвенный дом!

двойной клик - редактировать изображение

С 1997 года при храме начал действовать Православный центр Образования святителя Николая Чудотворца. Возводится просторное здание нового храма.

Одной из храмовых святынь является икона Божией Матери «Скоропослушница», а на территории храма находится могила схимонахини Филимоновского Княже-Владимирского монастыря Серафимы (Ушаковой, 1875-1950), часто посещаемая паломниками.

Матушка Серафима – одна из самых почитаемых прозорливиц (существование женского рода от слова «прозорливец» многими оспаривается, но такое слово есть в словаре Ушакова) ХХ века, она считается покровительницей всех жителей Бирюлёва, и её нередко называют Серафимой Бирюлёвской…

Один из первых читателей этого очерка спросил меня – а по какому принципу я отбираю «объекты» для описания? Можно ответить так. Основу («объекты осмотра») путешествия составили те храмы во имя Святителя Николая, с которыми меня каким-то образом связала судьба (и это не излишний пафос, а констатация фактов). О каких-то никольских церквях я узнал, работая над этим материалом, что-то мне подсказали читатели. Для верующего человека ничего случайного в подобной работе быть не может!

На сегодняшний день из почти сорока тысяч российских храмов (цифра весьма приблизительная, дело в том, что к «храмам» относят и молельные дома, и домовые церкви, и вообще все помещения, где может (согласно церковным требованиям) совершаться Литургия), почти 25%(!) освящены в честь Святителя и Чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских! И это – абсолютный рекорд (если такое определение можно отнести к нашему случаю!), при том, что на Руси существует без малого почти тысяча(!) вариантов посвящений! Ясно, что для того, чтобы описать и хоть кратко охарактеризовать историю всех Никольских храмов страны, потребуется многотомное издание…

Кстати, по посвящениям за никольскими храмами следуют покровские – Покрова Пресвятой Богородицы – около 8%, далее – Живоначальной Троицы – около 7,5%, иконы Божией Матери Казанская – чуть более 7% и, наконец, михаило-архангельские – 5,5% и успенские – 5%...

Возвращаемся на маршрут…

Мы уже рассказывали о храме Святителя и Чудотворца Николая в Ницце… По имеющимся данным и за рубежом у Русской православной церкви более всего храмов посвящено Мир Ликийских архипастырю!

Наш рассказ о подворье РПЦ в Софии – церкви Святителя Николая, бывшей посольской церкви в Болгарии…

История строительства и освящения этой церкви носит на себе отпечаток непростых русско-болгарских отношений в конце XIX – начале XX вв.

После завершения Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда Русская армия была как никогда близка к завоеванию проливов и Константинополя, но была остановлена противодействием Англии и Австрии, в Болгарии значительно увеличилась русская диаспора, представленная, в основном, представителями «гуманитарной миссии», военными экспертами и торговцами. И было принято решение о строительстве церкви для возросшего числа потенциальных прихожан. На месте снесённой рыночной мечети в 1882 году столичные власти выделили под строительство 1800 кв. метров, и начался сбор средств для возведения храма. Первоначально закладка новой церкви планировалась на 1902 год, но по политическим мотивам, она состоялась лишь 5 лет спустя. В торжестве приняли участие Великий князь Владимир Александрович (1847-1909), отец будущего Императора в изгнании Кирилла Владимировича (1876-1938), Царь Болгарский Фердинанд I (1861-1948) и наследник престола, будущий Царь Болгарский Борис III (1894-1943).

Строился храм по проекту академика архитектуры, реставратора и историка русского зодчества Михаила Тимофеевича Преображенского (1854-1930). К 1911 году возведение здания было, в основном, завершено, но отделочные работы продолжались ещё несколько лет. Колокола для звонницы – дар Государя Императора Николая Александровича…

двойной клик - редактировать изображение

Освящение храма состоялось в ноябре 1914 года, а год спустя Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Центральных держав. Этому решению предшествовали две Балканских войны. Первая – война Балканского союза (Болгарское царство, Королевство Греция, Королевство Сербия, Королевство Черногория) против Османской империи с сентября 1912 года до мая 1913 года. Союзу эта война принесла Викторию, но результаты (прежде всего – территориальные приобретения) оказались для победителей «яблоком раздора», и Вторая Балканская война – это уже война бывших союзников против Болгарии, захватившей наиболее обширные земли из «турецкого наследства». Война длилась всего один месяц – с июня по июль 1913 года, Болгария капитулировала, и по Бухарестскому мирному договору потеряла значительные территории. Однако, желание реванша не покидало Фердинанда Первого, и потому выстрел в Сараево он использовал для объявления войны Сербии, прекрасно понимая при этом, что в силу международных договоров, Россия выступит на стороне Сербии, а, следовательно, нападение болгарской армии на Сербию означает объявление войны самой Российской Империи.

В Высочайшем манифесте, подписанном Императором Николаем II 5 октября 1915 года, обращенном ко всем подданным Российской Империи провозглашалось: «Коварно подготовляемая с самого начала войны и все же казавшаяся невозможною измена Болгарии славянскому делу свершилась: болгарские войска напали на истекающую кровью в борьбе с сильнейшим врагом верную союзницу Нашу Сербию. Россия и союзные Нам великие державы предостерегали правительство Фердинанда Кобургского от этого рокового шага. Исполнение давних стремлений болгарского народа ‒ присоединение Македонии ‒ было обеспечено Болгарии иным, согласным с интересами славянства, путем. Но внушенные германцами тайные корыстные расчеты и братоубийственная вражда к сербам превозмогли. Единоверная нам Болгария, недавно еще освобожденная от турецкого рабства братскою любовью и кровью русского народа, открыто стала на сторону врагов Христовой веры, славянства, России. С горечью встретит русский народ предательство столь близкой ему до последних дней Болгарии и с тяжким сердцем обнажает против нее меч, предоставляя судьбу изменников славянства справедливой каре Божией».

В те же дни Николай Александрович писал: «Если бы кто-нибудь мне сказал, что придёт день, когда я подпишу объявление войны Болгарии, я счёл бы такого человека безумцем, и вот, однако, этот день настал. Болгарский король обманул своих подданных, но верю: сознание славянского единства рано или поздно обратит болгарский народ против обманщика».

Во время войны большая часть русских эвакуировалась из Болгарии, уехало и русское духовенство, службы в Николинском храме прекратились. Их возобновление связано с размещением в Софии в январе 1920 года русской дипмиссии генерала А.И. Деникина, но через три года имущество храма было опечатано болгарским министерством по делам вероисповеданий. Однако, до 1933 года формально храм принадлежал Русской Православной церкви за границей (РПЦЗ), но зимой 1934 года он полностью перешёл во владение Софийской митрополии Болгарской православной церкви.

Летом 1946 года храм был возращён РПЦЗ, под начало архиепископа Серафима (Соболева, 1881-1950, канонизирован 03.02.2016, до прославления в лике святых РПЦ (МП), был канонизирован болгарской церковью), управляющего приходами Русской православной церкви в Болгарии. А с осени 1952 года храм имеет статус подворья Русской православной церкви Московского патриархата.

Архиепископ Серафим погребён в этом же храме, к раке с его мощами притекают жители Софии и всей Болгарии, и русские паломники…

Возвращаясь к судьбе Фердинанда I и его сына, напомню – после поражения в Первой Мировой войне Фердинанд отрёкся в пользу своего сына и уехал в имение Кобург (болгарский царь принадлежал к Саксен-Кобург-Готской династии) на севере Баварии в Германии. Его сын, Борис III, несмотря на прогерманскую политику своего правительства и неоднократные контакты с А. Гитлером, официально во Вторую Мировую войну не вступал, и войск на Восточный фронт не посылал. Однако, по согласованию с Третьим Рейхом, его армия ещё в 1940-ом году захватила часть Румынии и часть Македонии с выходом к Эгейскому морю. После внезапной кончины Бориса Третьего, ему наследовал Царь Симеон Второй (род. 1937 г.), правивший с 1943 по 1946 гг. По результатам национального референдума монархия в Болгарии была упразднена, и Симеон II покинул пределы Отечества. Время эмиграции он провёл преимущественно в Испании. В 2001 году вернулся на родину, где созданная им коалиция «Национальное движение Симеона II» выиграла парламентские выборы, в силу чего бывший монарх до 2005 года возглавлял болгарское правительство. Но впоследствии партия Симеона II неуклонно теряла свой авторитет (может быть, в силу не лучшим образом проведённой реституции земельной собственности, благодаря которой сам Симеон оказался у себя на родине крупнейшим землевладельцем), а после того, как в 2009 году в результате парламентских выборов его партия даже не смогла преодолеть 4%-ый барьер, бывший монарх подал в отставку и с поста председателя своего движения…

1.0x