Авторский блог Наталия Стяжкина 15:08 6 июня 2016

Несвятой святой Пушкин

Горько, но советская мода преклонения перед Гением уходит. Но память всё ширится, к ней прибавляются и эти, уходящие страницы былого народного почитания и любви. Сегодня по-другому, по-новому растяжками-напоминаниями трепещут на ветру пушкинские слова по всей стране, громогласно зовут нас праздновать Пушкинский День России. Привычно радостно и светло на душе у всех. Уж больше не надо доказывать величие поэта, продираться сквозь скепсис, нигилизм и плохую память былых поколений. Шелуха отпадает сама собой, и как в сказке, всё встаёт на свои места.
16

Необъятен, громаден Пушкин. Его образ всё больше покрывается драгоценной патиной, позолота становится темнее, дороже. Время освящает его лик, усложняет, обогащает краски и тени… Да, более нет былых величавых сталинских чествований поэта, малолюдно и вяло проходят чтения стихов у памятника на Пушкинской площади и с каждым годом гора цветов становится всё меньше. Потребности читателя за последние годы ужасающе трансформировались, и теперь в угоду плебейскому вскормленному запросу пестрят на полках книжных магазинов «труды пушкинистов» о сомнительных любовных списках, долгах, тайнах и скандалах «поэта номер один». Проходя мимо, каждый раз заталкиваешь поглубже и подальше подобного сочинителя, и думаешь – уж лучше бы забыли, чем трепали славное имя в своих грязных пасквилях! Увы, мерзкие дантесы всё ещё живы, ходят меж нами… Лениво издаются произведения и самого Александра Сергеевича. Так, походя… Для программного чтения видимо «равнодушных школьников» да «нищих пенсионеров» – дёшево и бездарно. Куда нам нынче до американцев, которые третьим изданием подряд в 50 000 экземпляров выпускают новые блестящие пушкинские переводы Джулиана Лоуэнфельда (и миллионным тиражом Толстого «Анну Каренину»). Куда нам до тех самых американцев, что не знают, якобы, где Россия!..

Горько, но советская мода преклонения перед Гением уходит. Но память всё ширится, к ней прибавляются и эти, уходящие страницы былого народного почитания и любви. Сегодня по-другому, по-новому растяжками-напоминаниями трепещут на ветру пушкинские слова по всей стране, громогласно зовут нас праздновать Пушкинский День России. Привычно радостно и светло на душе у всех. Уж больше не надо доказывать величие поэта, продираться сквозь скепсис, нигилизм и плохую память былых поколений. Шелуха отпадает сама собой, и как в сказке, всё встаёт на свои места.

Впрочем, зачем говорить о предпосылках? Что мы знаем об истинной реальности? В конце XIX - начале XX веков – казалось бы, Сам Бог велел прогреметь славе Пушкина на весь мир. Золотой век сменяется Серебряным, знаменитым особенной изысканностью, ещё живы современники, ещё помнит земля, как носила на себе лёгкого поступью Поэта. Но нет, не случилось. По Божиему ли произволению, по тайному ли течению событий и дум тогдашней публики – неведомо. Казалось, что русский читатель, прочтя в 1859 году чудесную фразу Аполлона Григорьева «Пушкин – наше всё!» сладко зевнул, согласился: «Конечно, наше всёооо...», - и задремал, навечно выронив книжицу под кровать. По всей России дежурные томики лирики и поэм пылились в книжных лавках, Михайловское стояло пустое, заброшенное, покрытое паутиной.

Про Пушкина вспомнил Сталин. В 22-м году михайловские земли были объявлены заповедными, а в 1937 году, в столетие скорбного, второго Пушкинского дня неожиданно громко прогремели фанфары по всей необъятной нашей Родине. Пушкин стал кумиром советских людей на многие годы.

Что случилось дальше? А дальше случилось странное. Наше диво-дивное, свет наших очей, Александр Сергеевич Пушкин сначала из памятника, потом из кумира стал превращаться в … святого. Несвятого святого, конечно.

Наше сознание с 88-го года, когда произошёл православный переворот «приуроченный 1000-летию принятия христианства», перешло в совершенно другое измерение. Оно получило новую грань, новую перспективу восприятия мира. Многие сокрытые доселе явления стали очевидными нашему глазу. И если мы, выкормленные очень душевным, но атеистическим обществом, ещё близоруки, то наши дети – видят и чувствуют всё. Маленькие, читающие «Оте нась…» вместо «Отче наш», они крестятся на портреты Пушкина, и не понимают, почему он не святой, если своей любовью, своими сказками находился с ними всегда, с колыбельки, как Боженька и как мама.

Их сознание, уже впитавшее в себя первоосновы житийного бытия святых, исторический абрис русских богатырей и воинов, ещё не приучено к временному подразделению на эпохи, к сложностям геополитики того или иного периода. Их сознание вне времени. Мировидение этих чистых ангелов различает лишь души. Именно для них, для нашего «завтра» «павшие за други своя» на Отечественной войне 12-го года, на Великой Отечественной войне – святые воины, а поющие песнь за них и о них – святые поэты.

Наш тленный мир, горящий в грехе, приближается к своему концу. На иконостасе Русского Мира проявляются лики невоцерковленных мучеников за веру, коммунистов-праведников, святых командиров и солдат, святых поэтов и писателей. Собор дивных русских молитвенников сводом смыкается над нами, создавая вечный покров над нашими головами. Пушкин среди них!

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
6 июня 2016 в 16:28

Пушкин - один из немногих, чье легкое дыхание всегда ощущаешь за своей спиной. Спасибо за светлые строки!

6 июня 2016 в 16:38

Этой публикацией редко выступающая на электронных страницах сайта лирическая (сегодня) публицистка Наталия Стяжкина рассказала нам о Поэте, который уж никак, ни под какими "Памятниками нерукотворными" не мог представить себя объектом религиозного (не почти, а религиозного!) преклонения. Пусть не массового, пусть отдельных потомков, но таковых действительно становится всё больше. И особенность этого стекания душ к Пушкину в том, что это не потоки, не волны, но отделённые друг от друга перегородками индивидуальности люди. У каждого из них "Свой Пушкин", что отмечено было уже 100 лет назад"; его несут в душе в сторону непознаваемого до конца оригинала, как высшего существа, чтобы свериться, убедиться в точности своих ощущений.

Со своим Пушкиным двигается в ту же сторону и Наталия Стяжкина. Сейчас она приостановилась здесь на своём пути, и мы можем посмотреть на её Пушкина, сравнить со своим образом, который также несём в том же направлении. Я свой образ Пушкина с увиденным сейчас сравнил, нашёл немало общего, но не ревную, ибо "очень моё" остаётся со мною, а "не моё"... Оно ведь Пушкинское! Значит, наше.

А посему АВТОРУ ЭТИХ ИНТИМНЫХ, по сути, РАЗМЫШЛЕНИЙ, подаренных нам, читателям сайта, дарю от сердца свои поэтические строки:

Готовясь к торжеству намедни,
я поэтической строкой
воспеть задумал Заповедник -
для сердца русского святой.
Но изменила рифма-роза,
и тесно под пером словам...
Так я себе позволю "прозой"
раскрыть своё желанье Вам:

Храни, Господь, озёра, рощи,
поля, луга в изгибах рек
и огонёк свечи полнощной
в окошке Дома на горе.

И пусть хранители простора,
что назван именем Его,
не знают зла, не знают горя!
Да будет труд, покой и воля
основой сущего всего!
С.С.

6 июня 2016 в 17:17

Наталия Стяжкина
Наш тленный мир, горящий в грехе, приближается к своему концу. На иконостасе Русского Мира проявляются лики невоцерковленных мучеников за веру, коммунистов-праведников, святых командиров и солдат, святых поэтов и писателей.
____________________________

Так тонко чувствовать, так грустно рассуждать,
Во дни тщеславных пустословий...

Предполагаю, что СВЯТОСТЬ определяется ПАМЯТЬЮ а ПАМЯТЬ об Александре Сергеевиче Пушкине действительно СВЯТАЯ.
Спасибо Наталия.
С уважением, ТТ.

6 июня 2016 в 18:23

Нужно сказать, что до октября 1917 года бо'льшая часть народа РИ не знала, что на свете жил такой поэт - Пушкин.
И до 22 года в тех краях, где было имение поэта, шла гражданская война - было не до заповедников.

6 июня 2016 в 18:48

Иван, соглашусь, дореволюционный народ гораздо меньше знал о Пушкине, чем советский. Но всё же знал, есть тому свидетельства даже от самих тогдашних простолюдинов. Что касается заповедника, то дом и сад стояли в заброшенном состоянии ещё при царе - достаточно долго, уже после выкупа властями у наследников. Через некоторое время спохватились, сделали колонию престарелых писателей и маленький музейчик. Всё выглядело весьма убого. Потом уже во время Гр.войны всю усадьбу сожгли. Потом отстроили. Потом опять сожгли. Немцы. И уже после войны Гейченко выстроил тот дом, который мы сейчас видим в Михайловском.

6 июня 2016 в 19:51

ЛДобавлю: сейчас мы видим на фундаменте Ганнибалого дома ШЕСТОЙ(!) после того, в котором живал Пушкин. Тот дом разобрал его второй сын Григорий Александрович, на фундаменте поставил совсем непохожее на предыдущее строение дом. Этот второй дом сгорел. Сгорел и третий. В 1918 году "восставший народ" сжёг всё, что горело в усадьбе. Уцелел домик няни. Пятый сожглии немцы, заодно и домик няни. Итак мы видим шестой, восстановленный по литографии Александрова (по рисунку Иванова 1837 года). Внутри - как Бог подсказал: 6 комнат 2 сеней. Я счмитаю, что должен быть внутренний продольный коридор. Со мной согласен ГН Василевич. СС Гейчено так не считал.

6 июня 2016 в 20:14

Иван Малышкин прав: в Гражданку "было не до заповедников", но почему-то их не обходили стороной, а жгли и грабили до последней пуговицы. Добавлю: вообще не до России было, крушили, что под руку попадало.

В.В. Починковской (писательница, смотрительница Михайловского накануне революции) вспоминала, как уничтожалит Михайловское и соседние усадьбы:

17 февраля (1918 года. –
Ночью выходили смотреть зарево. Вторую ночь видели зарево влево от
Тригорского. Вчера и третьего дня сожгли три усадьбы: Васильевское,
Батово, Вече. Сегодня жгут вероятно Лысую Гору...

18 февраля. – Грабят Дериглазово. В Тригорском... зажигают
костры и внутри, и снаружи.

19 февраля. – «Грабят Петровское и Михайловское!» – возвещают
мне утром. А я лежу как в параличе, без движения, от всех этих дум. И
только про себя запоминаю заглавия для таких эпизодов из «Истории
российских революций». Власть злобы и тьмы... Власть завистливой
злобы и бессмысленной тьмы... "

6 июня 2016 в 20:14

Замечательная, по-настоящему праздничная работа. По-женски, с одной стороны, очень личная, с другой стороны – много объективных и прямых высказываний.
Требование «сбросить Пушкина с корабля современности» - следствие «трудов» Писарева и Ко. Но они не очень-то виноваты – они просто слепо верили в то, что вслед за сменой общественно-экономических формаций, должна происходить и смена культурных критериев. Тех поэтов, которых «писаревцы», а потом и тех, кого прочили народу пользы для, ВААПовцы, мы не то, что забыли, мы их и не знали даже… А Пушкин остаётся Пушкиным.
С благодарностью к Автору и с просьбой чаще «баловать» «завтраков» своим творчеством, Георгий.

6 июня 2016 в 20:46

Ещё я добавлю, что Пушкин всегда был и есть Властитель Дум просвещённого общества. Просвещённый не значит обученный грамоте. Можно читать рассказы Бонч-Бркунвича и при этом ничего Пушкинского, кроме обязательного по школьной программе, не читать. Многие верят просто на слово, что Пушкин Гений. А почему? - спросите их. Так все говорят, - будет ответ. Пушкинская аудитория - это те, для кого сочинения Пушкина настольная книга, неотъемлемая часть жизни. Её процент от русскоговорящих был всегда приблизительно одинаков и до революции, и после, и сегодня.

В советское время к Пушкину в Заповеднихк не только ехали, паломников возили за счёт школы и профсоюзов. Сейчас, когда государство не оплачивает ни дороги, ни пропитания, количество паломников резко сократилось. Зато исчезли равнодушные лица. И слава Богу!

Повторяю: Пушкин - певец просвещённого народа, он не гусляр, не кобзарь, не акын. Чтобы испытывать волнение от чтения "Погасло дневное светило" или "Пророк", надо, как говориться, что- то иметь за душой. А чтобы иметь за душой, надо... читать Пушкина. Круг замыкается.

6 июня 2016 в 21:37

CC:
<em>но почему-то их не обходили стороной, а жгли и грабили до последней пуговицы.</em>

Кто? Из ваших цитат не ясно, кто грабил и жёг.
Да, нищий, озлобленный, униженный, растоптанный мужик жёг и убивал. Но так он выплескивал все то унижение, которое претерпел от "лучших людей" России. Кто его загнал в темноту и невежество, в пьянку и разврат? Не правящие классы?
Кто, как не власть должна быть ответственной за состояние народа?
Я, например, уже сейчас наблюдаю, как наш народ загоняют обратно в невежество и растление. Не удивлюсь, если лет через 50 о Пушкине будут знать лишь избранные эстеты.

7 июня 2016 в 05:07

МАЛЫШКИН:
- Нищий, озлобленный, униженный, растоптанный мужик жёг и убивал. Кто его загнал в темноту и невежество, в пьянку и разврат?
СОКУРОВ - МАЛЫШКИНУ:
- Да Пушкин, выходит по-Вашему и загнал, унижая, растаптывая, озлобляя, такими, к примеру, словами:
- И долго буду я любезен тем народу, что ЧУВСТВА ДОБРЫЕ я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я СВОБОДУ и МИЛОСТЬ К ПАДШИМ призывал.

ПРИМЕЧАНИЕ для МАЛЫШКИНЫХ:
Русская интеллигенция, просвещённые слои в целом отличались от таковых на Западе тем, что с подчёркнутым вниманием относились в к мужику, идеализировали его, преувеличивали его страдания. А добились того, что стали первой невинной жертвой разнузданных толп. Да, были нередкие случаи когда со стороны властьимущих творилось беззаконие, насилие, унижение,обман. Но все это - лишь грехи разной тяжести по сравнению с тотальным насилием раскрестьянивчания в 1928/33 годах, когда миллионы семей обрекались на нищету, голод, гибель и рассеивались по России-СССР, не смея пикнуть в ответ, под бдительным оком "органов". Да, при Пушкине провинившихся крестьян нередко пороли всевластные помещики (позор и осуждение!), но не расстреливали из пулемётов целыми семьями, не рвали на клочья мужиков, детей, женщин, стариков артиллерийскими снарядами, не травили газами, что массово применялось при всероссийском восстании "зелёных" против грабительской антинародной власти в 1921-22 гг.

В пьянку и разврат, Малышкин, загнать можно только тех, кто настроен на пьянку и разврат, кто предпочитает то и другое труду в поле, в мастерской, пр.

7 июня 2016 в 05:31

Но МЫ УШЛИ В СТОРОНУ от той тропинки к Пушкину, что проложила Наталия Стяжкина своей публикацией, от настроения, ею созданного и поддержанного первыми комментаторами. Так вернёмся? Начинаю первым. Пушкин только вчера родился. Мы ещё за праздничным столом.

7 июня 2016 в 05:46

Пушкин (с 1814 года, когда появилась его первая журнальная публикация) во все времена, канувшие в Лету и грядущие, творец элитарный. Но его элита - это ЭЛИТА ДУХА, УМА и СВЕТА, никак не денежная, не узко-политическая. В ней может оказаться всякий, кого задел, стал менять в лучшую сторону звук его поэтической лиры, и кто потом вошёл в Мир Пушкина, как в родной дом. В этой Элите Духа присутствуют представители всех сословий, "и гордый внук славян и финн, и ныне дикий тунгус и друг степей калмык". Но Он сам просто так не придёт, необходимы шаги навстречу "самого лучшего друга, пришедшего утром жизни со страницы букваря" (С. С. "Завещание").

7 июня 2016 в 06:04

Как сделать шаг навстречу Пушкину? К примеру, представьте:

Усадьбу с рощами садами,
Господский дом о три крыльца,
Беспечный смех креолки-мамы,
Зевоту русского отца.
Вздыхает (слышу я) сестрица,
Фальшивя, напевает Лев.
Ба, все знакомые мне лица!
Я открываюсь, осмелев.
Представьте, господа и дамы
Меня поэту поскорей.
Из завтра я. Судите сами,
Не повторится случай сей.
А мне в ответ хозяйка рече:
Нам угодить не сложно вам.
Мы – из вчера, а Пушкин – вечен,
Он всюду, сразу здесь и там.

1.0x