Агентство Associated Press предлагает своим авторам и читателям избегать использования слов, вызывающих "устойчивые негативные ассоциации".
Самый простой способ сформировать нужное отношение к какому-либо событию — прибегнуть к помощи идеологических клише. Избитая тема с обозначением одного и того же человека, взрывающего людные места и режущего глотки своим врагам, как "террориста" или "борца за свободу" (в зависимости от взгляда на него определённого СМИ) сегодня раскрывается как никогда прежде. Информационное поле Запада, частью которого в немалой степени является и Россия, сегодня раздирается тысячами противоречий, многие из которых остры как никогда. Демократы и республиканцы, сторонники ношения оружия и его противники, боснийцы и сербы, люди, поддерживающие эвтаназию, и люди, призывающие повсеместно её запретить, — в рамках каждого из множества этих противоречий ведутся ожесточённые споры, постоянно затихающие и с новой силой разжигаемые массовыми медиа, непрерывно продвигающими по всем направлениям выгодный им идеологический нарратив. Какие бы сложные и многосоставные информационные кампании ни строились сторонами давних противостояний в попытках доказать что-то массам, наибольшую эффективность имеет применение тех самых идеологических клише, от негативной ассоциации которых бывает невероятно трудно отделаться.
Практика издания крупными СМИ руководств по стилю письма для своих сотрудников не нова — множество информагентств составляли списки рекомендаций, соблюдение которых гарантировало бы лучшее соответствие итогового текста стандартам издания. Чаще всего подобные материалы рекомендуют использовать стилистически нейтральные слова, советуют не пренебрегать правилами пунктуации и излагать мысль, соблюдая зыбкую грань между лаконичностью и смысловой наполненностью текста. Словом — всё то, что нужно качественному и идеологически нейтральному тексту. Так было до недавнего времени.
Вышедшее недавно руководство по стилю написания текстов агентства "Ассошиэйтед Пресс" предлагает авторам статей этого крупнейшего мирового информационно-новостного агентства избегать использования определённых слов, вызывающих у потребителей услуг СМИ устойчивые негативные ассоциации. Так, например, вместо слова "мигрант" в определённом контексте авторам АР предлагается использовать "человек, пытающийся въехать в Европу" — очевидно из-за массового недовольства как европейским миграционным кризисом, длящимся уже два с половиной года, так и неспособностью, а порой и нежеланием властей объединённой Европы работать над разрешением этого кризиса. Слово "пролайф", обозначающее принадлежность к движению против широкого распространения абортов, находящемуся ныне в жёсткой оппозиции информационному мейнстриму, провозглашающему аборты базовым правом каждой женщины и чуть ли не необходимостью, рекомендуется заменять словом "антиаборт", дабы избежать представления противников аборта как людей, поддерживающих что-то столь неоспоримо хорошее, как жизнь. Популярное идеологическое клише "террорист" и зачастую идущее бок о бок с ним "исламист" руководство по стилю рекомендует заменять на "ополченец", "атакующий" и даже, внимание, "одинокий волк". Не обошлось и без упоминания ношения оружия — отныне любую полуавтоматическую винтовку следует в обход официальной терминологии называть "штурмовой", так как это создает у читателя негативный образ в ассоциации с оружием. Скептиков и сомневающихся в правдивости теории о связи глобального потепления и деятельности человека больше нельзя называть скептиками — теперь они "отрицатели", словно теория эта давно доказана и абсолютно неоспорима. Руководство призывает использовать слово "правый" как синоним слова "консерватор", а "ультраправый" — как синоним к понятиям "фашист" и "авторитарный милитарист", а также предостерегает журналиста от использования слова "противоречивый", мотивируя это его чересчур частым использованием. Следует отметить, что буквально полтора-два года назад в многотиражных СМИ распространилось негласное правило, запрещавшее сотрудникам использовать в отношении незадокументированных мигрантов слова "нелегал" и "чужак" (alien). Сегодня же, спустя столь небольшое время, даже само понятие "незадокументированный мигрант" старательно искореняется из языка. Избежать подобного рода цензуры не удастся: даже если автор изначального текста рискнёт использовать неугодные слова, при публикации они будут исправлены на идеологически верные. Обозреватель The Hill Рэйчел Александер увидела в новых правилах написания текстов плохо замаскированную предвзятость мейнстримных медиа против консервативно настроенных граждан и задалась вопросом: как могут крупные СМИ провозглашать курс на искоренение этой предвзятости, когда её корни заложены в их руководствах для журналистов?