На греческом острове Родос, на фоне и в непосредственной близости от самого взрывоопасного из кризисов планеты — сирийского, 3-6 октября состоялся очередной, уже 11-й по счету, международный форум "Диалог цивилизаций", в котором приняли участие более 600 человек из 80 стран мира. Само проведение этого мероприятия в столь представительном формате стало возможным во многом благодаря достигнутому за несколько дней до его открытия российско-американскому компромиссу по сирийской проблеме, за которым последовал отказ Вашингтона от силового вмешательства в конфликт между правительством Башара Асада и оппозицией.
Избежать большой войны
"Направление главного удара" было обозначено президентом и основателем форума, главой ОАО РЖД Владимиром Якуниным. Во вступительном слове он отверг упования на "всесильную руку рынка", якобы способного регулировать все области человеческого существования. Реальность выглядит иначе, и она, к сожалению, такова: неравенство, нечестное распределение благ и возможностей, неспособность обеспечить сбалансированное развитие в локальном и глобальном масштабах. И если в мире существует единственный центр эмиссии резервной валюты, то это означает наличие монопольной модели глобализации экономики и финансов, то есть речь не может идти о свободной рыночной конкуренции. Необходимо немедленно изменить такое положение дел, поскольку эта модель зашла в тупик, из которого есть три принципиальных выхода: военный, революционный и эволюционный. Как подчеркнул Якунин, "сегодня нас подталкивают к большой войне. Это делают те, чья политика основана на фундаменте хищнического потребления мировых ресурсов и на парадигме достижения мирового господства".
Большую войну теоретически оправдывает концепция "столкновения цивилизаций", по сути, исключающая диалог и сотрудничество между крупными человеческими сообществами, которые сформировались на протяжении тысячелетий путем естественных исторических и культурных процессов. Однако на примере возникновения и разрешения сирийского конфликта мы видим, что это не так. С одной стороны, фрагментация отдельных стран и целых метарегионов на маленькие, якобы суверенные регионы (СССР, Югославия, проект Большого Ближнего Востока и т. д.), — осуществляется в интересах определенных внешних сил под флагом "экспорта демократии" с нарушением норм морали и права. С другой стороны, мы видим, как позиция, занятая Россией, Китаем и Ираном — государствами, представляющими разные цивилизации, — позволила достичь консенсуса с США и Европой о возможных путях мирного решения конфликта в Сирии и обеспечить отказ правительства Башара Асада от химического оружия.
КРИЗИС: "ВТОРАЯ ВОЛНА"
Известный японский экономист, бывший исполнительный директор МВФ от Японии Дайсукэ Котэгава в своем выступлении обрисовал текущие перспективы мировой экономики и финансовых рынков. По его мнению, США не могут приостановить программу количественного смягчения и заморозить лимит долга федерального бюджета, поскольку в этом случае мир накроет "вторая волна" глобального системного кризиса, которая по своим последствиям окажется куда более масштабной и тяжелой, чем "первая волна", которая началась с банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers в 2008 году. По мнению профессора Котэгава, сейчас крупнейшие финансовые структуры мира готовятся нанести удар по слабым странам Евросоюза: Греции, Испании, Португалии, Италии, а также по Южной Корее. В то же время у Евразии, особенно у России и Китая, хорошие перспективы развития. На фоне стагнации мировых рынков эти две страны имеют огромное население с масштабным платежеспособным внутренним спросом. Однако, при всей разнице экономических моделей Китая и России, им необходимо обеспечить выполнение крупных государственных программ развития, предоставить государственные гарантии национальному частному бизнесу и предоставить ему кредиты из государственных банков по низким процентам.
Израильский публицист Израэль Шамир назвал отмену уже объявленного Обамой удара по Сирии и приостановку деятельности правительственных учреждений США сильным ударом по национальной психике американцев. Не означают ли эти события надрыва США в роли мирового гегемона? Не пора ли России в этих условиях ускорять интеграционные процессы в Евразии, причем с участием Китая?
По мнению бывшего премьер-министра Италии Романо Проди, огромный потенциал развития России не используется в полной мере, прежде всего из-за того, что отсутствует стратегия такого развития, экономика страны тормозится и всё сильнее страдает от коррупции.
Исполнительный секретарь Изборского клуба Александр Нагорный сосредоточился на рассмотрении отношений внутри "глобального треугольника XXI века": США, Китая и России, подчеркнув, что наша страна получила мощнейший антикризисный импульс в виде Валдайской доктрины президента Путина, которая способна привлечь к России гораздо больше сторонников во всем мире, чем это было в годы расцвета коммунистической идеологии. Все приверженцы традиционных ценностей сегодня видят в России реального лидера и защитника своих взглядов и интересов, что наглядно показало не только развитие сирийского кризиса, но и целый ряд принятых в РФ законов, направленных против пропаганды гомосексуализма, "усыновления" российских детей гражданами стран, не обеспечивающих защиту их жизни и здоровья.
Традиционная семья как оплот цивилизации
Дискуссия, посвященная проблемам образования и современной семьи, сомодератороми которой стали Ларри Джекобс, исполнительный директор Всемирного конгресса семей, и руководитель программы "Святость материнства" Наталья Якунина, стала одним из ведущих событий XI Родосского форума. Отправной точкой и лейтмотивом обсуждения послужили мысли русско-американского социолога Питирима Сорокина. Который утверждал, что семья и брак должны восстановить свое почетное место среди великих ценностей человеческой цивилизации, а система образования — вместо примитивного обучения профессиям и "культуре чувств" сосредоточиться на воспитании альтруизма и чувства долга, развивать творческое начало в человеке. С этим соглашались и сторонники возрождения конфуцианского образования в Китае, и исламские традиционалисты Нигерии, и авангардные исследователи из Канады, христианские и мусульманские религиозные деятели разных стран мира.
Оплотом развития человечества может и должна стать естественная семья, которая защищает ребенка и помогает ему стать членом общества. Под этим понятием, признанным во Всеобщей декларации прав человека как непременное условие выживания и развития всех наций и человечества в целом, подразумевается союз мужчины и женщины в браке, основанном на любви и радости, с целью рождения детей и обеспечения их морального образования, создания домашнего хозяйства, обеспечения безопасности в трудные времена, связи поколений. С тревогой говорили ораторы, что дети в современном мире стали самым дискриминируемым меньшинством: с самого зачатия их жизнь, здоровье и благосостояние не гарантированы и всё меньше защищаются местными и международными законами, тем самым делая их объектом насилия, в том числе сексуального, со стороны взрослых. С трибуны Форума прозвучал призыв к правительствам принять законы, защищающие детей от порнографии и вредного влияния сексуальных радикалов.
Одним из самых эффективных средств адекватной социализации подрастающего поколения, повышения их конкурентоспособности во взрослой жизни было признано домашнее образование. Накопленный им за многие века существования методологический опыт обеспечивает детям статистически подтверждаемое преимущество по всем образовательным параметрам, не говоря уже о трансляции религиозных и культурных ценностей общества. Исследования доказывают, что еженедельные посещения детьми вместе с родителями церквей, мечетей и синагог помогают им лучше успевать в школе, в том числе по математике и естественным наукам. Авраамические религии (иудаизм, христианство и ислам), конфуцианство и прочие мировые религии, дают детям доступ к универсальным истинам, на которых стоит человеческая цивилизация.
Многочисленные участники дискуссии пришли к общему выводу: "Для того, чтобы отойти от "культуры чувств", избежать надвигающегося упадка цивилизации, морали и экономики, социальной несправедливости, все правительства мира должны признать, поощрять и защищать естественную семью и единое (холистическое) образование".
Евразийская интеграция: за и против
С проблемой русской цивилизации, её границ и перспектив развития, оказалась напрямую связана главная нынешнего Родосского форума тема — евразийской интеграции и участия/неучастия в ней Украины. Как заявил советник президента России, академик РАН Сергей Глазьев, сегодня пространство евразийской интеграции — это не только пространство нынешнего Таможенного союза или бывшего Советского Союза. Это также Китай и Япония, Ближний Восток…
Фундаментальный принцип такой интеграции — полное равенство наций-участниц процесса — был сформулирован еще Николаем Трубецким и Львом Гумилевым. Именно этот принцип лежит в основе уже действующего Таможенного союза и грядущего Евразийского союза. Этого принципа не было ни в Советском Союзе, ни в СЭВ, не найти его и в большинстве существующих в мире интеграционных объединений разной степени организационной жесткости, включая ЕС. Укрепление и расширение Таможенного союза, создание Евразийского союза, коридоров и поясов развития С.Ю. Глазьев назвал оптимальным способом преодоления глобального кризиса.
Предстоящее сближение Украины с Евросоюзом директор Института проблем глобализации Михаил Делягин назвал крупнейшей геополитической катастрофой после развала СССР. За два десятилетия экономические и политические "элиты" двух стран совместными усилиями всё-таки реализовали "план Бжезинского", заключавшийся в том, чтобы независимая Украина стала рассматривать Россию как враждебного соседа. При этом интеграционная модель Евросоюза предусматривает серьезные преимущества "старых" членов объединения над новичками — по сути, эксплуатацию вторых первыми. Украина с этим неизбежно столкнется, причем в условиях стагнации мировых рынков. Геополитические интересы России диктуют поиск новых форм взаимодействия с Украиной — лучше всего в форме крупных совместных проектов. Что касается участия Китая в проектах развития модернизации Сибири и Дальнего Востока, то к ним, по мнению Делягина, обязательно надо подключать Японию в качестве "третьей силы".
Директор Института экономики РАН, академик Руслан Гринберг также согласился с необходимостью совместных российско-украинских мегапроектов в сфере экономики и напомнил собравшимся, что развал Советского Союза был бы невозможен без выхода из него России. Сейчас Россия, напротив, становится центром постсоветской интеграции евразийского метарегиона и должна использовать опыт и потенциалы советского периода. Однако решить эту задачу невозможно без параллельной реструктуризации российской экономики, превращения её в эффективную и независимую от внешних колебаний систему.
О важности партнерства России с Европой говорил специалист по статистическому моделированию профессор Василий Симчера. Проевропейская позиция Украины продиктована сиюминутными соображениями элиты, но важна также и нынешняя слабая привлекательность России. Чтобы стать ориентиром развития, России необходима новая экономика с простыми принципами: затраты меньше цен, цены снижаются, физические объемы производства и реальный спрос — растут. Украина, и не только она одна, захочет быть вместе с Россией, если наши ежегодные темпы роста достигнут 8-10%, а затраты на единицу продукции упадут в 2-3 раза. Если в обозримом будущем этого не случится, Россия продолжит терять экономическую конкурентоспособность и политическую привлекательность. Поэтому давно пора менять не только механизмы управления, но и отказаться от либерально-монетаристской модели экономики. У России есть все ресурсы и возможности для ускоренного развития, но реализовать их можно, только продвигаясь вперед, шаг за шагом. Среди важнейших — создание крупных концернов, образование новой финансовой и платежной системы, чтобы не терять миллиарды на продиктованной извне разнице валютных курсов.
О неразрывности экономических и военных аспектов интеграционных процессов говорил советник министра внутренних дел России Владимир Овчинский. Делая выбор в пользу Евросоюза и евроатлантических структур, Украина становится потенциальным противником России. О возможности превращения недавно "братского" народа даже не в потенциального, а реального противника говорит опыт конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Кстати, тогда Украина фактически выступала в качестве союзника Грузии и стоявшего за ней Запада, президент Ющенко пытался воспрепятствовать действиям Черноморского флота России, поставлял оружие войскам Саакашвили. В случае подписания соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС Москва будет вынуждена пересмотреть сотрудничество с Киевом в области производства военной, авиационной и космической техники, перекрыть каналы новейших технологий.
Неожиданный анализ ситуации вокруг Украины предложил академик Национальной академии наук Украины Валерий Геец. По его словам, в многовекторной системе внешнеполитических координат Киева теперь присутствуют не только Запад и Россия — в ней быстро растет значение Пекина. Так, за последние 5 лет Китай вытеснил Германию с позиции главного источника инвестиционных продуктов для Украины, в аграрном секторе он также играет ключевую роль. Если Китай получит и освоит запрошенные в аренду 3 млн. га украинских черноземов, то может начаться не только экспорт произведенного на территории Украины продовольствия в Китай и в Европу, но также импорт китайских финансовых и трудовых ресурсов.
Влиятельный украинский политолог Владимир Грановский объяснил атмосферу секретности, в которой готовились документы об ассоциации Украины с ЕС, и отказ от референдума по этому жизненно важному вопросу интересами олигархата.
Подписание такого соглашения не только легитимизирует нынешнюю систему собственности на Украине — оно должно сделать украинские активы более привлекательными для иностранных инвесторов. По его мнению, присоединение Украины к Евросоюзу осуществляется в интересах США, которые хотят сдержать подъем экономики блока, где главную роль играет Германия, надеются повесить на нее еще одну гирю. Конфликт ЕС с Россией тоже выгоден Вашингтону. Только диалог Россия—Евросоюз способен полностью выявить потенциал евразийской интеграции, подчеркнул Владимир Грановский.
Представлявший Германию известный эксперт Александр Рар указал на разные подходы стран-членов Евросоюза к ассоциации с Украиной. Особую активность проявляет Польша, которая видит в Украине дополнительную буферную зону между собой и Россией. В то же время Германия вовсе не торопится с предоставлением Киеву ассоциированного членства в ЕС. Раскол по украинскому вопросу объясняется также кризисом в США и политической паузой в Германии из-за выборов.
Геополитическая переориентация Украины на Евросоюз станет еще одним крупным успехом Запада по сокращению жизненного пространства России — отметил профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский. Она стала расплатой за интеллектуальную и организационную слабость правящих элит, их неспособность выработать стратегию возрождения России и на ее основе обеспечить экономический, научный и технологический прогресс нации, повысить ее привлекательность для соседей. Мы оказались в новой и еще более неблагоприятной геополитической реальности. Однако у нас есть возможности для компенсации потерь в виде освоения слабо включенных в экономическую жизнь пространств к Востоку от Урала. Опубликованные два года назад статьи президента Путина о необходимости развития Востока России, создания Евразийского союза и укрепления партнерства с Китаем показали, что он нашел стратегический маневр, способный не только обеспечить оживление экономики России, но и создающий геполитическую ось Москва—Пекин с возможным подключением к ней других значимых государств Евразии. Однако провозглашенная Путиным стратегия столкнулась с трудностями объективного и субъективного характера. Скрытое сопротивление прозападных элит, реальная или преувеличенная нехватка средств на подъем Дальнего Востока грозит затуханием интеграционного импульса. В то же время почти неиспользованным остается такой ресурс, как географическое соседство и стратегическое партнерство с Китаем. В условиях выстраиваемой вокруг него США кольца военной и торговой блокады Пекин пошел бы на вложение серьезных капиталов в наши дальневосточные территории. Ускоренное развитие с опорой на собственные силы нереально, но и надежда только на китайские возможности неразумна. Только широкая международная кооперация поможет России по-хозяйски обустроить и навечно закрепить за собой жизненное пространство Сибири и Дальнего Востока.
Депутат Верховной рады от Партии регионов Олег Царев обратил внимание на то, что подписание договора между Киевом и Брюсселем вовсе не означает "конца истории". В современных украинских элитах живут традиции Гетманщины, когда в ХVII веке казацкие гетманы четырежды приносили присягу русскому царю, а затем нарушали ее. Надо не опускать руки, надо продолжать работать с народом, а не только с первыми лицами, призвал украинский парламентарий. Таможенный союз и Россия проиграли все информационные войны с Западом на Украине, поскольку не умеют или не хотят работать системно.
По мнению профессора Карлтонского университета (Канада) Петра Дуткевича, реализуемая Россией идея евразийской интеграции полезна, но в США воспринимается как проявление русского "неоимпериализма". Однако Россия — далеко не единственный источник интеграционных импульсов в Евразии. Например, выдвинутая Си Цзиньпином концепция "Нового экономического Шелкового пути", ориентированная на страны Центральной Азии и призванная обеспечить Китаю гарантированный выход к энергетическим ресурсам Ирана и Каспийского региона, является альтернативной по отношению к проекту Евразийского союза, выдвинутого Москвой. Причем, Китай может обеспечить реализацию своей концепции и финансово, и политически, чего не скажешь про ЕАС.
Подводя итоги прошедшего Родосского форума и суммируя впечатления от него, следует признать, что данная площадка за время своего существования превратилась в один из ведущих центров генерации идей, способствующих позиционированию России на мировой арене в качестве одного из глобальных "центров силы", развитие которого способствует усилению стабилизации и предсказуемости международных отношений, реальному диалогу и эффективному взаимодействию между цивилизациями, определяющими лицо современного мира: западной, китайской, мусульманской и российской.