В общественных движениях, даже таких нелепых, как нынешние "московские протесты" существует группа, являющаяся эстетическим лицом "акции". И если для революции 1917 года это были комиссары в пыльных шлемах и пролетарии с булыжниками, а в 1991-м НТРовские "кооператоры" и алкоголики, измученные горбачёвским "сухим законом", то сейчас целевой аудиторией потребителей политической пропаганды являются невнятные лица с мобильными устройствами, выражения глаз которых невозможно выяснить из-за смешных очков.
Забавная генерация, представителей которой, однако без тени юмора объявляют "узниками совести" после десяти суток административного ареста. Представители этого "нового героического сословия" могут всерьёз путать водомёт и поливальную машину, известив об этом всех своих читателей в Твиттере. И ведь действительно, водомёты, танки и БТРы тут - лишние. Ещё удивительнее, что свои лайки, ретвиты и репосты - они с той же серьёзностью считают важной и нужной деятельностью, способной привести к глубоким и "прогрессивным" общественным изменениям.
Для политического обозначения этой группы лиц приняты термины "рассерженные горожане" или "креаклы". А для позиционирования субкультурного явления избран термин "хипстеры". Конечно, для начала революционных гуляний, в едином порыве - были отмобилизованы множество никак не пересекающихся, даже враждующих между собой групп. Сумели собрать всех, от содомитов до националистов, от обманутых дольщиков до футбольных фанатов, от крайне левых либералов до либералов крайне правых. Но плавно перетекающим осадком остались именно эти люди. Эстетически отличающиеся от "путинского гламура", но одновременно существующие именно благодаря путинскому запрету на пересмотр итогов приватизации.
Когда-то у них не было даже названия. Для обозначения этого, "постгламурного" контингента, их "властители дум" изыскивали, например, такой причудливый термин, как "кидалты". Видимо, из-за созвучия с "кидалами". Модный лейбл в ход не пошёл и был выброшен с корабля прогресса и модернизации. Но креативная мысль, по привычке, продолжала шарить в исторических недрах западного андеграунда.
Изначально, послевоенных, аутентичных, американских хипстеров, идеологи в Штатах выращивали для того, чтобы было кому на картины Джексона Поллака смотреть. Но даже в этой малости хипстеры прошлого не совпадают с нынешними. Уравнивать их примерно так же корректно, как объединять революционные порывы Маяковского и занудный регресс Евтушенко на основании того, что оба рифмовали стихи лесенкой. Если хипстеры середины прошлого века, при всей своей зависимости, всё-таки сумели вывести из провинциального состояния американское "актуальное искусство", то их нынешние аналоги - для "прорывов к высотам мирового признания" совершенно не подходят. Ни одного Ай Вэйвэя, бодро навязавшего свой дискурс западным масс-медиа, среди них нет и не предвидится. Они насквозь вторичные, невзрачные, некрасивые. В родных осинах всё получается не так, как в иностранных прериях. К примеру, сразу произошла социальная сегрегация "субкультурных прогрессистов". Прослойка поделилась на грязных хипстеров и благородных ВИПстеров. Вторые - выглядят так же, как первые, но отличают Гегеля от Гоголя, айфон у них настоящий, а не китайский, ну и конечно, они с деньгами. Классовое разделение в едином движении - явление, как правило, "неформальным объединениям" не свойственное.
Для того, чтобы соответствовать эстетике панка или хиппи - нужна определённая степень нигилизма, презрения к общественным нормам, дресс-коду офисов и шопинг-центров. Для того, чтобы соответствовать эстетике гламурных метросексуалов или комсомольских активистов типа "яппи" - нужно напрягаться, строить карьеру, посещать не только финансовые учреждения и модные тусовки, но и тренажёрный зал. Для того, чтобы влиться в ряды однообразных хипстеров - не нужно ничего. Это не конформизм, это тотальный инфантилизм, блокирующий сознание. Эпигоны вытряхнутой из пыльного чердака части американской субкультуры, без сомнения - склонны к суициду, но и в этом есть сермяжная правда. Промыслов, которыми предписано заниматься хипстерам (медиа, дизайнеры, юристы) - на всех не хватает. Как говаривал когда-то Павел Грачёв "учёных много, а умных мало. Комвзводов не хватает".
Они и так уже заняли чужие медийные ниши. Ведь неспортивные, некомпетентные хипстеры закрепились в креслах спортивных комментаторов, и производителей сериалов для официозных СМИ. Уволить их без обвинения в "политической цензуре" - невозможно. Они - отягощающий фактор для развития собственного сектора занятости. В какой-то мере активность креаклов - истеричный вопль группы, застигнутой врасплох кризисом перепроизводства. Их просто столько не нужно. От увеличения клонов либеральных СМИ - либеральная аудитория не расширяется. От плясок вокруг "Пусси Раит" объёмы продаж арт-объектов не увеличивается. От лайков в Фейсбуке не множатся даже ряды "защитников чего-то там". И суши из Инстаграмма на экранчике гаджета - нельзя съесть. Кстати, о сети Инстаграмм, куда "рассерженный горожане" любят помещать фотографии. Она изначально тестировалась для фотографирования еды. По чьему-то меткому замечанию, эта сеть придумана еврейскими мамами, чтобы знать, где ребёнок находится и что он ест. Ожирение – вот главная опасность для сходящей на нет генерации, а вовсе не репрессии режима.
Хипстерство - это безопасный возврат к подростковости, особенно приятный для тех, кто подростком никогда не был. Видимо, отсюда возврат слова "подросток" в лексикон тех, кто раньше употреблял слово "тинейджер". Отсюда же волны сочувствия подросткам, которые то прочтут про суициды в интернете, то массово станут «отверженными гомосексуалистами», то вдруг - массово лезут в петлю из-за неспособности пройти ЕГЭ. О себе пекутся, не иначе.
Может быть, именно это погружение в детство, попутно, так их и политизирует. Ведь человек, воспринимающий шушеру из девяностых "борцами за свободу" - действительно, должен быть несмышлёнышем. Этот эстетический инфантилизм заметен именно в моменты постпраздничного, митингового "катарсиса". Креаклы долго блуждают по переулкам, гордо демонстрируя белую ленточку. Примерно так в советские годы некоторые новоиспечённые пионеры не снимали красный галстук и после школы. Зато потом делали шерифские звёзды из октябрятских значков, и как только не издевались над другими атрибутами подростковой структуры. Хипстерам кто-то не дал походить положенное время в красном галстуке. Наверное, старшие товарищи дразнили. Хоть надежд мало, но будем надеяться, что вскоре доносят. Ведь убирать за ними придут ленивые гастарбайтеры, которые спрос на плоды трудов креативного класса, не увеличивают. Белое кольцо само сжимает свой инфантильный протест.