Фильм "Крым. Путь на Родину", вышедший на телеканале "Россия", слишком долго ждали и чересчур громко анонсировали, чтобы его безоговорочно принял даже самый восторженный почитатель Кремля.
Осведомлённых людей в нём ставят в тупик неочевидная интерпретация известных событий и их "неканоническая" хронология — в частности, версия о переброске Виктора Януковича в Крым российскими вертолётами или озвученная дата решения "вернуть полуостров в Россию". Некоторые зрители опасаются, что после такого показательного выступления Владимира Путина едва ли удастся обсуждать в широком медийном пространстве альтернативные трактовки событий, неукладывающиеся в официальную канву Крымской — а вовсе не Русской, как выяснилось, — весны.
Ценители пропагандистского жанра не нашли оправданий странному смешению постановочных сцен и документалистики, без чёткого отделения одного от другого, — в результате чего даже подлинные видеосвидетельства, вкраплённые в фильм, воспринимались как продолжение малоубедительной инсценировки. Для многих лояльных комментаторов фильма единственное его достоинство вообще свелось к тому, что он вызвал острые приступы гнева и скорби у "либерально-свидомой" общественности. Но больше всего разочарованы те, кто ожидал — при столь обстоятельной беседе с первым лицом — услышать прямые вопросы и столь же прямые ответы о судьбе ДНР и ЛНР, но так их и не услышал.
И всё же более правильно, пожалуй, относиться к фильму не как к личному творению, плохому или хорошему, режиссёра Андрея Кондрашова, но как к важному мессиджу, посланному городу и миру из Кремля, без санкции которого показ не состоялся бы. Что хотела сказать — именно сегодня, в середине марта 2015-го, — власть, усадившая всю нацию и добрую половину заинтригованного человечества за просмотр этого "иллюстрированного интервью" президента России?
Вот первый посыл: "Путин взял всю ответственность на себя". Именно он принимал все ключевые решения и непосредственно руководил крымской операцией — которая, в свою очередь, прошла в точном соответствии с путинскими планами. Он демонстративно отказался от всякого манёвра в контексте идеи "возвращения Крыма на Украину". Это настолько чётко артикулировано, что выглядит как путинское "сожжение мостов". Теперь он "не отвертится", не сможет прикрыться "неверным исполнением приказов" или "непониманием его намерений". Путин только что "наговорил себе на Гаагу", как любит выражаться либеральная публика.
Послание второе: "мы готовы идти до конца". Ради защиты Крыма Путин мог применить ядерное оружие, он демонстративно развернул на полуострове комплекс "Бастион", от которого, в паре с "расхулиганившимся" "Су-24", случилась истерика на американском эсминце "Дональд Кук", а в Феодосии "вежливые люди" брали не просто украинскую базу, но целое "подразделение НАТО". Это необязательные акценты, но в фильме они проставлены. Кино превратилось в манифест "бряцанья оружием" — что было бы нонсенсом, не будь Кремль готов к новому обострению отношений с Западом. Этот намёк уже прочитан получателем, как следует из заголовков западной прессы.
Третье же послание касается Новороссии. На протяжении всего фильма, под рефрен "Хорошо, что у нас не как в Донбассе!", его создатели, рука об руку с Путиным, выстраивают известную логику "Почему в ДНР/ЛНР всё случилось иначе". Потому что в Крыму закрытым опросом была зафиксирована широкая поддержка действий РФ, там имелись наши базы, там удалось соблюсти украинскую легитимность (на чём сделан особый упор) — в отличие от подразумеваемого Донбасса, в котором, мол, ничего подобного не было.
И вдруг в самой кульминации фильма Путин произносит ключевую фразу, которая ломает всю эту схему: "Мы действовали в интересах русских людей и страны. Менять это на деньги, менять людей на какие-то блага, менять людей на возможность каких-то контрактов или банковских переводов — это абсолютно недопустимо. Если мы позволим себе действовать в такой логике, мы потеряем всё. Мы потеряем всю страну".
"Нельзя менять людей на деньги!" — Путин заявил это в апреле, но прозвучали-то его слова сегодня, и на всю страну! В марте 2015-го — уже после пожара в Одессе и бомбёжек Горловки, после мариупольских расстрелов и харьковских арестов, после Дебальцева и Минска, после всех сорванных "контрактов" и отменённых "банковских переводов" — глава государства вбрасывает эту фразу в сознание целой нации, которая просто не может воспринимать её в отношении прошлогоднего Крыма, пока истекает кровью Донбасс.
Эту фразу не вырезают из фильма, её вставляют в концовку, на главное место. И уже в "Послесловии" Путин — сегодняшний, свежий — ещё раз проговаривается про "трагические события в Донбассе".
Всё это может означать лишь две вещи. Либо перед нами — грандиозное разоблачение Путина со стороны гостелеканала и кремлёвской пресс-службы, некстати припомнивших президенту его громкие апрельские слова. Либо в фильме дан очень ясный намёк на то, что путинское откровение по-прежнему актуально, и Донбасс сдан не будет.