Авторский блог Роман Григорьев 00:00 26 июня 2015

Неудобный Проханов и непримиримые каноны

По просьбе некоторых членов Изборского клуба в Рыбинской иконописной мастерской была изготовлена икона Богоматери "Державной" — заступницы и хранительницы государства российского.



Изображение: zavtra.ru



Начиналось все достаточно просто

В последних политических баталиях у вечернего Соловьева на Проханова обрушивались с характерными претензиями к Сталину. Они, по обыкновению, состояли в том, что тот преследовал Церковь и тиранизировал всех и вся.

Я хорошо помню тогдашнее смирение Проханова: он попросту молчал. Во всяком случае, по его внешнему виду было понятно, что проявил он некоторое смирение. Не контратаковал, не оборонялся. Мне даже показалось, что оппонентам удалось найти то самое слабое место писателя, по которому можно лупить долго и без остановки. Не получая при этом ни малейшего ответного сопротивления.

Однако сейчас становится очевидным, что это была лишь молчаливая передышка перед весьма оригинальным броском вперёд.

По просьбе некоторых членов Изборского клуба в Рыбинской иконописной мастерской была изготовлена икона Богоматери "Державной" — заступницы и хранительницы государства российского.

На не вполне угодном с точки зрения Церкви и её канонов изображении представлен Генералиссимус и Полководцы той Великой войны. И стоят они под сенью Самой Божьей Матери.
Стоить сразу же заметить, что на головах победителей нет никаких нимбов. Изображение как бы говорит само за себя. И таким образом, оно выступает немым укором как самой Церкви, так и её догматикам.

Разумеется, писателю уже досталось за это на орехи. Какими только заголовками не разразились газеты: «Проханов хочет причислить Сталина к лику святых», написала КП. И хотя корреспондент того же издания, связавшись с писателем по телефону, получив недвусмысленный ответ о том, что это отнюдь не так, некоторые СМИ продолжили тирады воспалённых заголовков и улюлюкиваний в стиле «кто во что горазд». А про блогосферу и говорить нечего. Там вообще царил такой смрад, что хоть топор вешай.

Неудобный Проханов и вопиющие смыслы

Стоит заметить, что деятельность Проханова нельзя вписать в строгие рамки и ограниченные каноны. Это, прежде всего, самозабвенный поэт империи. Он также выразителен как и эмоционален. Он декламирует смыслы, а не транслирует непоколебимые догмы. Его нужно принимать таким, какой он есть, а не бросаться в него камешками анафемы и возмущения. Он лишь пытается примирить бесконечные противоречия последних десятилетий российской истории. И делает это от чистого сердца. А ведь это всегда трудная задача — примирять непримиримое, и, надо сказать, это почти никогда невозможно сделать.

Так в чем же важность прохановской акции в изборском клубе?

Писатель поднял важные на сегодняшний день вопросы о примирении Церкви, государства и народа. Возможно, он сделал это весьма неудобным и, даже, несуразным способом. Однако же, он не желал кого-либо задеть, а уж тем более, обидеть. К примеру: наши скабрезные звезды повсюду пестрят скандалами заради накручивания собственного рейтинга и приобретения определённого профита. Проханов же — фигура отнюдь не рейтинговая и потому явного умысла «попиариться» у него, уж точно, не было.

Кто-то обязательно махнёт рукою и скажет: это же пресловутая глупость, не иначе! Но это только на первый взгляд. Давайте же говорить прямо и открыто. Как это обыкновенно делает сам Александр Проханов.

Поэт Империи таким образом фактически вопрошает у Церкви: а почему та не желает канонизировать явных героев или полководцев Великой Отечественной войны? Чем они хуже других доблестных ратников России в истории? Разве лишь тем, что принадлежали «не к тому времени и не к тому правительству»? Церковь, в свою очередь, на сей счёт либо попросту безмолвствует либо грозит пальчиком насчёт потенциальных санкций в адрес неудобного писателя.

Ну конечно: монархический период российской истории есть истинно правильный и, во всех смыслах, канонически допустимый. А остальные годы — один сплошной мрак и полная беспросветица. Там ведь и злобный Сталин, там и гонения на Церковь. Да, надо сказать, весьма удобная, несокрушимая позиция. Стоят себе и не сдвинуть даже ломом.

А вот про угнетение народа самодержавной властью, которая, как известно — есть от Бога, Церковь никогда вспоминать не станет. И про некоторое попустительство в её прошлых злодеяниях тоже. Ну да ладно. Здесь мы, наверное, лучше тоже промолчим?

Неразрешимые противоречия

Последние десятилетия дискуссионная повестка о примирении красного с белым так и осталась почти без всякого движения. Оно и понятно: цемент из канонических комплексов и взаимных обид стал только крепче.

А меж тем, противоречия эти, рано или поздно, необходимо будет разрешать. Да да! И кто-то, рано или поздно, должен будет всем этим заняться. Сейчас вот о них вновь заговорил неудобный и совершенно не опасный писатель Проханов, а завтра — в дело вступит очередной Властитель от Бога. Который не будет здесь церемониться и осторожничать. И тогда завоют пастушки и воспитатели народа в своих заспанных келеюшках. Застонут и заохают. Да поздно будет!

Может, уже сегодня есть смысл заняться этими вопросами и перевернуть, наконец, эту спорную и противоречивую страницу истории государства Российского? И пусть лучше это сделает уж сама Церковь, нежели кто-то «неудобный» и совершенно «не осторожный».

Или же вы, господа клирики — сами с усами или придёт новый реформатор — уже со своими усами. Густыми и имперскими. Как сами знаете, у кого.

1.0x