12 апреля Хиллари Клинтон первой из американских политических "тяжеловесов" объявила о своем желании баллотироваться на президентских выборах 2016 года. Это решение сразу же поддержал действующий 44-й президент США Барак Обама, а также целый ряд представителей американского истеблишмента. К кампании в её пользу мгновенно присоединились и европейские союзники США: от канцлера ФРГ Ангелы Меркель до главы французского МИДа Лорана Фабиуса. Сразу стала известной и предполагаемая "цена вопроса" — бюджет избирательной кампании кандидата Клинтон должен составить рекордные 2,5 млрд. долл. Для сравнения: Барак Обама собрал в 2008 году 745 млн. долл., в 2012 году — более миллиарда.
Иными словами, активно создается впечатление, что Хиллари Дайан Родэм Клинтон не только всерьёз намерена, но и вполне может стать 45-м президентом США и первой в истории женщиной на этом посту. Впрочем, для начала ей необходимо стать первой женщиной-кандидатом от Демократической партии, а это, судя по ряду признаков, тоже далеко не решенный вопрос.
Возможно, столь ранний и "низкий" старт её избирательной кампании тоже не случаен и ставит своей целью, прежде всего, деморализовать потенциальных оппонентов из числа её однопартийцев: вот, мол, какая "чемпионка" рвётся в президенты, кто и как может с ней соперничать? Но нужно сказать, что слабых мест у бывшей первой леди и экс-госсекретаря США предостаточно.
Прежде всего, это её возраст — 26 октября 2016 года госпоже Клинтон исполнится 69 лет, и, в случае победы на выборах, она станет самым старым впервые избранным президентом США после Рональда Рейгана. Но если Рейган полностью зависел от своей команды, то ярко выраженные лидерские качества "Кеннеди в юбке" ни для кого не секрет, и в сочетании с возрастными изменениями психики грозят немалыми рисками для "вашингтонского обкома". Прежде всего это касается отношений с Россией, президента которой Владимира Путина Хиллари Клинтон считает едва ли не своим личным врагом.
Далее, в случае успеха на внутрипартийных "праймериз" Хиллари Клинтон предстоит соперничать с кандидатом от республиканцев, которым, скорее всего, станет Джон Эллис "Джеб" Буш, а такое соперничество лишний раз напомнит и американцам и всему миру, что с 1989 года высший государственный пост в Соединенных Штатах занимали только представители клана Бушей и клана Клинтонов. Разумеется, с нынешним восьмилетним "перерывом на Обаму", который, судя по всему, стал не только компромиссной фигурой, устраивающей и тех, и других, но и потенциальным "козлом отпущения", на которого удобно списать ответственность за катастрофический рост федерального внешнего долга (с 9,98 трлн. долл. по состоянию на 1 октября 2008 года до 18,14 трлн. долл. к 1 октября 2014 года). То есть олигархический характер нынешней "демократии" в США больше не удастся скрывать. А это существенный минус для всей концепции глобального американского лидерства в XXI веке.
Наконец, если Барак Обама до своего невероятного взлёта оставался "тёмной лошадкой", "человеком из ниоткуда", про которого было (да и остаётся) известно чрезвычайно мало, то Хиллари Клинтон, напротив, на виду и на слуху очень давно, с тех самых пор как именно она сделала своего супруга в 1993 году 42-м по счёту хозяином Белого дома. И если в давнем скандале вокруг отношений Билла Клинтона с Моникой Левински тогдашняя первая леди проявила поистине железный характер, то в качестве 67-го госсекретаря США Клинтон запомнилась, прежде всего, как главный куратор "арабской весны". И её сладострастное "вау!" при виде растерзанного Муаммара Каддафи было воспринято как самое наглядное проявление — даже, если хотите, как символ — всей американской внешней политики.
Так что на Нобелевскую премию мира даже авансом, как Обаме, развязавшему четыре масштабные войны, ей рассчитывать не приходится — президент Хиллари Клинтон будет восприниматься всем миром в качестве не просто "президента-ястреба", но "президента войны", "президента-убийцы", и именно с этих позиций будет рассматриваться каждый её шаг. Причем, все помнят, что Муаммару Каддафи гарантии безопасности в обмен на сдачу власти Клинтон давала лично. Поэтому данная кандидатура вряд ли будет поддержана китайским лобби, которое во многом финансировало предвыборные кампании того же Обамы, и израильским лобби, которое не зря устраивало "дело Левински" и грозило Биллу Клинтону импичментом за его позицию на Ближнем Востоке.
Наконец, в американском обществе сегодня существует катастрофическая усталость от Обамы, которая резко снижает шансы любого кандидата от демократической партии, особенно такого кандидата, в чью поддержку высказался 44-й президент США. Ведь дело доходило до того, что на промежуточных выборах в ноябре 2014 года многие политики-демократы отказывались от рекламы, в которой рядом с ними фигурировал или в их поддержку высказывался действующий президент страны. Так что реклама госпожи Клинтон из уст Барака Обамы: "Она была серьезным кандидатом в 2008 году, она была моим сторонником в ходе всеобщих выборов, она была выдающимся государственным секретарем, она моя подруга", — это, по сути, самая убийственная антиреклама, которую только можно себе представить.
Так что реальные шансы Хиллари вернуться в Белый дом уже не в качестве первой леди, а в статусе полновластной хозяйки, "американской Маргарет Тэтчер", не только невелики, но и стремятся к нулю. "Прогноз негативный", как сказали бы рейтинговые агентства.
Поэтому любые рассуждения о том, чего можно ждать от госпожи Клинтон как 45-го президента США — ждать, в том числе, и нашей стране, — можно будет вести только если случится невероятное, и эта незаурядная личность, вопреки всему, переживет 20 января 2017 года миг своего высшего торжества.