Авторский блог Ирина Логвинова 15:38 13 июня 2020

Несколько слов о пресловутой цифровизации

Где вы, времена древнегреческие, когда в садах под оливами ученики постигали неторопливо мудрость, исходящую от Учителя... Эти сады Академы потом перекочевали в закрытые помещения - классы. Знания умножились, учителей стало больше. Но вот пришел так называемый прогресс - компьютер, который навязывают нам вместо живого общения... При этом никто не думает о здоровье тех, кто целый день вынужден жить около компьютера: читая лекцию, проверяя тонны заданий, приходящих на почту, делая отчеты, скриншоты, новые задания, в промежутке пиша статьи научные, отвечая на письма друзей и коллег... "Чуть помедленнее, кони... Чуть помедленнее..."...

Хочу высказаться о пресловутой цифровизации, которую так упорно (с настойчивостью, достойной лучшего применения) продвигают некоторые всем известные в России люди...

Я не ретроград и люблю погресс, но там, где он на самом деле необходим. Конечно, удобно сразу печатать статью в компьютере и тут же отсылать ее по электронной почте. Удобно пользоваться мобильным банком. Удобно... много чего. Но...

Но есть такие сферы, в которых электронная среда очень недобна. И это те сферы, которые требуют личного общения, построены на подражании (ученики так или иначе подражают любимому учителю). Обучение по интернету - это все равно что "в одно ухо вошло, из другого вышло", тем более, что многие возможности реального общения оно отсекает, но не как сухие и отжившие ветки, а как ветки полные сил, налитые соком. Если можно привести такое сравнение...

Живое общение предполагает контакт глаза в глаза. И вдохновение приходит, когда видишь заинтересованность в глазах учеников. А занятия с иностранцами? Нам нужна доска, нужен мел, что-то писать, стирать, писать еще раз, поставить звукозапись, провести аудирование... Как мне, без потери времени и нервов провести аудирование, общаясь с учеником в чате Wechat, поставив ему запись на компьютере и приблизив к динамикам микрофон гарнитуры мобильного телефона? Это же порнография, извините. Это профанация. Это позор... Особенно, если группа нулевая по знанию русского языка и требует усиленного внимания, когда надо к каждому подойти, у каждого в тетрадке поправить, с каждым прочесть внимательно несколько раз, соблюдая ударение и интонацию... В русской аудитории - то же самое. Читаешь стихи, когда перед тобой аудитория - видишь их реакцию, попутно можешь объяснить некоторые места. А когда читаешь в zoom или по скайпу, или записываешь лекцию? Ты же не видишь реакцию. Ты не можешь предугадать, как отзовется твое слово... И что останется в головах слушателей? Просто набор знаний? Он никому не нужен без осмысления, переживания.

Поэтому пришла мысль, которая очень часто приходит в голову. И связана она с тем, что наша, европейская, культура развивается на фундаменте древнегреческой. И философия наша корнями там питается, и культура, и искусство...

Где вы, времена древнегреческие, когда в садах под оливами ученики постигали неторопливо мудрость, исходящую от Учителя... Эти сады Академы потом перекочевали в закрытые помещения - классы. Знания умножились, учителей стало больше. Но вот пришел так называемый прогресс - компьютер, который навязывают нам вместо живого общения... При этом никто не думает о здоровье тех, кто целый день вынужден жить около компьютера: читая лекцию, проверяя тонны заданий, приходящих на почту, делая отчеты, скриншоты, новые задания, в промежутке пиша статьи научные, отвечая на письма друзей и коллег... "Чуть помедленнее, кони... Чуть помедленнее..."...

Смысл жизни человека не в ускорении, не в уходе в виртуальную реальность, а в том самом медленном и вдумчивом постижении себя и мира. А прогресс должен быть только в помощь, а не во вред. Нельзя всё заменить виртуальной реальностью. Нельзя всё ускорить до абсурда, как в фильме с Аленом Делоном "Спешащий человек"...

Вспомните Евтушенко "Проклятье века - это спешка"...

Проклятье века — это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Поспешно пьют, поспешно любят,

и опускается душа.

Поспешно бьют, поспешно губят,

а после каются, спеша.

Но ты хотя б однажды в мире,

когда он спит или кипит,

остановись, как лошадь в мыле,

почуяв пропасть у копыт.

Остановись на полдороге,

доверься небу, как судье,

подумай — если не о боге —

хотя бы просто о себе.

Под шелест листьев обветшалых,

под паровозный хриплый крик

пойми: забегавшийся — жалок,

остановившийся — велик.

Пыль суеты сует сметая,

ты вспомни вечность наконец,

и нерешительность святая

вольется в ноги, как свинец.

Есть в нерешительности сила,

когда по ложному пути

вперед на ложные светила

ты не решаешься идти.

Топча, как листья, чьи-то лица,

остановись! Ты слеп, как Вий.

И самый шанс остановиться

безумством спешки не убий.

Когда шагаешь к цели бойко,

как по ступеням, по телам,

остановись, забывший бога,—

ты по себе шагаешь сам!

Когда тебя толкает злоба

к забвенью собственной души,

к бесчестью выстрела и слова,

не поспеши, не соверши!

Остановись, идя вслепую,

о население Земли!

Замри, летя из кольта, пуля,

и бомба в воздухе, замри!

О человек, чье имя свято,

подняв глаза с молитвой ввысь,

среди распада и разврата

остановись, остановись!

1.0x