В Красноярске выпущен большой альбом работ сибирского художника Андрея Геннадьевича Поздеева (1926-1998), собравший все найденные на данный момент произведения мастера (живопись, графика), входящие в музейные коллекции России, — всего 471 изображение, значительная часть из которых прежде не была известна широкому зрителю и специалистам.
Работу по поиску картин и составлению альбома, которая заняла два года, провели специалисты крупнейшего музейного центра Красноярска "Площадь Мира". Наш корреспондент встретился с инициатором создания сборника, заведующим коммуникативно-исследовательским отделом музея Андреем Сокульским.
"ЗАВТРА". Андрей, в первую очередь хотелось бы от лица всех ценителей творчества Андрея Геннадьевича и отечественной живописи в целом поблагодарить вас за проделанную работу. Расскажите, пожалуйста, о принципе формирования альбома: в него вошли исключительно музейные произведения?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Спасибо, мы также очень рады, что удалось воплотить задуманное. Что касается отбора, то наследие Андрея Геннадьевича можно условно разделить на три составляющие. Первое — то, что хранится в музейных фондах. Второе — в частных коллекциях. Третье — то, что осталось в мастерской после его смерти и является сегодня собственностью вдовы Поздеева — Валентины Михайловны. Мы решили начать с первой составляющей — музеев.
"ЗАВТРА". Публикация такого объёма музейных собраний Андрея Геннадьевича выполнена впервые?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Да. Вообще, не смотря на выдающийся вклад художника в отечественную живопись, альбомов с его произведениями — немного. Более того — часто они дублируют друг друга, включают в себя только известные его творения. И в результате не дают полного представления о его творческом наследии! Какого-то серьёзного труда по исследованию искусства Поздеева — также до сих пор нет.
"ЗАВТРА". Сборник включает в себя все найденные музейные работы?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Все, которые мы смогли найти к моменту вёрстки альбома. Это 471 произведение из 41 музейного собрания нашей страны. Несколько работ мы нашли в медицинских и учебных заведениях — например, в офтальмологической больнице и университетской гимназии в Красноярске, в экспозиционно-выставочном центре Кемеровского института культуры. Позже мы узнали ещё о нескольких его картинах, но уже не успели включить их в издание. Это полотно "Иволга и Сокол", подаренное в 2018 году Третьяковской галерее. "Лошадка", которую удалось отыскать в редакции московской газеты "Наше наследие". И абстракция "Пространство", которая висит в стенах Кемеровского кардиологического центра.
"ЗАВТРА". Вопрос несколько риторический, но тем не менее: в чём вы видите основную значимость собранного вами альбома?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Я бы начал с того, что Красноярск, как, наверное, и любой провинциальный город, всегда тяготел к Москве, больше интересовался столичной художественной жизнью, чем своей. Это касается, увы, и Андрея Геннадьевича Поздеева. При этом он является одним из символов нашего города, в Красноярске постоянно говорится о его значимости. Но, повторюсь, никто им по-настоящему не занимается. Почти нет текстов, интерпретирующих его серии. Есть два исследования, посвящённые отдельным произведениям, — и всё! Поэтому, помимо задачи собрания его работ, мы стремились лишний раз привлечь внимание к его персоне.
"ЗАВТРА". Как велись поиски произведений Андрея Геннадьевича?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Мы написали запросы примерно в 60 музеев: от Москвы до Хабаровска. Также у нас имелась информация о 19 музеях, где хранятся его картины: этот список составил в 90-е годы красноярский энтузиаст и художник Николай Георгиевич Ткаченко. Конечно, мы использовали базу сайта Госкаталог.рф, куда с недавних пор все музеи России выкладывают изображения своих экспонатов. Правда, стоит отметить, что процесс оцифровки собраний и выкладывания их в Сеть музеями долгий, выполняется по заданным планам. На данный момент на сайт выложено далеко не всё, поэтому не исключено, что скоро мы обнаружим новые, не найденные нами прежде работы Поздеева.
"ЗАВТРА". Можете отметить какие-то музеи, представленные в альбоме?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Красноярский музей имени Сурикова, в нём хранится самая крупная коллекция Андрея Поздеева — 106 произведений. Вторая по значимости принадлежит музею Норильска — там 66 работ. В Зеленогорском выставочном центре — 47. В Государственном художественном музее Алтайского края — 25. В собрании нашей "Площади Мира" хранится 20, включая знаменитую "Чашу". В Томском областном музее — 18. В Русском музее — 17. В Третьяковской галерее — 13. В Дальневосточном художественном — 5. Хочу отметить, что такой широкий географический разброс — заслуга самого Андрея Геннадьевича: во время своих поездок по стране он часто дарил музеям свои картины.
двойной клик - редактировать изображение
"ЗАВТРА". Музеи охотно шли вам навстречу?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Большинство — да. С нашими краевыми вообще не было проблем. Однако некоторые — в частности, Русский музей — запросили приличные деньги за цифровые изображения. Причём, насколько я понимаю, с таким указанием выступает Миникульт России — требовать с других музеев оплату за предоставленные материалы. Очень странная инициатива. Ограничивающая, а где-то и сводящая на нет доступ музеев к другим собраниям. Мы смогли уложиться в имеющийся бюджет. А если бы не смогли — получается, работа была бы не выполнена в полной мере…
"ЗАВТРА". Произведения в альбоме каким-то образом структурированы?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Да, мы разбили их на 18 серий. Среди которых — "Городской пейзаж", "Библейская серия", "Корабли и раковины", "Автопортрет", "Супружеский портрет", "Пейзаж", "Натурщицы" и так далее. Добавлю, что альбом — это не просто собрание картин, но и научный каталог. Все репродукции снабжены информацией о дате, названии, технике, размерах. Также рядом помещено в миниатюре изображение похожего произведения Поздеева, с указанием — где оно хранится.
"ЗАВТРА". В чём вы видите значимость и ценность работ Андрея Поздеева? Не все ведь готовы и способны воспринимать его творчество, особенно позднее абстрактное…
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. В первую очередь, отвечу как житель Красноярска — Андрей Поздеев создаёт иконографию нашего города, то есть систему изображений, сюжетов, мотивов, персонажей. Никто другой такую иконографию не создал! Второе — открытость его глаза: он умел видеть хорошее, лучшее. Он любил место, где живёт. У него удивительный талант находить прекрасное в обыденном, и нас он учит тому же самому. К примеру, он первым раскрывает поэзию правого берега Красноярска — района сплошной рабочей окраины, заводов, труб, территории, где, в отличие от левого берега, отсутствует примечательная архитектура. И третье — как художник, он постоянно растёт, расширяет собственные границы, находит всё новые и новые мотивы и темы. Как результат — абстрактный язык, к которому он пришёл в конце пути. И как вершина — картина "Чаша", представленная в нашем альбоме в шести разных вариантах, где, по моему мнению, как в кристалле преломляется весь его творческий путь.
"ЗАВТРА". Есть ли у вас планы на будущее, ждать ли новых альбомов?
Андрей СОКУЛЬСКИЙ. Задача-максимум — создание полного собрания произведений Андрея Геннадьевича. Следующий этап — частные коллекции, и мы уже начали потихоньку искать и оцифровывать его работы, которые хранятся в Красноярске — нашли около 100 полотен и рисунков. Всё зависит от финансирования. Полное собрание произведений художника насчитывает от 2 до 2,5 тысяч картин — соответственно, это 5 или 6 томов.
двойной клик - редактировать изображение
Загл. илл. Автопортрет. 1952