Авторский блог Сергей Муравьев 05:53 7 ноября 2015

Некоторые замечания и дополнения к программе Глазьева

Последние данные говорят, что промышленное производство пикирует вниз. За январь-август 2015 г. оно упало на 3,2% к аналогичному периоду прошлого года, и на 4,3% год к году. Скорее всего, что реальная ситуация еще хуже. 15 сентября известный экономист академик С. Глазьев представил в комиссию Совета Безопасности РФ доклад «О мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности РФ в условиях международных санкций». После заседания комиссии основные положения доклада были представлены на площадке МГУ им. Ломоносова:

Последние данные говорят, что промышленное производство пикирует вниз.

За январь-август 2015 г. оно упало на3,2% к аналогичному периоду прошлого года, и на 4,3% год к году. Скорее всего, что реальная ситуация еще хуже.

15 сентября известный экономист академик С. Глазьев представил в комиссию Совета Безопасности РФ доклад «О мерах по нейтрализации угроз экономической безопасности

РФ в условиях международных санкций». После заседания комиссии основные положения доклада были представлены на площадке МГУ им. Ломоносова:

1. Формирование совместной международной платежной системы стран

БРИКС с учетом планов по созданию российской национальной

платежной системы и национальной платежной карты.

2. Меры против оффшоров и оттока капитала

3.Стабилизация цен

4.Стабилизация банков и отвязка от доллара и евро

5.Обеспечение социально-экономической безопасности России

6.Развертывание системы стратегического планирования

7. Как остановить «утечку мозгов» и вернуть науку под государственную опеку

8. Как избавить бизнес от налоговой нагрузки

9. Как научиться экономить на электричестве

10. Как не попасть в стагфляционную ловушку и обеспечить

экономический рост

Ценность этого доклада несомненна, так как критика проводимой либерально-экономической политики хорошо представлена в статьях многих экономистов, а в докладе

Глазьева намечены практические шаги по спасению экономики России и созданию новой экономики. При этом ничего особенно «мобилизационного» и сложного в программе Глазьева нет.

И если эти предложения более конкретно доработать для применения, то экономика России, бесспорно, может усилиться в несколько раз.

Рассмотрим некоторые положения из доклада.

Приложение к докладу 2. Меры против оффшоров и оттока капитала.

Безусловно, деоффшоризация даст положительный эффект. Если сказать прямо: это меры против ограбления России. (Есть, как известно так называемое трансфертное ценообразование, когда предприятие фиктивно продает продукцию по заниженным ценам своей «дочке» в оффшорах, а «дочка» реализует уже по мировым ценам.) Оффшоры используются для укрытия незаконно полученных средств от коррупции и хищений, уровень которых достиг огромного масштаба, что указывается в докладе Глазьева.

Можно также вспомнить утверждение «доброжелателя» России З.Бжезинского еще несколько лет назад, что на Западе имеются счета российского происхождения на общую сумму более 2 триллионов долларов и которые контролируются западными спецслужбами.

Поэтому, совершенно правильно, для устранения вывода незаконно полученных средств

все предприятия получающие доход на территории России должны быть зарегистрированы в России и правообладатели должны быть известны, и подчиняться российским законам. В дополнении к докладу: для устранения трансфертного ценообразования все зарубежные сделки должны контролироваться государственным экспортным контролем.

Экспорт нефти и газа должен монопольно принадлежать государству.

Приложение 4: О стабилизации банков.

Пункт 1. Настройка денежно-кредитной системы на цели развития

и расширение возможностей кредитования реального сектора.

подпункт

1.2. Переход на регулирование денежного предложения посредством

установления ставки рефинансирования с проведением денежной эмиссии

преимущественно для рефинансирования коммерческих банков под залог

кредитных требований к производственным предприятиям, облигаций государства

и институтов развития. При этом ставка рефинансирования не должна превышать

среднюю норму прибыли в инвестиционном комплексе за вычетом банковской

маржи (2-3%), а сроки предоставления кредитов должны соответствовать

типичной длительности научно-производственного цикла в обрабатывающей

промышленности (до 7 лет). Доступ к системе рефинансирования должен быть

открыт для всех коммерческих банков на универсальных условиях, а также для

банков развития на особых условиях, соответствующих профилю и целям

их деятельности (в том числе, с учетом ожидаемой окупаемости инвестиций

в инфраструктуру — до 20-30 лет под 1-2%).

Кредитование по низким ставкам жизненно необходимо для экономики России, но практически невыполнимо при сложившейся спекулятивной системе коммерческих банков, включая и Сбербанк и ВТБ, и, собственно, главного спекулянта-Центробанка, который фактически не является государственным и неизвестно кому принадлежит . Так как они все под различными предлогами привыкли получать спекулятивную маржу по завышенным процентным ставкам (при этом не учитывая государственные интересы). Для примера можно привести факт выделения средств Центробанком для целевых кредитов одному государственному банку под 4%, который выдавал эти кредиты в промышленность под 18% с накруткой спекулятивной маржи (такой факт был приведен на Петербургском Экономическом Форуме). Никакого рассмотрения или расследования этого факта не было, никто не несет ответственности, значит, эти спекуляции фактически продолжаются, и будут продолжаться.

Поэтому одна из причин тяжелого положения в экономики – это спекулятивное поведение коммерческих частных и даже государственных банков и безответственность их руководителей. И, возможно, известное предположение «денег давать нельзя, так как разворуют», небезосновательно. Поэтому, для долгосрочного кредитования и инвестирования промышленности, необходимо создание Государственного Банка Развития, который будет подчиняться напрямую предлагаемому в программе Глазьева Государственному комитету стратегического планирования (см. ниже). Вот тогда при условии безналичных расчетов и прямого контроля со стороны Госплана (название по традиции), можно выдавать предприятиям (возможно, вначале только промышленным госпредприятиям) даже беспроцентные кредиты и осуществлять прямое инвестирование, конечно под определенные, тщательно рассчитанные, необходимые проекты и планы развития. Как практически может это работать? Предприятие открывает в Государственном Банке Развития счет и получает на этот счет кредиты в безналичной форме. Затем предприятие с разрешения Госплана может вести расчет за оборудование, материалы, реконструкцию и модернизацию предприятия, оплату электроэнергии, оплату за проектно-конструкторские работы. Главный принцип - это оплата за фактически выполненные работы, поставленное оборудование и материалы. Это будет существенной помощью предприятиям, а следовательно, и экономике в целом, и, поможет выполнить модернизацию промышленности и сельского хозяйства. При жестком контроле и безналичной форме расчетов инфляция будет исключена, а польза для экономики РФ будет большая.

Далее существенный вопрос, который волнует многих: где взять деньги? Ни в коем случае не брать средства ни с ФНБ, ни с Резервного фонда. Этот сложный вопрос решается очень просто: государство и народ как собственники понесли ущерб от приватизации и либерально-экономических реформ. Надо посчитать сумму ущерба с учетом всех новых курсов, на эту сумму Центробанк должен эмитировать деньги для возмещения ущерба и выдать Госплану всё до копеечки для реанимации и восстановления экономики России. Где Госплан должен хранить эти средства? Только в Государственном Банке Развития. Как посчитать сумму ущерба?

Например , комбинат Норильскникель: на момент приватизации только его себестоимость составляла 7 миллиардов долларов. Комбинат был приватизирован за 300 миллионов долларов. Разница в сумме составляет 6 миллиардов 700 миллионов долларов. Вот эта разница есть ущерб для государства, и она должна быть включена в общую сумму возмещения ущерба. Далее возьмем завод ЗИЛ. Себестоимость его составляла около 1 миллиарда долларов, был приватизирован за 2,4 миллиона долларов: итого сумма ущерба составляет 997,6 миллиона долларов. ЮКОС был приватизирован через подставные фирмы за 309 миллионов долларов, а настоящая цена ЮКОСа как заявили бывшие собственники является 50 миллиардов долларов - итого сумма ущерба составляет 49 миллиардов 691 миллионов долларов. И так далее по каждому предприятию.

Если кто не согласен с такой постановкой вопроса, а также авторы приватизации и исполнители либерально- экономических реформ, могут возместить этот ущерб из собственного кармана. Ущерб был нанесен и он должен быть возмещен. Было приватизировано государственное имущество, а государственная собственность является общенародной собственностью. Народ, как собственник, своего согласия не давал, поэтому имеет права предъявить иск и взыскать сумму ущерба от потери собственности в судебном порядке. Некоторые экономисты поднимают вопрос о защите собственности – так вот в первую очередь государственная, а это есть общенародная собственность, должна быть защищена и неприкосновенна.

Предложение о создании Государственного комитета по стратегическому планированию при Президенте РФ.

Замечания по Приложению 6. О стратегическом планировании.

(Создание Государственного комитета по стратегическому планированию при Президенте РФ):

Выдержка из текста:

С учетом значения системы стратегического планирования и того обстоятельства,

что Правительство РФ как центральный орган исполнительной власти загружено

текущими задачами и не может формулировать стратегические цели

и контролировать их достижение, предлагается создать — Государственный

комитет по стратегическому планированию при Президенте Российской

Федерации (ГКСП РФ), наделив его следующими полномочиями:

1). Определение внутренних и внешних условий, тенденций, ограничений,

диспропорций, дисбалансов, а также возможностей, включая финансовые,

социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение путей и способов реализации приоритетов социально-

экономической политики, целей и задач социально-экономического развития

Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации;

3) координация работ субъектов стратегического планирования по выбору путей

и способов достижения целей и задач социально-экономической политики Российской Федерации, укрепления национальной безопасности Российской

Федерации, обеспечивающих наибольшую эффективность использования

имеющихся ресурсов;

4) формирование, на основе утвержденных Президентом Российской Федерации

документов стратегического планирования, комплекса мероприятий,

обеспечивающих достижение целей и решения задач социально-экономического

развития Российской Федерации и укрепление национальной безопасности

Российской Федерации;

5) координация действий участников стратегического планирования

и мероприятий, предусмотренных документами стратегического планирования

в области социально-экономического развития и обеспечения национальной

безопасности Российской Федерации, включая направления бюджетной политики,

по срокам их реализации, ожидаемым результатам и параметрам ресурсного

обеспечения;

7) организация мониторинга и контроля реализации документов стратегического

планирования; научно-техническое, информационное, ресурсное и кадровое

обеспечение стратегического планирования.

Это наилучшее предложение! Создание такого Государственного комитета по планированию просто жизненно необходимо, но не только стратегическое планирование, но и текущее ежедневное планирование и даже директивное управление не менее важно.

Государственный комитет по планированию и управлению в связке с Государственным банком развития, который предлагается создать (см. выше), может вывести экономику России не только из создавшегося тяжелого положения, но также и в лидеры экономического развития. Примером является Китай, который по данным ЦРУ стал в 2014 году первой экономикой мира. А основой успеха стало сочетание рыночной и плановой экономики. Как практически может работать совместно плановая и рыночная экономика?

В настоящее время в экономике России есть частный сектор и государственный сектор.

В частном секторе предприятия управляются частными собственниками, а в государственном секторе предприятия фактически без управления, так как государственные предприятия основаны на общенародной собственности, то есть собственниками являемся мы с вами дорогие читатели, но мы лишены доступа к управлению и контролю за своей собственностью. (Например, знаете ли вы, что творится в Роснано?) Поэтому в провалах экономики есть и наша с вами вина: мы фактически не управляем своей общенародной собственностью. Поэтому, если мы делегируем свои права на управление госпредприятиями Госплану, этим мы можем решить вопрос эффективного управления всего государственного сектора.

При всем при этом, в общем, система будет рыночная, частный сектор управляется частными собственниками, и если государственный сектор будет управляться и контролироваться напрямую предлагаемым Государственным комитетом по стратегическому планированию, то будет выстроена эффективная система управления экономикой. При этом, Госплан может оказывать помощь и поддержку также частным предприятиям на условиях взаимовыгодной договоренности и сотрудничества.

Также Госплан может создавать новые предприятия на основе государственной собственности.

Надо заметить, что одной из причин провалов в экономике является небрежное отношение руководства всех уровней к государственной, а сказать более точно, к общенародной собственности. Государственное предприятие - это ведь дополнительный источник дохода для бюджета. Кроме налогов оно должно отчислять 25% от прибыли в бюджет. А ведь это дополнительные средства для медицины, науки, образования, культуры, обороны, пенсий и еще много чего. То есть для усиления государства, социальной защищенности народа, страны в целом. А что дает приватизация, то есть передача в частные руки государственных предприятий? Государство лишается этого дополнительного источника дохода. Прибыль, как показывает практика, частный собственник вывозит за рубеж, там покупает виллы, яхты, замки и дворцы. Что дала, например, приватизация ЮКОСа? У народа незаконно отобрали собственность, после приватизации частные владельцы ЮКОСа незаконно вывезли за границу более 9 миллиардов долларов, то есть фактически ограбили страну и народ. А сейчас предъявили иски на 50 миллиардов. Где здесь эффективность от приватизации и частной собственности? Для государства это фактически огромные убытки от данных частных «инвесторов». Далее, владельцы Альфа банка собираются вложить в экономику США 16 миллиардов долларов. Где они взяли эти средства? От приватизации по низким ценам госпредприятий Тюменской Нефтяной Компании (ТНК) и Сибирской Дальневосточной Нефтяной Компании (СИДАНКО). Так как капитал выводится из страны, экономика России опять в убытке. Рассмотрим приватизацию Саратовского авиазавода (САЗ). Это было мощное предприятие, где трудились около 30 тысяч человек, которое выпускало высокотехнологичную продукцию (даже летающие тарелки ЕКИП). А сейчас в результате «эффективной» частной деятельности оно полностью уничтожено, остался один забор, а на территории обосновался торговый комплекс «ИКЕА».

Российская экономика нуждается в западных высоких технологиях, а где берут эти высокие технологии западные страны? Как ни странно, за бесценок, в России.

Например, «летающая тарелка» ЕКИП, уникальное, не имеющее аналогов в мире, летающее средство, было продано вместе с технологиями частным собственником САЗ за бесценок в США в 2005 году. Лучшие в мире сверхточные станки с лазерной обработкой производит в США фирма, основанная российским физиком В.П.Гапонцевым.

Известная компания ИНТЕЛ (США) производитель процессоров для компьютеров считается одной из лучших в мире среди компьютерных производителей. Еще с 90-х годов в конструкторском бюро ИНТЕЛ трудятся бывшие российские инженера и конструкторы, например Б.А.Бабаян, известный руководитель и участник разработки отечественного процессора «Эльбрус». Так что причина технологического отставания России кроется в пренебрежительном отношении руководства всех уровней к своему собственному очень талантливому народу, к своим российским инженерам, изобретателям, конструкторам и ученым. Поэтому, необходимо внимательно с уважением отнестись и к предложению Глазьева указанном в приложении 7 о создании Государственного комитета по науке и технике. Возможно, для эффективности работы его можно объединить с Государственным комитетом стратегического планирования, чтобы устранить какие-либо разногласия между ними, так как задача стоит общая – развитие экономики России, а если более конкретно в настоящий момент: реанимация и модернизация промышленности и повышение качества выпускаемой продукции.

Поэтому нужно сделать важное дополнение о повышении качества продукции! Надо понять, что это одна из главных задач. Либеральные экономисты имеют мнение, что эту проблему само собой решит конкуренция. Но страна живет в условиях конкуренции уже более 20 лет, но вопрос о повышении качества продукции само собой не решился.

Вообще, необходимо заметить, что развитие страны определяется по качеству выпускаемой продукции – например, Японию мы знаем как производителя высококачественной электроники и автомобилей, Германию по качественным автомобилям и оборудованию, США по компьютерной технике и самолетам, Швейцарию по сейфам и часам. Отсюда происходит и ценность валюты этих стран. Если бы Россия превосходила по качеству выпускаемой продукции так называемые развитые страны, то Россия вообще не нуждалась тогда ни в какой валюте – валюта нужна была бы только олигархам и коррупционерам для зарубежных счетов, покупки яхт, зарубежных вилл и дворцов. Может ли Россия превзойти по качеству продукции эти страны? Страна, которая смогла создать «Буран», луноход, космические станции, авиатехнику, может даже больше.

Необходимо только осознать и правильно поставить задачу - а эта задача сложная и комплексная, и эту задачу может решить возможно только Госплан и Комитет по Науке и Технике. Потому что нужно выполнить конструкторские работы по разработке новой высококачественной продукции, создать новую компонентную базу, новое оборудование, создать новые предприятия, реконструировать и модернизировать существующие предприятия, создать и внедрить в промышленность систему повышения качества аналогичную японской.

И в масштабе огромной страны как Россия, это не в силах сделать отдельные частные предприятия. Если России удастся решить задачу повышения качества продукции до уровня лучшего в мире, то тогда она может отказаться даже от экспорта нефти и газа, и,

сохранить эти бесценные ресурсы для собственного развития и последующих поколений.

Россия может и должна делать продукцию лучшего качества в мире: лучшие самолеты,

лучшие автомобили, лучшие компьютеры, лучшие станки, лучшую бытовую технику и электронные приборы, лучшие комбайны, лучшие суда и так далее. Звучит фантастично,

но это можно сделать, необходима организация и финансирование, что может с успехом выполнить Государственный комитет по планированию и управлению, Государственный

комитет по науке и технике совместно с Государственным банком развития.

В заключение можно сказать, что рассмотренные данные предложения Глазьева вполне практически реализуемы и вместе с указанными дополнениями могут вывести страну в лидеры экономического развития и даже стать первой экономикой мира. В экономической науке есть Теория Конвергенции, которая предполагает сочетание плановой и рыночной экономики. На практике это реализовал Китай, который стал фактически первой экономикой мира. Может ли Россия стать первой экономикой мира? Вполне, если вспомнить, что в 1978 году ВВП РСФСР,

то есть России, был больше чем ВВП Китая. А надеяться только на частных «инвесторов»

вроде Ходорковского весьма сомнительно, от таких «инвесторов» только одни убытки для государства как показывает практика. И плачевная текущая ситуация в экономике с отрицательным ростом показывает ошибочность этих иллюзий либерально-экономической политики.

1.0x