Авторский блог Анна Скок 08:35 29 октября 2013

Ненависть к ворам

Директор Института проблем глобализации отвечает на вопросы "Завтра"

«ЗАВТРА». Михаил Геннадьевич, Вы возглавляете Институт проблем глобализации. Всё-таки мы движемся к глобализации или уже к деглобализации?

Михаил ДЕЛЯГИН. Глобализация – это процесс формирования единого информационного финансового пространства на базе современных технологий. На данном этапе, информационных. В настоящее время основная тенденция – это распад глобального рынка на макрорегионы. Этот процесс называется глокализация: пока ещё сохраняются какие-то общие инфраструктуры, но при этом макрорегионы обособляются. В результате, это приведёт к окончательному разделению мира, как в межвоенный период – период между Первой и Второй Мировой войнами. Сложно сказать что-то о структуре будущего государства, но я думаю, что большинство государственных структур всё-таки сохранится. Просто они будут существовать в виде ООН, то есть бессмысленной декорации. Обществом же будет управлять глобальный бизнес, а там, где общество сможет ему противостоять, будут существовать собственные политико-экономические объединения. В какие сроки всё это может произойти говорить трудно. Я думаю, когда начнётся глобальная депрессия, всё произойдёт быстро, года за три. Но дело в том, что глобальную депрессию человечество оттягивает уже 13 лет, и я надеюсь сможет оттягивать ещё некоторое время.

«ЗАВТРА». Насколько разговоры об экономическом кризисе, зачастую пугающие, соответствуют его реальным масштабам? Что такое этот кризис: грозная неизбежность или миф? И можно ли им управлять?

М.Д. Кризис в мире и кризис в России – разные вещи. Но, в любой момент они могут совпасть и, скорее всего, совпадут. В мире – это будет срыв в глобальную депрессию из-за загнивания глобальных монополий. В России – просто приведёт к разрушению экономики и, возможно, политической структуры, под слишком большим давлением коррупции и монополизма.

Безусловно, всё, что о кризисе говорят, не соответствует действительности. Потому что всё, что о нём говорят, просто не может полностью соответствовать реальной ситуации, это было бы странно. Но это будут достаточно разрушительные события и для России, и для мира.

Говоря об управлении кризисом, необходимо понимать, что для того чтобы его регулировать, нужно иметь масштабы влияния соразмерные масштабам происходящих процессов. Я думаю, что даже самые крупнейшие корпорации не могут этим похвастаться: они лишь более или менее приспосабливаться к кризисным явлениям. Хотя, с другой стороны, человечеству удаётся оттягивать срыв в глобальную депрессию, а российским властям удаётся довольно неплохо оттягивать срыв в российский системный кризис. Но пока это всего лишь оттягивание процессов, которые по-прежнему представляются неизбежными.

Ресурсы, которые позволили бы избежать этого кризиса, на данный момент, неясны. Может быть, они есть, просто мы их не видим. Как говорил Черчилль: «Большинство войн удавалось решать, просто отложив их на потом». Вот и срыв в глобальную депрессию откладывается уже 13 лет, причём довольно успешно.

«ЗАВТРА» Одна из основных проблем современного общества - распад социума. Какие Вы видите способы оживления солидарности среди людей?

М.Д. Вы говорите, что между людьми нет солидарности, но это совсем не так. Такие проявления единения есть. Вот и в Бирюлево, не так давно, был замечательный пример. И его можно считать обнадёживающим. Сегодня наше российское общество не разъединено. Его объединяет ненависть к руководству, ненависть к ворам. Причём значительная часть этих самых воров вполне солидарны с этой ненавистью. Объединяет понимание того, что система саморазрушается, просуществует не очень долго и её нужно как-то менять. Объединяет стремление к комфорту. Нас много что объединяет. Общество, конечно, умирает, но оно не распадется. И во многих вещах, что происходят вокруг, я вижу начало процессов внутреннего воссоединения российского общества.

Вопросы задавала Анна Скок

1.0x