Есть любопытный момент в истории существования любопытных существ, то бишь человеков! Состоит он в том, что поскольку капиталистические отношения утверждались в эпоху набожности людей, пусть и в известной мере уже показной и не вполне искренней, всякому их апологету крайне желательно было бы иметь, если не прямое, то хотя бы косвенное себе оправдание с позиций христианской веры. Но это весьма трудная и, я бы даже сказал, невыполнимая задача! Ведь по имеющимся в наличии данным ни у одного из апостолов, ни тем более у Самого Спасителя, невозможно отыскать ни единого слова в защиту и оправдание неправедно нажитого имущества! А ведь именно на базисе этой неправедности и устроены сами принципы жизнедеятельности капиталистической формации (тут к месту вспомнить и аксиому Прудона: "Собственность есть кража"!). Посему в ход идут самые нелепые измышления и уловки. Скажем, в таком причудливом ответвлении христианской (!?) католической церкви, как протестантство, твёрдо убеждены, без всяких на то доводов и оснований, тем более, без всяких доказательств, что богатые люди – это в своём роде, ни много, ни мало, избранники Божии, это люди, которых любит Бог, любит и даёт им за это богатство, власть, славу! O sancta simplicitas! Или в более удобоваримом варианте: о, святая простота (простота, правда, согласитесь, довольно-таки причудливая)! Да потрудитесь, господа "верующие" буржуа, прочесть хотя бы начальные страницы Евангелий! Где чёрным по белому прописано кто именно соблазняет всеми сокровищами мира, а, следовательно, и заведует, распоряжается ними! Вероятно, и читали, и что-то смутно чувствовали, что-то ныло под ложечкой у этих людей, но как у того евангельского богатого юноши велика была привязка к мошне, велик был "человеческий, слишком человеческий" соблазн мирской славы! Ведь издавна известно, что и сквозь огонь-воду может пройти человек, но редко кто выдерживает испытание медными трубами!
Да что там протестанты! Свои православные дудят в ту же дуду! Дескать, Господь сотворил всех неравными, с разными так-зать задатками! Стало быть, и жить всем им (сотворённым) надлежит с разной степенью комфорта, с разным уровнем достатка! Во как! И от этого, дескать, спасение не зависит, равно как и благодать Божия может снизойти как на богача, так и на последнего нищего бродягу, а посему вы веруйте, православные, веруйте и не задавайте неуместных глупых вопросов, не мудрствуйте лукаво – исполняйте, что вам велено! И вот в свете подобных воззрений рождаются на свет такие перлы святых отцов (см. ниже), что залюбуешься!
Но всё-таки зачем им это нужно? Зачем они с маниакальным упорством, достойным лучшего применения, стремятся с высших духовных позиций, с точки наивысшего авторитета обосновать т.н. "святость частной собственности" (читай: оправдание капитализму, всё здание которого зиждется на этой самой частной собственности!)? Да именно потому, что из этого естественным образом вытекает и её (частной собственности) незыблемость в законодательно-правовом и нравственном (!) смысле, а, следовательно, и "тяжесть греха посягательства" на неё! Именно это позволяет и самим отцам благочинным, и руководимым ними приходам, монастырским хозяйствам и прочим церковным имущественным субъектам обрастать жирком банковских счетов, поместий и угодий, словом, капиталом и собственностью! Как это было столетие тому назад, и как это снова стало четверть века тому! И именно поэтому, несмотря на тщетность стремления батюшек "впихнуть невпихуемое", то бишь доказать недоказуемое, они, отнюдь не смущаются этим, никак не могут угомониться – пыхтят себе натужно и талдычат своё: "не возжелай чужого, не укради, не позавидуй ближнему" и проч.! Но, пардон, отцы благочинные, отцы родимые, всё это прекрасно! Все эти заповеди из "Ветхого завета", естественно, важны и актуальны, но предназначены, главным образом, для того, чтобы как-то оформить и организовать далёкого от совершенства "ветхого человека"! Привести его к такому нравственному состоянию, когда возможно будет его рассматривать в качестве уже "заготовки" для создания человека нового, человека евангельского, уже так сказать почти готового к переходу в иное качество бытия, готового к приятию и в душу, и в жизнь свою самых высоких требований и "стандартов" Царствия Небесного – евангельских заповедей Иисуса Христа! Который, среди прочего, прямо и недвусмысленно говорил: "смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Лк. 12:15)! "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Матф. 19:24)! "если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим" (Матф. 19:21)! А, следовательно, вам, отцам благочинным, по здравому рассуждению в первую очередь следовало бы во исполнение этих заповедей Божьих, каждому лично подхватить упавшее красное знамя социалистической революции, да не щадя живота своего бороться за воплощение её идеалов, вести весь люд православный на борьбу за утверждение светлых идей равенства, справедливости, братства! А не проклинать Советскую власть, анафемствовать в её адрес и умствовать в измышлениях оправданий "устроительству мира Божьего"! (Для всех таковых, вероятно, большим бы сюрпризом явилась та истина, что никакого касательства к сотворению этого страшного и кровожадного мира Создатель не имел, по той простой причине, что "Бог является причиной не всего, а исключительно благого"!).
Какие тут могут быть ещё толкования и трактовки?! Какие ещё неведомые смыслы можно извлечь из тех простых слов Спасителя?! Однако же, умудряются! За сотни лет в толковании этих выражений, как и вообще позиции Иисуса Христа в отношении к стяжательству и богатству, подвизались многие и многие мудрецы и мыслители-богословы! Некоторые их них додумались даже до того, чтобы объявить эти поучения рекомендациями! Словно рекомендации Бога это нечто вроде рекомендаций лектора общества "Знание", и в вашей воле взять их к сведению или проигнорировать! Чудны дела Твои, Господи! Вот, полюбуйтесь, чего они там натолковали:
"Бедные и неимущие так же необходимы в мире, как богатые и много имущие, подобно тому, как незаметная травка и кустики зелени среди высоких дерев и больших кустарников (...) И как пустынна была бы жизнь, если б не было ни бедных, ни богатых, ни высоких, ни низких, если бы не было разнообразия в жизни. Представьте себе бесплодную необозримую равнину, заросшую зеленой травой: везде одна трава и ничего больше. Остановится ли восхищенный взор ваш на этой картине? Не вернее ли, что, скучая, утомляясь ее однообразием, он станет искать других предметов? А почему? Потому что нет гор и холмов, придающих необычайную прелесть и красоту равнине. Так пустынно было бы в мире, если бы не было разделения на бедных и богатых, связующего людей в единое общество" (епископ Орловский, преосвященный Ириней, взято из В. Эрн "Христианское отношение к собственности" Гл. 2, IV);
"Неравенство в раздаянии даров человеческого счастья зависит от Господа Бога" (Проповеди, 1905, сентябрь);
"Господу угодно устроить в человеческом общежитии так, чтобы одни были богаты, а другие – бедны" (Душеполезное чтение, 1906, ч. I);
"Неравномерное распределение земных благ между людьми служит свидетельством премудрости провидения" (Руководство для сельских пастырей, 1906, № 37);
"Неравномерное распределение собственности — есть дело премудрого и всеблагого промышления Божия о людях. Если бы все одинаково обеспечены были в средствах жизни, и никто ни в ком не нуждался, то явилось бы затруднение в исполнении заповеди о любви к ближнему" (Душеполезное чтение, 1902, ч. II);
"Неравенство, необходимо и желательно в интересах самого же человечества, чтобы привести его к солидарности (?)"(Православный собеседник, 1911, т. 1);
"Равенство есть только на кладбище" (Церковность, 1913, № 345)
(взято из Георгий Малания "Мы осуждены справедливо")…
Нет, это бесподобно! "Если бы все одинаково обеспечены были в средствах жизни, и никто ни в ком не нуждался, то явилось бы затруднение в исполнении заповеди о любви к ближнему"! Как вам эти "глубокомысленные" и "высоковдохновенные" завитушки логики отцов благочинных? "затруднение в исполнении заповеди о любви к ближнему"! То есть, если человек иногда бросает пятак нищему, то он преисполнен этой самой любовью к ближнему и выполняет заветы Божьи, если же он вздумает направить все свои силы и отдать даже жизнь за дело преобразования общества так, чтобы в нём все нищие и обездоленные стали бы счастливыми и равными со всеми остальными, то он – бунтовщик, смутьян и безбожник, достойный анафемы! Каково!
Или ещё один перл мощной религиозной мысли: "Неравенство, необходимо и желательно в интересах самого же человечества, чтобы привести его к солидарности"! А это каким таким образом, в силу какого такого закона расслоённое общество, да и вообще что-либо разнородное, может быть солидарным, то бишь сплочённым и монолитным? Каким таким хитрым способом могут слиться в едином порыве, скажем, миллионер Савва Мамонтов и убогий нищий из какой-нибудь богадельни?
Да, повторюсь, чудны дела Твои, Господи! Уж явно батюшки тут перемудрили, перестарались в умствованиях своих!..
Но хотелось бы ещё немного задержаться на приведённых выше выражениях Иисуса Христа из Матфея 19:21 и 19:24, в которых практически прямо говорится о несовместимости и даже полярной противоположности духовного совершенства человека и гипертрофированной его собственности-богатства! Ведь, как говорится, по закону сохранения массы и энергии, если в одном прибыток, то в другом обязательно недостаток! И, потом, всё это шкурное шмотьё обладает таким пагубным свойством, как словно гири на ногах тянуть вниз, всколыхивая и будоража низменные инстинкты, когда поднимает голову ветхость души человеческой! С такой тяжестью невозможен образно говоря полёт! А что собой представляет Царство Божие, как не общность "птиц высокого полёта", соборность высокодуховных существ?! Но это там – в вышинах! А здесь, на земле? Не является ли социалистическое общество, которое как раз и обеспечивает облегчённый вариант материальной нагрузки на каждого его члена, тем самым и переносом центра тяжести в большей степени на духовную составляющую? И таким образом, не есть ли социализм (и, тем более, коммунизм!) преддверием Царства Божьего, его репетицией в плотских утяжелённых условиях, где требуется проявление презрения ко всему подобному (имущественно-мещанскому), где человек должен по капле выдавить из себя раба вещизма и накопительства, где добровольный аскетизм является высшей добродетелью?..