Маликов Е.В. Танец семи покрывал: две маленькие книжки о большом искусстве. – М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2022., 296 с., фото, ил.
Если бы не звонок в редакцию в середине тысячных, на который ответил именно я, возможно, ваш покорный слуга имел бы только заочное представление о Евгении Маликове. К тому моменту мне довелось прочитать ряд его любопытных текстов; имя автора «из Сибири» я запомнил. Поэтому с воодушевлением поспособствовал дальнейшему проявлению Маликова на страницах «Завтра». Но могло статься и так, что даже если бы общение с «Завтра» не сложилось, то Маликов, перебазировавшийся в Москву, не остался бы для меня только ретроспективным чтением. И если моя невключённость в музыкальный театр оставляла мало шансов на непосредственное общение, то в средах современного искусства, на выставках и книжных презентациях, мы неизбежно оказывались на одной территории. А не заметить Евгения там было сложно: например, он мог прийти на дежурную презентацию и превратить её в яростную дискуссию. (К слову, спорить с ним довольно сложно – естественно-научное образование даёт ему умение чётко выражать свои мысли и безапелляционно подавлять оппонентов знаниями и логикой). Искренний интерес, здоровые амбиции, небанальные представления, яркое письмо быстро превратили Маликова в видную фигуру культурно-медийного поля.
Балетный критик, ценящий женскую красоту, консерватор, чьи статьи о современном искусстве достойны учебника, евразиец без азиопства. Неудивительно, что его одновременно издают академический «Канон+» и инверсивно-культурологический «Опустошитель».
И «Танец семи покрывал» одновременно работает на несколько жанров: автобиография, хроника театральной жизни, прикладная культурология.
Есть книги, которые никак не связаны с характером и жизнью автора. «Танец семи покрывал» - абсолютно иная история, это полноценный портрет Евгения Маликова.
Итак, в настоящей книге «осмысливается опыт балетного и оперного критика на примере фигуры нарушителя конвенций, каковым оказывается автор. Описывая проведение длительного социологического эксперимента, дилетантского по методике, но профессионального по провокативности, автору удается рассмотреть то, что обыкновенно ускользает от взгляда ангажированного рецензента. Объектом рассмотрения становится бытие критика как отдельная линия в картине «медиального пространства», а предметом – вопрос о том, кем и как формируется властный дискурс на театре. Для широкого круга специалистов в области профессионального дилетантизма, культурологии и театроведения».
Дипломированный физик Маликов настаивает на том, что фигура наблюдателя предельно важна. Здесь мы видим его взгляд - вдохновенный, раздражённый, возмущённый, влюблённый. «Я больше всего в жизни боюсь показаться объективным. Никакого бизнеса – только личное!»
Тем не менее он умудряется пройти между Сциллой сугубого профессионализма и Харибдой зрительской ажиотации. Или же иначе - Маликов принципиально холоден или же горяч, но только не тёпл, куда зачастую сваливается потребительский подход.
Если балет, то это не только Большой театр, но и МАМТ, и «Балет Москва» и всевозможные региональные площадки. Если опера, то и «Золотой петушок», и панк-опера «Медея». Выбирать интересное и важное (вне зависимости от реакции) Маликов умеет. Сегодня сложно избежать широкого спектра интересов, противоречивых влияний, но кое-кому удаётся выстроить всё это в стройную иерархию. Маликов – из их числа.
Маликов всегда предсказуемо-непредсказуем. Он может найти ценность в локальном проекте и устроить порку «звёздам». А его разгромы «режиссёрских опер» я особо ценю, ибо Маликов не атакует спектакли с дальней дистанции, но уверенно заходит на территорию «противника», его критика имманентна и поэтому куда более убийственна.
Он может быть авангарднее самого радикального эксперимента и требовать предельного классицизма. Но апеллируя к традиции, Евгений не замыкает историю в последние два-три столетия, чем постоянно грешат ревнители таких слов как «классика» и «духовность».
Он верит в божественное происхождение искусства, поэтому воспринимает всё предельно серьёзно. Но именно поэтому может позволить себе обронить: «Я хочу получать удовольствие от музыки, а мне подсовывают неумные шарады». Спектакль для него событие, а не препарирование фактов. Пожалуй, и слово «критик» в его случае – не самое правильное определение, ибо Маликову куда ближе диалектика, нежели критика, а по большому счёту он вообще склонен к сильно «докритическим» временам.
Главное, что читать настоящую книгу очень нескучно. И тем, кто хорошо знаком с творчеством Евгения Маликова, и тем, кто открывает для себя это имя, включая аудиторию, далёкую от мусических искусств. Добро пожаловать в «Танец семи покрывал».