Авторский блог Евгений Фатеев 12:04 7 июля 2023

Несколько путаных размышлений о библиотекарях-джедаях

На наших глазах происходит таинство актуализации «библиотеки», «музея», «архива»

Помните один из героев фильма «Москва слезам не верит» говорил о том, что скоро не будет ни театра, ни кино, а останется одно сплошное телевидение. Прошли годы. Есть и телевидение, и кино, и театр. Правда кино и театр стали другими. Не случилось прямолинейного и простенького «не будет», случилась трансформация. Театр, дитя религиозных мистерий и способности человека к подражанию, к «как бы», стал более элитарным, стал больше поводом с социальности, хорошей строчкой в меню урбанистического быта. А сегодняшнее кино – это длинный промо-ролик, рекламный ролик к «чистому контенту», который «разматывается» на целое созвездие носителей – компьютерные игры, игрушки, книги/комиксы и так до бесконечности. А ещё сегодняшнее кино временно превратилось в немного затянувшийся сериал.

Примерно то же самое говорили, да и говорят до сих пор, об интернете, онлайне, диджитале. Скоро не будет ничего, останется один интернет и то, что «в» нем. Даже возрастные чиновники научились «читать интернет», некоторые даже плавают в цифровом море как рыбы. Об этом мало говорят, но я вижу по своей аудитории в социальных сетях, как диджитальную среду приходят очень, даже очень взрослые люди. Интернет стремительно взрослеет. Взрослеют и наши прогнозы, наши представления о том, чего не будет, а что изменится, какие институты обновят гардероб функций, перестроятся и станут другими. Так цифровая среда порождает решения, бросающие вызов институтам, которые существовали не одно тысячелетие и казались «вечными». Брошен вызов «магазину/лавке», «оптовому продавцу/негоцианту», «офису/конторе”, «наличным анонимным деньгам/сокровищу» и т.д. Перемены здесь происходят с разными скоростями, но тенденцию считать не очень трудно.

Самыми очевидными жертвами, которые принесут первой на алтарь кровожадного божества по имени «Цифры», кажутся такие институты, краеугольные камни социальной памяти, как «библиотека», «музей», «архив». На первый взгляд, они так и просятся на заклание. Их потроха легко перевести в цифру. И вообще «туда никто не ходит». Библиотеки, музеи и архивы – памятники допотопности, архаичности информационной логистики. Вроде всё так. Но вдруг случается чудо, и эти институты обретают новые функции! Они становятся крайне актуальными. Я всегда себе льстил и льщу до сих пор на предмет того, что разбираюсь в делах институциональных. Мне даже посчастливилось строить и даже построить несколько институтов. Если честно, строительство институтов – на мой взгляд – самое захватывающее занятие и самое увлекательное приключение на свете. И особенно интересно наблюдать, как институты, штуки довольно неповоротливые, инерционные, перестраиваются, адаптируются, «переодеваются», реагируя на вызовы среды.

На наших глазах происходит таинство актуализации «библиотеки», «музея», «архива». Причем сами библиотекари, музейщики и архивисты не совсем понимают глубину происходящих перемен. Они пока ещё не понимают, что совсем скоро они станут джедаями. Именно так. Они станут джедаями, нотариусами, хранителями и жрецами реального, настоящего…Им срочно нужно перечитывать Юма, Беркли, Канта и вообще всех философов и готовиться к практике удостоверения реальности являющегося человеку. Им срочно нужно создавать конституцию реальности, потому что очень скоро им придется стать судьями, арбитрами в тяжбах за право считаться реальным, быть…Вроде звучит общо и даже иронично, но я серьёзен как никогда. После того, как осел дым цифрового анархизма, плавно переходящего в романтизм, а потом обратно. После того, как в цифровой мир ломанулись мы все, как-то больше стало про него понятно. Стали яснее грядущие вызовы, стали понятнее преимущества, стали совершеннее технологии. Настали времена будничной трезвости. Мы трезво относимся к таящимся в цифровом мире опасностям и рискам. Мы видим и великие преимущества, которые дарят цифровые технологии. Мы теперь точно знаем, сколь хрупким может быть осязаемый мир оффлайна. Мы уже научились бояться того, как цифра может сначала истончить вещный мир, а потом вовсе превратить нас в голых дикарей. Мы скоро уже будем готовы к заключению нового контракта с реальностью, в которой растут деревца, журчат ручьи, проплывают облака…Все будет хорошо! Но только если библиотекари, музейщики и архивисты станут наконец-то джедаями.

1.0x