Сообщество «Форум» 16:23 5 марта 2016

Несколько слов о концепции просвещённого сталинизма

Сталин по-прежнему остаётся важным концептом в русском общественном сознании. Кто-то восхваляет вождя, кто-то - категорически не приемлет. Есть и те, кто пытается осознать эту фигуру в её таинственном противоречии.

Недавние дебаты Александр Андреевича Проханова и Владимира Вольфовича Жириновского о коммунизме навели меня на размышления о той странной, таинственной роли, которую фигура Сталина до сих пор играет в коллективном русском сознании.

Воплощая в себе и вершинные достижения и страшные «издержки» Советской Империи, само слово «Сталин» является своего рода культурным кодом, концептом, едва ли не абстрактным понятием, столь поляризующим наше общество. Оценки деятельности и личности вождя варьируются от слепого обожания до тотального неприятия.

Понятно, что, например, представители так называемого «либерального» лагеря, в задачу которых, в частности, входит разрушение фундаментальных кодов русской идентичности, всячески пытаются очернить генералиссимуса, выставить его кровожадным монстром, заточившим в лагеря всю нацию. Подобные вбросы являются лишь элементом пропагандистской информационной атаки на Россию и не представляют большого интереса для серьёзного анализа. Так же скучно выглядят порой и доводы ярых «адептов» сталинизма, которые бездумно ставят вождя на пьедестал, не желая ничего слушать о тех репрессиях, которые реально происходили в стране и жертвами которых стало, в частности, много неповинных людей.

Но есть и третья, так сказать, серединная позиция по отношению к Сталину, которая пытается воспринять обе стороны медали. Можно обозначить этот подход словосочетанием «просвещённый сталинизм». Приверженцы этой концепции – это не бездумные идеологи, не оголтелые пропагандисты. Это образованные люди, политологи, мыслители, деятели культуры. Они взяли на себя труд изучить историю и России, и Советского союза. Они обладают мощными аналитическими способностями. Многие из них прямо заявляют о своём патриотизме, о поддержке той политики, которую проводит государство. И, тем не менее, обладая полнотой информации о вожде, будучи осведомлены об издержках советской эпохи, они делают решительный выбор в пользу Сталина, прославляют его, называют себя сталинистами. Ярким выразителем такой идеологии является, например, Александр Проханов. Судя по всему, и некоторые другие члены Изборского клуба поддерживают эту концепцию.

Мы не можем заподозрить Александра Андреевича в отсутствии здравомыслия или в непатриотизме. Это мощный государственник, многие годы отстаивающий интересы нашей страны, верящий в большую имперскую идею России. И, тем не менее, на мой взгляд, и у него, и у некоторых его сторонников происходит очень интересная аберрация восприятия. Попытаюсь объяснить, о чём идёт речь.

В фильме Дэвида Линча «Шоссе в никуда» главный герой Фред в приступе ревности жестоко убивает свою жену, но потом как будто не может вспомнить об этом. Пока он сидит в тюрьме, ожидая приговора, происходит таинственное событие. Персонаж в буквальном смысле превращается в другого человека. У властей нет выхода, кроме как отпустить этого ни в чём не повинного персонажа на свободу. Новый, преображённый герой Пит вскоре встречает женщину, как две капли воды похожую на жену Фреда. Она втягивает его в опасную игру, где присутствуют ревность, предательство, измена.

Если объяснять этот фильм не буквально, а с психологической, метафорической точки зрения, то становится очевидным, что Пит – это всего лишь плод воображения Фреда. На самом деле, главный герой всё ещё сидит в тюрьме, ожидая приговора. Тот факт, что он убил свою жену, был настолько невыносимым для героя, что его сознание стёрло это событие из памяти. Более того, он как бы отказался от себя прежнего, выдумал для себя новую личность и новую историю, в которой он – наивный симпатичный юнец, а его жена жива и невредима.

В фильме «Шоссе в никуда» речь идёт о психологическом механизме самозащиты. Некоторые мысли настолько невыносимы, что сознание блокирует их, прячет в свои тёмные закоулки. Вот и «просвещённые сталинисты», на мой взгляд, являясь прекрасно осведомлёнными об "издержках" сталинской поры, отвергают их, предпочитая сосредоточить своё внимание на победах и дерзаниях. Сторонники этой концепции вытесняют ГУЛАГ, репрессии, застенки, политические процессы, вереницы чёрных воронков из активной области своего сознания, пытаются стереть это из своей культурной памяти. Ибо все эти моменты как будто бы мешают им в полной мере воспринять величие и мощь Красного Проекта, символом которого, во многом, является генералиссимус. Но можно ли винить апологетов вождя за страстное стремление к Победе, за продвижение идеи русского чуда? Разумеется, нет.

Страна изголодалась по подвигу, по великому общему дерзанию. Годами Запад под предводительством Америки ведёт против нас информационную и экономическую войну, а мы всё отмалчиваемся, сохраняем благородную дистанцию. Так называемые «либералы» продолжают поливать страну и народ грязью, а мы всё твердим про свободу слова и терпимость. Неудивительно, что в этих условиях мы грезим о тех временах, когда наши танки врывались в Берлин, когда советские солдаты водружали красный флаг над Рейхстагом, когда мы спасали весь мир от фашистской угрозы. Мы вспоминаем о покорении космоса, о колоссальных общенародных стройках, о величественных заводах, которые один за другим появлялись на огромной, необъятной территории советской страны.

Но нам нужно понять и осознать не только великие дерзания Красной Империи, но и страшные процессы, происходившие в ней. Александр Андреевич недавно опубликовал статью «Слеза ребёнка», вынеся в заглавие цитату из Достоевского. Мы помним, сколько метафорических «слёз ребёнка» было пролито во время тяжёлого строительства Красной Империи. «Просвещённый сталинизм», судя по всему, старается вовсе не замечать репрессии, депортации, аресты, гонения, списывая это всё на «издержки» советской поры, оправдывая это чудом Победы 1945 года. Нам нужно смело пытаться разрешить это довлеющее противоречие, ибо только так мы сможем обрести полноту восприятия той странной, сложной, величественной эпохи, которая носит название «СССР».

Мы должны провести сознательную философскую переориентацию, оставив Красный проект в советской эпохе. Не потому, что он плох, а просто потому, что мы живём уже в другой стране, в другой Империи. От России отторгнуты бывшие советские республики. Грузия и Украина пошли на нас с войной. Исчезла сама советская система, номенклатура. А грёзы наши всё те же, о тех сталинских, Красных временах.

Необходимо двигаться вперёд. Из советской эпохи нам нужно взять всё самое значимое и выдающееся: покорение космоса, индустриальное развитие страны, идею о мобилизации, о сплочённости нации перед лицом общего врага, осознание мистической русской Победы в 1945 году. Но вместе с тем, как бы это ни было психологически трудно, мы должны отвергнуть злодейство сталинской поры: лагеря, доносительство, расправа с неугодными, репрессии, цензура. Стране предстоит выработать мощную модель развития, базирующуюся на подлинно гуманистических основаниях. Предстоит найти новые, не сталинские коды. И мы уже начинаем выискивать в суматохе современных политических реалий эти важные ориентиры, мы уже можем их назвать. Это Крым, Донбасс. Это борьба с терроризмом в Сирии. Это единство народа, которое мы демонстрируем в ответ на разного рода санкции и провокации, в ответ на клевету и пропагандистские вбросы Запада.

Нужно понимать психологическую подоплёку «просвещённого сталинизма», не навешивать идеологических ярлыков на приверженцев этой концепции. Для них фигура вождя – это некий магический символ русской Победы, того удивительного подвига, который совершила наша страна в 1945 году. Но также генералиссимус для них – это ещё и олицетворение рывка, дерзания, возрождения страны, того мощного общенационального единства, которое поможет нам дать решительный отпор супостату, будь то внешний враг, или затаившийся в недрах России лазутчик.

1.0x