Сообщество «Советская Атлантида» 00:11 11 ноября 2022

«Несколько дней из жизни И.И. Обломова» как фильм об интеллигенции 1970-х

экранизация считается наиболее удачной, если отвечает требованиям текущего момента

Все ретро-фильмы Никиты Михалкова повествуют о современной ему интеллигенции и её подсознательных желаниях. «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), снятый по мотивам романа, это не только о помещике Илье Ильиче и его друге – Андрее Штольце, но о знакомых Михалкову типажах. Именно к 1970-м годам в Советском Союзе сложился интереснейший социокультурный феномен – образованные люди, как правило, не имевшие благородных предков, заняли пустующую нишу родовой аристократии и поместного дворянства.

Это произошло не специально, ибо советская власть не ставила себе такую задачу - вырастить господ из крестьянско-пролетарских детей. Но так вышло. Илья Обломов – уставший и «перегоревший» человек, он когда-то подавал надежды, но потом всё достало, и он лёг на диван. В халате. Знакомо зрителю 1970-х? Отчасти. Ибо сотруднику НИИ вряд ли дали бы такую барскую возможность, но многие тогда предпочитали «делать отсутствие дела», подобно персонажу «Полётов во сне и наяву» (1982), снятых в ту же эпоху.

Бывшие физики-лирики, шестидесятники, не справившись с разочарованием «взрослой» жизни, ушли в курилку или на кухню и - принялись тосковать. Подобно тому, как Обломов позволял себе дрыхнуть, пока в его деревне пашут крепостные и собирается какой-никакой оброк, ... так и наш интеллигент эффектно рефлексировал от зарплаты до зарплаты, страдал от тщетности, пребывал в раздумьях. Имел право! Помимо этого, в «Нескольких днях…» показан типичный любовно-социальный расклад 1970-х.

Перед нами - талантливый от природы, но ленивый главгерой, его деятельный друг, вынужденный с юности много трудиться и – красивая Ольга, влюблённая в того, что ленив, но выбирающая другого – того, что может устроить нормальный быт. Так и бывало в 1970-х годах. Очаровательная и неглупая девушка увлекалась таким вот Обломовым с его нереализованными грёзами и потаённой грустью, потом шла замуж за какого-нибудь завлаба или функционера, напоминающего Андрея Штольца, чтобы …втайне продолжать любить Обломова.

В реалиях 1970-х подобные треугольники встречались довольно часто. Неслучайно даже костюмы персонажей фильма напоминают современные фасоны – Ольга Ильинская носит платья в «романтическом стиле», как это мыслилось в 1970-х – воланы, клёш и пояс на талии (в реальных 1850-х дамы носили кринолины). Опять же – соломенная шляпа с полями, как в журналах 1970-х, а не те, что делались из итальянской соломки в 1859 году. У Обломова – широкие лацканы модного коричневого пиджака, у Штольца – кепи и костюм в стильную клеточку. Да и бакенбарды, как в таллинском издании Siluett, а не в стиле Александра II.

Экранизация считается наиболее удачной, если отвечает требованиям текущего момента, иначе говоря, современна и остра. «Несколько дней…» - попадает в точку. В болевую точку. Но поскольку всё скрашено ретро-антуражем, то эффект – мягче и тоньше. Обломовщина-1979 – это история скучающего поколения, которому было много дано и которое не смогло до конца реализоваться. Обломовы 1970-х шевелились, в отличие от Ильи Ильича - они спорили на философские темы, читали книги (иной раз - запрещённые), играли на гитаре песенки своей молодости и - спали наяву. Но они - господа. Им - можно.

Cообщество
«Советская Атлантида»
22 марта 2024
Cообщество
«Советская Атлантида»
1.0x