Необходимость невозможного
Авторский блог Екатерина Глушик 02:22 20 мая 2020

Необходимость невозможного

«Это наша с тобой биография»
6

О необходимости мобилизации в нашей стране как единственно возможного выхода из тупиковой ситуации Александр Проханов начал говорить ещё несколько лет назад. Однако даже само слово "мобилизация" вызывало ужас как у либералов, так и у якобы патриотически настроенных ведущих разных ток-шоу на государственных телеканалах. Как только Проханов произносил слово "мобилизация", сразу начинались истерики: "Вы хотите ГУЛАГа? Попрания свобод? Расстрелов?" (А не лишне тут сказать, что с каждым годом растёт число людей, которые ратуют за введение смертной казни для коррупционеров и предателей). 

Едва ли эти паникёры, что стращают мобилизацией, так неграмотны, что не ведают значения этого слова. Итак, словарь русского языка сообщает: "франц. mobilisation от лат. mobilis — подвижный. 

1. Призыв военнообязанных запаса нескольких возрастов на действительную военную службу в связи с объявлением войны. 

2. Перевод вооружённых сил страны из мирного состояния в полную боевую готовность. Мобилизация армии. Перевод всех отраслей народного хозяйства на военное положение. Мобилизация промышленности". 

Но войны нет. Значит, не эта мобилизация подразумевается. 

"3. Призыв, привлечение кого-л. для выполнения какого-л. массового мероприятия, каких-л. задач, имеющих существенное значение. 

4. Приведение в деятельное состояние, привлечение, использование чего-л. для выполнения каких-л. задач. Мобилизация государственных ресурсов". 

Да, именно решение "существенных задач, приведение в деятельное состояние". Но где тут предусмотрены репрессии? Где расстрелы? 

Значит, пугавшие мобилизацией лукавили, и к самому слову старались выработать отвращение, страх перед этим явлением, чтобы оно ассоциировалось с репрессиями и угнетением, трудовыми лагерями и надзирателями с палками. 

И вот вдруг — коронавирус. Экономический кризис. И те же самые шоумены, пугавшие мобилизацией, перехватив лозунг, заговорили о её необходимости. Это для них и в их устах уже не бранное слово. 

Но ведь в один момент человека, которого вы зомбировали криками: "ГУЛАГ! ГУЛАГ!", — не перекодируешь! Кричавшие о том, что призывающие к мобилизации хотят всех превратить в арестантов и лишить свобод, ныне убеждают нас, что сегодняшнее наше подневольное карантинное положение — это необходимость. Иначе — смерть. Так именно это говорил и Проханов: мобилизация или смерть. Говорил тогда, когда поезд ещё ушёл не так далеко и не всё золото через Шереметьево вывезли. Когда точка невозврата не была пройдена. Сейчас разговоры шоуменов о мобилизации звучат фарисейски. Вы выработали неприятие к этому слову, и сколько теперь надо времени, чтобы оно попросту перестало быть пугалом? Так, кстати, было и со словом "патриотизм": в "перестройку" все СМИ день за днём равняли это слово то с фашизмом, то с национализмом, выводя патриотов в маргиналы и чудовища. А потом вдруг все заделались патриотами! Так и сейчас: ещё месяц назад пугали мобилизацией, а сейчас произносят это слово с придыханием. 

В любой кризисной ситуации мобилизация общества необходима. Но мобилизация — во имя чего? Вокруг чего сплотиться? Какая идея в основе? Кто сформирует идеи, которые примут все? Должна быть выработана идеология: цели, задачи, важное и второстепенное. А у нас в Конституции что? Приветствуют поправки о животных. А идеология? Ради чего общество является обществом, а не атомизированными единицами? 

Прав Маяковский, писавший во времена невиданной в мировой истории мобилизации, благодаря которой мы и стали страной-победительницей, страной космической: 

"Единица — вздор, 

единица — ноль, 

один — 

даже если 

очень важный — 

не подымет 

простое 

пятивершковое бревно, 

тем более 

дом пятиэтажный…" 

Да к тому же: "Голос единицы тоньше писка. Кто его услышит?" 

В час беды, катастрофы сплочение жизненно необходимо. Отразить, преодолеть опасность можно только всем вместе. Мобилизация подразумевает единение. В сегментированном обществе она невозможна. А у нас стали активно и целенаправленно разобщать людей на всех уровнях! Молодые против стариков (самое недавнее — пенсионная реформа, когда убеждали, что пожилые живут за счёт молодых). Богатые против бедных. Провинция против Москвы. Мужчины против женщин. Женщины против мужчин. Запираем подъезды, дворы, города… Под коронавирус разобщили даже семьи! Нельзя погулять с родителями, с ребёнком. Гастарбайтер с коробом продуктов может приехать к чьей-то престарелой матери, а её сын или дочь — не могут! Шарахаемся друг от друга. Звучат призывы отказаться от традиции здороваться за руку. Это в стране, которая только коллективно смогла стать государством и отразить бесконечные удары со всех сторон. 

Обязательно должен быть лидер, должна быть элита, которые могут и имеют право повести людей за собой, сплотив их идеей, идеологией. К сожалению, в обществе не осталось авторитетных институтов. За кем люди пойдут? Кто сейчас поверит той элите, которая дана нам в ощущениях? "Бизнесмен" — бранное слово, к работодателям относятся чаще всего как к мироедам. Веры нет ни политикам любого уровня, ни журналистам, ни деятелям культуры, которой в её истинном значении и не осталось. Сталинская мобилизация готовилась в том числе деятелями искусства, создававшим произведения, которые поистине побуждали людей и к труду, и к обороне. Воспитывали чувство единства и коллективизма, когда в соседе ты видел друга и брата. Произведения показывали героев прошлого и настоящего, убеждая: наша Родина — страна героев. А среди нынешних экранных героев — сплошные подлецы, предатели и ублюдки, какие-то отвратные хари: что на экранах, что в книгах. Каких героев и самоотверженных тружеников можно воспитать на таких примерах? А ведь что ни награждение в Кремле — то и паяцы, создающие этих антигероев. То есть они официально признаны примерами, героями. 

Или это специально устроено, чтобы отсутствовали авторитеты и герои? Рейтинги властям рисуют вциомы, но их вопиющая ложь лишь раздражает людей. Коррупционеры, фарисеи, презирающие народ и реально живущие в других странах, Собчак, хулящая государство, презирающая народ и призывающая не давать людям ничего, получает от государства преференции на крабовый бизнес за счёт презираемых ею людей! Реальная степень доверия ко всем властным структурам катастрофически мала. 

Между властью и народом — огромный разрыв, мы практически не пересекаемся. У нас нет почти ничего общего, мы говорим о разном и на разных языках. В самой власти — непрерывные "разборки". И люди убеждены, что за их счёт, призывая "всем миром", прибравшие к рукам власть опять хотят выбраться из либеральной ямы, к краю которой нас подтащили эффективные менеджеры и "профессионалы" своего дела, а столкнули — коронавирус и переговорщики от России на заседании ОПЕК. 

Мы — народ демобилизованный. Но государство, не объявив мобилизации громогласно, тем не менее, "под сурдинку" ввело все ограничения свобод, которые даже при мобилизации не предполагаются. Пугали ГУЛАГом? А цифровые надзиратели на дорогах? Это что? А фактический домашний арест всей страны? А униформа в виде масок и перчаток? 

Народ приучили к а-ля хорошей жизни: пиццерия по выходным, бюджетный отдых в Турции, путешествия, целая индустрия видеоблогеров ("я поеду, вам покажу, общественно полезного ничего делать не умею и не хочу"). Но разве общество, подсаженное на гедонизм, на ублажение плоти, способно мобилизоваться, отречься от удовольствий? Все помешаны на самолюбовании: непрерывные селфи, инстаграмы, фотошопы, истерики по лайкам. Нарциссы — не труженики, не аскеты во имя общей цели. 

Общество потребителей! Министр просвещения Фурсенко в своё время открыто говорил, что цель школы — воспитать грамотного потребителя. Причём, потребителя, поглощающего то, что тебе дают: навязывают чужие ценности — фильмы, концерты зарубежных артистов или наших, обезьянничающих под Запад. На конкурсах певцов в России поют на английском. Сами фильмы и передачи — кальки с западных, самим и делать ничего не надо: копируй, кодируйся под чужой образ, то есть перекодируйся! Когда народ был народом-созидателем, а не подражателем, когда у него была потребность в творчестве, страна провела невиданную в мире мобилизацию, создав мощную индустрию. 

Но парадоксально — ведь множество простых граждан в демобилизованном обществе давно мобилизованы. Вся наша постперестроечная жизнь — это "приведение в деятельное состояние, привлечение, использование чего-либо для выполнения каких-либо задач". Мы постоянно в деятельном состоянии: не потерять работу, если потеряли — найти новую, обучиться чему-то, вспахать огород, жить на подножном корме. 

Необходимость мобилизации понимали и понимают люди, у которых одна Родина — Россия. Лучшая страна на свете. С худшей на свете "элитой", к сожалению. Слава Богу, люди в большинстве своём не разучились понимать, что такое хорошо и что такое плохо, — потому и не приемлют элиту и её действия. Но надеются на лучшее. 

А что у человека не могут отнять кроме надежды? Мечту. Надежда — всегда на лучшее. Мечта — всегда стремление к лучшему. А Русская Мечта — это лучшее для каждого и для всех. Справедливость. Мобилизовать народ можно под идеологию справедливости. Мобилизация — это проект. Социальный, идеологический, где идеология общего дела, равенства и справедливости — во главе. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
20 мая 2020 в 14:40

Слово мобилизация, в государственном значении, означает принудителььное действие государства в соответствии с законом о мобилизации. В советском государстве советский народ был постоянно мобилизован на работу в государственных организациях и на предприятиях, так как был закон об обязательности труда на благо государства, нарушение которого влекло привлечение к ответственности. Но существовало и много разных организационных вариантов привлечения народа на трудовые подвиги – ленинские субботники, комсомольские добровольческие отряды и прочие трудовые почины организованные партией и комсомолом. Принуждение к трудовой повинности заключённых производилось в соответствии с законом, но не законом о мобилизации, так что назвать это мобилизацией нельзя. При нынешней-то демократии, рынке, либерализме, говорить о мобилизации тем более приходится только в рамках закона о мобилизации, или в смысле образном, литературном. Но нынче тоже есть трудовые почины – волонтёры, студотряды, призыв добровольцев на государственные стройки олимпийских объектов, инфроструктурных объектов, мостов, дорог и прочих. Народ мобилизуется уж не так энтузиазно, прикидывает материальный интерес, да и требования к организации быта и труда стали жёсткие, необходимо обеспечивать нормальные условия жизни добровольцев и их запросы по оплате труда. Вобщем, образ мобилизации изменился, стал практичнее, демократичнее, капиталистичнее, менее романтичнее, но и безопаснее для здоровья, в рамках возможного по необходимости. Образ мобилизации соответствует образу нынешнего, постсоветского общества.

20 мая 2020 в 14:59

Речь, Гончар, о духовной, идейной мобилизации, концентрации и энергической сплочённости. А вы всё о своём. Властью навязывается разлагающая дух философия и мораль. В принципе - это философия рабов под руководством господ. Их, этих либеров идеи, Гончар, не вдохновляют на действие народ, привыкший к космическому, вселенскому размаху мотиваций для развития. Посмотрите на размеры России. Вот масштабы русской мысли. А эти пришедшие лилипуты со своими стартапами не вдохновляют что-то. Денежный интерес, Гончар, это не русский интерес, если вы ещё не поняли этого.

20 мая 2020 в 17:19

Россия тысячу лет жила под властью господ и попов и за это время достигла таких неимоверных размеров. В это время в России существовало не виртуальное либеральное рабство, а натуральное, крепостное. Естественно, при концентрации энергической сплочённости, духовной и идейной мобилизации. Советская идейная мобилизация без учёта материальных интересов закончилась развалом страны с потерей размеров и ресурсов. Нынче опять господа с попами, но без крепостничества, при серьёзной материальной заинтересованности и идее мобилизации интеллектуальных сил для внедрения и развития новейших технологий, в первую очередь цифровых, как в Китае. Присоединяйтесь.

20 мая 2020 в 22:38

К чему присоединяться, Гончар? Цифрой наши спецы занимаются и так, с самого начала сооружения компьютера. И довольно успешно. Или вы имеете в виду занятие оцифровкой реальности? Так Реальность - это, к счастью , такая штука, что её не возможно ни оцифровать, ни аналоголизовать. Реальность гораздо чище любых её формализаций. Но Грефы и Гейтсы этого не знают. Так им , прагматикам позорным, этого и знать не требуется. Они обречены на рабство у их Матрицы, выгоды - как фундаментальной, предельной субстанции в их онтологии.Конечно это не сила их, но слабость. Но они сейчас у мировой власти. Мож это игра какая, мож это просто сезон в фантастическом сериале, однако факт на лицо: те, к которым вы, Гончар, присоединились, они , скорее всего, фундаментально ошибаются.)

21 мая 2020 в 00:52

Я присоединяюсь к коммунистическому Китаю, а Россия следует в фарватере Китая, на некотором отдалении. Вы, наверное. Забыли, что человеческий разум способен создавать новую реальность, нынче в виде интеллектуальных машин, роботов, интеллектуального оружия, в том числе космического, интеллектуальных инструментальных средств для всех областей жизни человека, науки, включая и фундамент жизни, микробиологию, генетику. В принципе, человек на пороге создания искусственного разума на неорганической основе и новой формы разумной жизни на основе этого разума, неорганической разумной жизни. И базой для этого являются цифровые технологии. В СССР кибернетику обозвали продажной девкой империализма и к началу перестройки мы отставали от США в области кибернетики на десятилетия. Сейчас ещё есть возможность вскочить на подножку уходящего поезда, как сказал Путин – если не вскочим, нас сомнут, как сказал Сталин. Нынче не время поиска магических философских и идеологических камней, нынче время разработки цифровых технологий, искусственного интеллекта. Вы не видете новой реальности, вы блуждаете в виртуале идеологических, философских, мистических войн, как в компьютерных играх, а реальный враг ведёт реальную войну с помощью цифровых технологий, пока гибридную. Прозревайте, откройте глаза.

21 мая 2020 в 01:59

Гончар, а у вас лично есть опыт моделирования интеллекта? Или это чисто религиозная вера в силу арифметики, пусть и двоичной - как абсолютной науки? Вы наверное не в курсе, что технари упёрлись в исключительно технарное представление о сути природы и человека. И наверное не слышали вопли крутейших мировых программеров о помощи психологов, философов, когнитивщиков, и т.д.? Гончар, цифровой способ абстрагирования и моделирования реальности - это только один из различных экспериментальных опытов отражения действительности, кой вообще-то, по честному- самый примитивный. Гончар, вы что, не пробовали писать программы симуляции вашего собственного интеллекта? Или вы ещё не в курсе- как он работает, зачем, и как всё это разложить по строкам и массивам и библиотекам вашей программы? Есть люди, которые это пробовали давно. Есть люди, которые создают программы, обходящие тесты Тьюринга, когда ты, беседуя с электронным разумом, не можешь отличить электронный разум от человеческого. Если ты не философ. Гончар, ещё не решена проблема сути самого разума. Тогда как можно доверяться разуму электронному? Ещё не решена проблема соотношения идеи и физики. Неизвестно пока ещё науке- что там главное и определяющее.Это только ещё предстоит предполагать. А насчёт Китая я с вами согласен. Это ж кстати, китайцы, помимо всего прочего изобрели двоичное исчисление.Хороший человек , этот Платошкин почти во всём. Кроме его подозрительной и настораживающей ненависти к Китаю. Мы ж с вами не в курсе- о чём писали наши Пушкины и Тютчевы за три-четыре века до нашей эры, но зато китайские женщины-солдатки уже тогда пели песню о том, что, типа: ты уходил и снег был бел как хризантемы, ты пришёл - и хризантемы белы как снег. Китайская культура - это наша помощь и опора, подобная и индийской. А не нечто противное нашей природе, как это нам навязывают иногда ментальности вовсе нам не противные,
а скорее - достойные нашего сочувствия и понимания их личных национально-этнических проблем.)