Авторский блог Вахтанг  Сургуладзе 12:12 8 июня 2018

Нелогичное счастье!

«Турок в Италии» Джоаккино Россини в постановке Камерного музыкального театра.

«Турок в Италии» Московского государственного академического Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского парадоксален и не укладывается в обыденную логику. Уже на стадии покупки билетов, если знакомиться с анонсом этой оперы в Интернете, возникает масса вопросов. Прежде всего, в тупик ставит красочная сцена в ... спортивном зале на фоне роскошных античных колонн... Это уже не «Турок в Италии», а «Турок в фитнес-клубе» какой-то...

На самом спектакле ощущение сюрреалистичности происходящего усиливается. Здесь и аллюзия на телевизионные съёмки, и замечательная сцена, в которой главные герои предстают в старости... Или это не старость, а сон, в который попали главные участники? В общем, людей настроенных на классику в её привычном воплощении эта постановка сбивает с толку. Мне не раз приходилось встречать недоумение по поводу этого спектакля. Впрочем, это недоумение всегда в конченом итоге исчезало, сменяясь разной степенью восторга от этой необычной постановки. Однако по причине несколько заторможенной реакции знакомых, которых я приглашал на этот спектакль, я стал ходить на него один, или с самыми проверенными людьми, которые так же любят эту постановку и не ждут от неё «логики».

Я не видел других постановок «Турка в Италии» Россини, я не читал либретто этого произведения и поэтому не могу представить глубокого сравнительного анализа постановки оперы в Камерном музыкальном театре с другими постановками. Однако после пяти посещений этого спектакля я могу с уверенностью сказать одно – это потрясающая постановка, на которую хочется идти снова и снова!

Режиссёр-постановщик Ольга Иванова и художник-постановщик Виктор Герасименко создали нарядный, праздничный, спектакль, не оперу, а брызги шампанского. И... к чёрту логику!!!

Музыка Россини прекрасна! Костюмы и декорации невероятно красочны! Артисты бесподобны! Главный показатель успеха – общая атмосфера! Моя реакция на «Турка в Италии» при первом знакомстве заключалось в беспрерывной улыбке на протяжении всего первого акта. С третьего и на протяжении всех последующих виденных мною спектаклей улыбка не сходила с моего лица до самого конца представления. Объясняю я это тем, что просто перестал искать «логику», перестал разбираться в том, где происходящее на сцене происходит «на сцене», а где в воображаемом фильме, или, что там хотели изобразить создатели этой неоновой надписью о том, что идёт съёмка? Я просто стал отдаваться чувствам, эмоциям, красоте звука и форм, игре артистов... И настало счастье длиною в два акта с антрактом.

Я смотрел спектакль в разных составах и поэтому не могу справедливо оценить всех артистов, благодаря которым на сцене оживает это чудо. Однако есть запомнившиеся образы, которые я попробую здесь описать, выразив таким способом свою благодарность за подаренные Камерным музыкальным театром и его артистами минуты безмятежной радости.

Дон Джеронио в исполнении Алексея Прокопьева напористый, холеричный, порывистый! А в прочтении Романа Шевчука более вальяжный, но не менее обаятельный! Это удивительное свойство артистов Камерного театра – каждый состав прекрасен! И хочется приходить снова и снова!

Колоритен турок Селим в исполнении Кирилла Филина! Он настолько уместен и необходим в этой роли, столь статен и красив в феске и солнцезащитных очках, равно как и в других облачениях, которые ему приходится менять на протяжении спектакля, что невольно вспоминается другой не менее предприимчивый герой турецкого же происхождения – Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей. Хотя Остапу Ибрагимовичу сложно конкурировать с Турком Кирилла Филина, тут ещё вопрос, кто внушительнее и статнее!

Зайда Татьяны Конинской – настоящая избалованная прима, даже не прима, а капризная голливудская звезда! Её движения порывисты, а каждый жест – вызов!

Донна Фиорилла в исполнении Наталии Риттер – образ, который сложно описать словами! Она женственна и обаятельна! В паре с Татьяной Конинской, особенно в сценах женского противостояния две актрисы потрясающе прекрасны! Они очень разные, но прелесть и уникальность каждой усиливается от соприкосновения друг с другом! Они раскрывают, дополняют, обогащают свои образы!

Видно как артисты любят свой театр, свои роли и этот спектакль! Особенно это заметно по Наталье Риттер! Кажется, что её Фиорилла – не роль, а настоящий праздник для актрисы! Невозможно не любоваться человеком так влюблённым в свою работу!

Эта же роль в исполнении Тамары Касумовой раскрывается иначе. Её Фиорилла обаятельна, мила, но, как это ни странно, кажется более скромной и застенчивой. Мне кажется, что в раскрытии роли Наталией Риттер больше проявляется любопытство юности, в исполнении же Тамары Касумовой больше свойственной юности неуверенности.

Обаятелен образ автора-сценариста. Роман Бобров и Азамат Цалити раскрывают его по-разному. Отличается их грим, отличается манера игры, но оба воплощают гармоничные законченные образы. Сценарист Романа Боброва добродушен, в исполнении же Азамата Цалити – человек не от мира сего, погруженный в себя, совершенно неземной персонаж с копной волос и очками набекрень. Мне кажется, что это прочтение Азаматом Цалити роли сценариста – одна из наиболее удачных его находок, настоящая драгоценность в сокровищнице его таланта. Удивительно удачный образ! Сценарист Романа Боброва талантливый, а сценарист Азамата Цалити БЕЗУМНО талантливый! Удивительно другое! Что Роман Бобров это ещё и трагический Микеле из «Плаща» Джакомо Пуччини, и Дон Жуан, и Старый Холстомер... При воспоминании о других ролях артиста кажется невероятным, что обаятельного сценариста играет именно он и при этом его другие роли совершенно забываются, настолько он преображается в своём сценаристе.

Удивительно ярки артисты эпизодических ролей – это настоящий водоворот из красивых мужчин и женщин в меняющихся костюмах. Каждый артист мог бы быть главным героем, каждая актриса – Кармен.

Огромного обаяния роли членов группы поддержки главных героев – кинооператора в исполнении Анатолия Захарова и помощника режиссёра – Ирины Хрулёвой. Эти два персонажа как будто рождены для своих ролей, так органично они в них смотрятся. Создаётся впечатление, что Анатолий Захаров всю жизнь не расставался с камерой, а Ирина Хрулёва на личном опыте знает каково это, руководить капризными звёздами и обеспечивать беспрерывность производственного процесса на киностудии.

Опера «Турок в Италии» Камерного музыкального театра похож на яркую завораживающую детскую игрушку, или на мерцающее таинственным светом ювелирное украшение, которое можно рассматривать, любуясь гранями и всматриваясь в хитросплетения узора.

В этой постановке прихотливая логика, или вовсе отсутствие таковой. Однако в ней есть нечто намного более важное для произведения искусства – красота, простая красота во всей её непостижимости: красивые люди, красивые декорации, красивые костюмы, красивый свет, потрясающая музыка, удивительные голоса, особое настроение! Зачем нужна логика, когда в спектакле так много несомненных достоинств, которые могут украсить жизнь, стоит только настроиться на эту волну, забыть про условности, довериться талантливым людям, которые любят музыку, любят свои роли и готовы поделиться своей любовью со зрителем!

Дорогие артисты Камерного театра! Все люди, благодаря которым существует эта удивительная постановка, вы большие молодцы!

1.0x