Эллинская традиция свидетельствует об изначально негативном отношении к богу-Кузнецу Гефесту. По разным версиям, его сбрасывают вниз папа Зевс и мама Гера. Потом Гефеста инкорпорируют в сообщество богов, но видно, что это такие поздние «притирки». И всё равно он выступает в каком-то подчиненном положении, прислуживая богами.
В лревнеславянской традиции Кузнец, напротив, одна из центральных фигур. Единый Бог, Творец, чьими ипостасями выступали функциональные божества, представлялся и как Кузнец. («Крещение Руси»). Здесь указывалось на то, что Творец создал и материальную сторону мира. Речь идёт о Свароге, который образовывал один из триглавов (троиц) вместе с солнечным Даждьбогом и Огнём Сварожичем. («Тайны русской Троицы») К слову, Гефест сочетает в себе как огненное, так и солнечное начало (в частности, создаёт колесницу Гелиоса).
Вот интереснейшее соображение О. С. Широкова: «Можно предположить, что у Гомера этот образ переосмыслен, занижен; первоначально это был бог-творец, создатель и устроитель мира. Отголоски такого представления сохраняются еще у Прокла (in Parm. 130 С р. 829, 9; 889,16 Соus.2; in Tim. 23 I, 142, 18 D., 143,7): Гефест выковал небо (ср. Hesych ἄκμων , οὐρανός )». («Гефест»)
Любопытно, что в Ипатьевской летописи Гефест отождествляется со Сварогом, она рассказывает, как в Египте «после потопа и после разделения языков начал царствовать сначала Местром, из рода Хама, после него Иеремия, затем Феоста, которого египтяне называли Сварогом. В царствование этого Феоста в Египте упали клещи с неба, и начали люди ковать оружие, а до того палицами и камнями бились». (Судя по всему, «Египтом» летописец называл некую древнюю землю – возможно «Скифское царство», воины которого, как сообщали античные авторы, громили египтян.) После Сварога правил «сын его, именем Солнце, которого называют Даждьбогом… Солнце-царь, сын Сварога, иначе Даждьбог, был сильным мужем». Безусловно, про Гефеста – это вставка из Хроники Иоанна Малалы, но характерно, что её связали именно со Сварогом.
Получается, эллины Гефеста принизили, причем, чрезвычайно, хотя отголоски его изначального величия до нас дошли. И это одно из следствий некоей радикальной инверсии, которая некогда произошла в недрах эллинской традиции. («Мифология прогресса или оболганный Кронос»)
На первое место («верховного божества») встал громовержец Зевс, который в славяно-скифо-гиперборейской традиции был эманацией Единого Бога. (Характерно, нечто подобное хотел сделать князь Владимир, осуществивший языческую «Перунову» реформу. Это тоже было чревато инверсией, но князь вовремя сделал самый правильный выбор, став христианином). При этом, были «свергнуты» божества, которые считались у славян «именами» («сторонами») Единого Бога. Это – Уран (Стрибог, «Старый», «изначальный» бог), Кронос (Время, Род) и Гефест (Сварог, «Небесный»)
Эллины свели Единого Бога к богу верховному, одному из многих – владыки, который стоит во главе множества владык. К слову, именно из этой религиозной картины и появилась европейская элитократия, предполагающая господство одного множества (знати – родовой или денежной, а часто всё это вместе) над другим множеством. Меньшинство над большинством, боги над смертными. («Точка и окружность. Монархия и поликратия»)
Славяно-русская традиция иная, здесь боги находятся в Плероме Единого Бога – Сварога, Рода, Стрибога, Святовита. «Часть» выражает «Целое», адекватна ему. (Здесь моделируется райская полнота Первочеловека, Антропоса, потерянная в результате «Большого Взрыва») Монарх – не один из множества владык, он единственный владыка, внутри него находятся все (отсюда и царственное «мы») и он персонифицирует всех. Во многом именно отсюда - русская самодержавная монархия, с её стремлением выражать интересы всех и не допускать возвышения (хотя бы чрезмерного) одних над другими.