Сообщество «Форум» 20:39 8 февраля 2021

Нерешённая проблема - это бомба замедленного действия

неужели кто-то в Дамаске всерьёз рассчитывает на помощь Соединённых Штатов?

В пятницу 29 января в Женеве безрезультатно завершился продолжавшийся пять дней пятый раунд переговоров «малой группы» сирийского Конституционного комитета.

Ещё 14 марта 2015 года президенту Сирии Башару Асаду мной было направлено письмо, в котором, в частности, говорилось:

«Некоторые мои друзья-эксперты по проблемам Ближнего Востока советуют Вам, господин президент, проявить инициативу и предпринять практические шаги, которые дали бы возможность оппозиции участвовать в общественно-политической жизни страны, а также содействовать процессу национального примирения, гарантировать свободу слова и действовать в соответствии с требованиями новой ситуации, свидетелями которой мы являемся.

Сейчас, более чем когда-либо раньше, крайне важно, чтобы Вы дали указания компетентным органам развернуть широкую информационную кампанию, адресованную всем слоям сирийского народа, о необходимости запуска процесса мирного политического транзита с широким участием в нем граждан страны».

Сейчас, спустя шесть лет после этого послания, а также после безрезультатного пятого раунда заседаний «малой группы» Конституционного комитета в Женеве, складывается впечатление, что власти в Дамаске намеренно препятствуют работе комитета, затягивают его работу, пытаясь выиграть время, игнорируя волю международного сообщества. При этом они не учитывают огромных перемен, новых политических региональных и международных событий, новой экономической и даже эпидемиологической ситуации, то есть всего того, что произошло в стране за эти годы.

С одной стороны, можно положительно оценить достигнутый сторонами консенсус по таким вопросам, как территориальная целостность и необходимость защиты страны. Все говорят о том, что необходимо помнить погибших в ходе боевых действий. Конечно, мы помним о них. Но нужны ли стране новые жертвы? Можно ли найти какое-либо оправдание тому факту, что миллионы людей страдают от голода, холода и болезней? Почему об этом не говорят, предпочитая разглагольствовать о «национальном суверенитете», об «арабском мире» и т.д.?

Кому нужна страна, если в ней нет граждан? Кому нужна страна, которая не может защитить людей от голода, холода, болезней, а лишь рассуждает о «тесной связи между национальной суверенитетом и внутренними и внешними факторами, которые определяются независимым национальным выбором, позицией, отвергающей оккупацию и внешнее давление»?

Да, всё это очевидные вещи. Именно они составляют основу современного государства. Однако гораздо более важной вещью является жизнь гражданина, человека, которому предстоит жить в этом современном государстве.

Делегации сирийских властей на всех заседаниях конституционного комитета занимают одну и ту же позицию по всем выносимым на обсуждение вопросам. Такое впечатление, что члены делегаций выполняют данные им заранее жёсткие, вполне определённые инструкции, которые запрещают реагировать на любые инициативы и шаги, предлагаемые другой стороной. При этом не желают сделать хотя бы один шаг для того, чтобы выполнить положения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН или хотя бы договоренности, достигнутые в ходе Конгресса сирийского национального диалога, состоявшегося в конце января 2018 года в Сочи.

Такова реальная картина происходящего. Очевидно, что Дамаск не откликается на шаги России и ООН, направленные на выполнение резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Более того, у некоторых лиц в сирийском руководстве, видимо, создаётся впечатление, что Россия «вынуждена» продолжать поддерживать сирийский режим после того, как были разгромлены террористические банды и удалось сохранить сирийское государство. Эти люди полагают, что у российского союзника уже не осталось никакой альтернативы, кроме как завязнуть в сложившейся ситуации. Все другие варианты, как они считают, угрожают российским интересам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, и стало быть, Москве ничего не остаётся, кроме как «продолжать начатое», иначе она рискует потерять всё то, что было достигнуто ранее.

В близких к сирийскому руководству кругах распространяется информация от том, что якобы ситуация для Дамаска значительно улучшится с приходом к власти администрации нового президента Соединённых Штатов Джо Байдена. Более того, кое-кто предполагает, что любой сигнал, посланный Вашингтону Дамаском о готовности отказаться от союза с Россией и начать взаимодействие с Соединёнными Штатами, «заставит американцев серьёзно задуматься об оказании помощи сирийскому режиму». На этом фоне кажутся вполне логичными некоторые утечки информации о секретных контактах между Дамаском, Вашингтоном и Тель-Авивом при помощи неких сомнительных «посредников».

Неужели кто-то в Дамаске рассчитывает на реальную и эффективную роль Соединённых Штатах в урегулировании сирийского кризиса?

Вписывается ли в этот новый «тренд» тактика проволочек, затягивания и бесконечных рассужденний в ходе заседаний о необходимости включения пункта о суверенитете в качестве условия для участия в разработке конституции, о необходимости обсуждения вопроса названия страны и её символов на фоне полного игнорирования основных вопросов, связанных с разработкой и принятием новой конституции, вопросов, которые должны составлять основу работу «малой группы» Конституционного комитета?

На эти вопросы сейчас нет ответов. Может быть, они появятся по прошествии некоторого времени.

И всё же поразительно то равнодушие, с которым сирийские власти игнорируют нечеловеческие, катастрофические условия жизни подавляющего большинства граждан страны, не замечая тот факт, что около 10 миллионов сирийцев считают турок и американцев союзниками оппозиции, гарантами безопасности граждан страны, спасителями Сирии от террористов, а не «оккупантами», как утверждают представители режима. У большинства порвавших с режимом офицеров Свободной сирийской армии (ССА) имеется своя собственная точка зрения по вопросу строительства «новой Сирии». Они считают, что нынешний режим, существующий на протяжении около полувека, неустойчив и нежизнеспособен. Поэтому сирийскому руководству следует понять, что на его плечи ложится огромная ответственность как официального представителя народа страны. Он обязан быть основной стороной, участвующей в достижении политического урегулирования сирийского кризиса, в процессе политического транзита, в процессе перехода к строительству новой Сирии в соответствии с резолюцией № 2254 Совета Безопасности ООН. Он должен делать это вместе с другой, также основной стороной, представляющей более половины жителей страны. Эта сторона также должна участвовать в строительстве новой Сирии.

Эту цель можно достигнуть лишь при помощи прогресса в межсирийском диалоге, идущем в Женеве, путём активизации работы Конституционного комитета, поддержке деятельности специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена. Дамаску пора понять, что все другие проблемы, о которых он говорит, и в том числе «освобождение страны от турецкой и американской оккупации», «дальнейшая судьба Идлиба» и даже взрывоопасная ситуация на юге страны, находящемся под контролем властей страны, можно решить лишь путём запуска процесса политического транзита в соответствии с резолюцией № 2254, где говорится о конституционных поправках и изменениях, и следующего за этим шага – проведении под международным контролем выборов, в которых должны участвовать все граждане Сирии.

Время политических игр, уловок, проволочек и затягивания процесса с целью выиграть время, прошло. Прошло и время «советов друзей», что привело к потери времени на заседаниях конституционного комитета на фоне страданий миллионов сирийцев.

Сейчас ожидается доклад спецпредставителя по Сирии Гейра Педерсена Генеральному секретарю ООН. Доклад должен быть представлен 9 февраля. Хотелось бы надеяться на то, что в этом документе будет изложена подлинная позиция тех, кто несёт ответственность за фиаско на женевских переговорах, в ходе которых в очередной раз не было достигнуто никакого прогресса в вопросе разработки конституции Сирии. Хочется надеяться на то, что Педерсен в своём докладе потребует принятия самых решительных мер в отношении лиц, несущих ответственность за провал на переговорах. Вызывает недоумение тот факт, что Дамаск и лично президент Асад не приняли специального представителя Генерального секретаря ООН. Какие вопросы для президента Сирии могут быть более важными, чем эта встреча? Особенно в условиях, когда граждане страны умирают от голода, холода и болезней.

1.0x