В ходе своего недавнего выступления на видеоконференции Гудзоновского института стратегических исследований спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри заявил, что Москва «недовольна Асадом».
Отвечая на вопрос о том, считает ли он достоверными появившиеся недавно сообщения относительно «недовольства Москвы президентом Сирии Башшаром Асадом», Джеффри сказал: «Да, я считаю такие сообщения вполне достоверными. Мы говорили с российскими представителями в течение последнего года. Они недовольны Асадом. Однако проблема заключается в том, что они не видят ему альтернативы».
Не знаю, какой информацией владеет и на какие «переговоры» ссылается спецпредставитель США по Сирии, у которого создалось впечатление о «недовольстве» России президентом Сирии, однако удивительно то, что такой искушенный дипломат, как господин Джеффри, имеющий богатый политический и дипломатический опыт, не понимает, что Россия-это государство, которое соблюдает общепринятые внешнеполитические правила, уважает суверенитет всех стран, никогда не прибегает ни к каким информационным уловкам, не ведёт гибридную войну, не подстрекает другие народы к выступлением против властей, против существующей политической системы.
Имеем ли мы право попросить господина Джеффри по возможности ссылаться на публикуемые в российских СМИ или размещаемые на российских сайтах материалы для того, чтобы со спокойной совестью утверждать, что Москва «недовольна Асадом, однако она не видит ему альтернативы»? В Белом Доме уже вошло в привычку приглашать на брифинги представителей американских СМИ и давать им «советы» относительно того, на чем следует сделать акцент, и что можно проигнорировать. В Москве таких «традиций» не существует. Журналисты, аналитики вправе писать всё, что они хотят. Однако считать их статьи выражением официальной политики российского государства, делать на этом основании вывод о том, что такие материалы, дескать, «отражают некий общий настрой» в кулуарах российский властей, по меньшей мере, неправильно. Такой подход противоречит здравому смыслу и элементарной политической логике.
Здесь уместно задать следующий вопрос: не является ли в определённой степени неслучайным время, выбранное для проведения вышеупомянутой видеоконференции Гудзоновского института стратегических исследований? Ведь в последнее время развязана настоящая информационная кампания, касающаяся внутренней ситуации в Сирии. Слишком раздутой кажется шумиха вокруг якобы существующего «кризиса», «прилива и отлива» в отношениях между Россией и Сирией. Между тем в июне вступает в силу принятый в США так называемый «Закон Цезаря о защите гражданских лиц в Сирии».
Информационная кампания особенно активизировалась после заявлений Джеймса Джеффри. Словно по взмаху дирижёрской палочки, многие телеканалы, газеты в своих программах, аналитических материалах и репортажах сообщили о якобы имеющейся российско-американской договоренности, «цель которой - «убрать» Асада. Многие аналитики, «эксперты по вопросам российской политики» из числа тех, кто участвует в этой кампании, использовали именно это выражение, не имея ни малейшего представления о российской внешней политике, и тем самым, вольно или невольно, стали информационным орудием в руках тех, кто руководит гибридной войной.
Совершенно очевидно, что существуют определённые круги, пытающиеся сорвать усилия и шаги, предпринимаемые «астанинской группой» в составе России, Турции и Ирана. Им явно не по душе достигнутые этими странами соглашения о прекращении огня на всей территории Сирии. Им не нравится высокая эффективность управления зонами деэскалации, успешное урегулирование непростых вопросов, связанных с обеспечением безопасности, особенно после того, как в течение 7 лет боевых действий, предшествовавших созданию «астанинской группы», эти вопросы оставались нерешёнными.
Можно ли сейчас не обращать внимания на ухудшающуюся буквально каждый день и час экономическую ситуацию в Сирии, на опасность распространения эпидемии коронавируса, на нависшую над сирийским народом угрозу голода, на то, что от голода и холода умирают старики и дети? Допустимо ли не замечать всего этого и, используя различные информационные каналы, обвинять друг друга, возлагать друг на друга ответственность за катастрофу, угрожающую всему сирийскому народу, не обращая внимания на имеющиеся возможности решения существующих проблем, на необходимость срочной мобилизации всех находящихся в распоряжении международного сообщества ресурсов для того, чтобы помочь народам Сирии, Ливии, Йемена, Палестины и Ирака?
Позиция Россия по урегулированию сирийского кризиса, других кризисов на Ближнем Востоке предельно ясна. Если говорить конкретно о Сирии, то после разгрома террористических банд и заключения соглашения о прекращении огня на всей территории страны, появилась возможность достижения урегулирования кризиса на основе резолюции 2254 Совета Безопасности ООН, которую необходимо выполнить полностью. Именно к этому стремится Россия, а американская администрация до сих пор всячески торпедирует эти усилия. Если господин Джеффри и администрация, которую он представляет, были бы серьёзно настроены на осуществление шагов, необходимых для того, чтобы положить конец сирийской трагедии, можно было бы в течение буквально 3-6 месяцев обеспечить безопасность и стабильность в Сирии, положить конец ухудшающемуся экономическому положению в стране. Именно это и необходимо делать сейчас, а не выдвигать всякого рода условия своего участия в восстановлении сирийской экономики и оказания гуманитарной помощи народу Сирии, о чём Вашингтон с завидным упорством разглагольствует уже в течение нескольких лет.
Ситуация в Сирии остается крайне опасной. Вместе с тем многое уже изменилось. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что достигнута исключительно важная цель – разгромлены террористические банды. Изменилась позиция многих региональных держав по отношению к сирийскому кризису. Большинство этих стран перестали вмешиваться во внутренние дела Сирии. В 2018 году Пентагон приостановил свою программу подготовки и вооружения отрядов сирийской оппозиции. Координируя свои шаги, решительно действуют страны «астанинской тройки» - Россия, Иран и Турция. Для запуска политического переходного процесса в Сирии, когда весь сирийский народ получит возможность самому определять свою судьбу и выбирать своё руководство, нужна также политическая воля Соединённых Штатов Америки и активное участие Лиги арабских государств.