"Смещение условного центра тяжести человеческих интересов и смыслов в сторону половодья материального насыщения плоти, в ущерб и без того иссохших редких ручейков, питавших душу и дух, произошёл, похоже, окончательно и необратимо! И, учитывая скорость такой деградации, скатывания масс в самые низины того незамысловатого и упрощённого бытия, которое без обиняков …можно бы назвать (чего уж там церемониалы с реверансами разводить!) скотством, думаю, не за горами то время, когда все подразделы общественных наук будут сведены в единый курс животноводства..! Иными словами, цивилизация Homo sapiens в таком, мягко говоря, примитивном варианте обречена, и вердикт сей обжалованию не подлежит! Но обидно не это, не то, что, похоже, не так уж далеко до воплощения тех апокалиптических сценариев сворачивания "свитка истории", о которых так настойчиво и предостерегающе нам говорят уже сотни лет люди духовного видения, святые и подвижники – в конце концов, что заслужили, то и получите..! Обидно то, что был шанс у нас всех, был светлый проблеск в тёмной истории рода человеческого! И используй мы его, кто знает, может и не происходило бы всё теперь так, как происходит, а было бы куда более обнадёживающим и оптимистичным!".
* * *
Кометой промелькнула-пролетела в историческом бытии Великая Советская цивилизация, скрывшись в просторах временной вселенной так, что едва видимым остаётся лишь её угасающий след вдалеке! Однако, хватило и этой её вспыхнувшей благо-созидательной энергии, чтобы человечество призадумалось, чтобы на примере этой вспышки осознало оно пагубность своих низменных устремлений, порочность созданных ним и преувеличенно воспетых "ценностей", выдаваемых даже за некие универсальные общечеловеческие, а на поверку оказавшиеся недоценностями, пустышками и мишурой! Ибо настоящая ценностная поверка неизменна уже на протяжении как минимум двух тысяч лет! И сомневаться в ней не приходится – она дарована нам свыше!
Вообще в жизни, наряду с вполне простыми истинами, существуют и вещи, с которыми не всё так просто для усвоения и осознания, потому как усвоение это и осознание среднестатистическим человеком требует непротиворечивости и даже успокаивающей гладкости их положений. В то же время, от этой убаюкивающей равномерной гладкости, как при движении по зеркальной поверхности европейских шоссе, разуму делается нестерпимо сонно! Он рискует впасть во младенчество, рискует привыкнуть к младенческой же пище и стать не способным решать серьёзные задачи, для разрешения коих следует как раз держать его в ежовых рукавицах, в условиях гроз и бурь – противоречий и антиномий! Ведь ещё Гегель сказал: "Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия – критерий заблуждения"! Увы, но европейский человечек не внял призыву маститого своего философа и поддался на соблазн (впасть во младенчество) под звуки мягкости колыбельной своей логики и вкус удобоваримой пищи непротиворечивости, таким образом, ставя всё с ног на голову! Иными словами, впал во младенческий сон, который, как выяснилось, способен порождать чудовищ, но не способен мыслить! Мышление его атрофировалось! Отсюда исходит однолинейная прямота суждений, формирующая прямоту извилин мозга (но, возможно, и как-то наоборот).
Ведь, согласитесь, что однополюсный порядок (а именно это чудовище было порождено младенческим западным разумом), как максимальный приоритет и доминирование чего-то одного, без баланса противоположного, есть разновидность хаоса, а не порядка. Это тьма без света или свет без тьмы, это мир без теней, без нюансов, это сплошная слащавость или нестерпимая горечь и т.д. И именно так выглядят все, измышлённые спящим европейским разумом положения, начиная от бредней об опасностях климатических изменений и о "спасительной зелёной энергетике", заканчивая совершенно имбецильными двойными стандартами (боюсь, они об этом даже не подозревают, откуда и младенческий лепет: "Это другое").
Однако, начиналось всё вполне себе обнадёживающе. "По традиции, прочно укоренившейся в былые годы, все мы привыкли уповать на так называемый прогресс, рассматривая его как всеохватывающее движение в сторону нарастания благ и знаний. А если прогресс рассматривать не с утилитарной точки зрения, т.е. с позиций усовершенствования всяческих механизмов, машин и прочих гаджетов, якобы облегчающих быт и вообще жизнь человеку, а с точки зрения диаметрально противоположной, т.е. по компоненте приближения человечества к идеалам добра, правды, справедливости? Вот с этой самой позиции, много ли можно отыскать прогрессивного в наш век – век кардинального обновления всей материально-технической базы? Сильно ли мы продвинулись по сравнению с далёкими и не очень предками нашими в смысле духовного развития, нравственного совершенствования, непоколебимости извечных моральных устоев, а то и в наработке новых, ещё более высоких (если, конечно, это возможно)? Намного ли возрос УРОВЕНЬ ИСТИННОЙ ЦЕННОСТИ отдельно взятого человеческого индивидуума? Когда ценят не за карьерные высоты и выгоды благосостояния, а за такие простые вещи, как ясный светлый взгляд, чистые помыслы, тёплые натруженные руки, отзывчивую широкую душу, доброе великодушное сердце! Думаю, не мне одному ясно, что ответ на эти вопросы приобретает вид неопровержимости аксиомы. И, стало быть, неутешительные прогнозы относительно будущего человеческих масс и скопищ, заполонивших поверхность планеты, вскорости из статуса потенции обретут статус актуальности".
* * *
"Хорошо помню свои впечатления и ощущения, когда, будучи ещё ребёнком, посмотрел фильм "Коммунист": это было нечто сродни отчаянию, вперемежку с лучиками надежды!
Отчаяние моё было связано главным образом с засильем несправедливости в жизни, где погибают люди высочайшего достоинства и чистоты, а те, кто приспосабливаются и хитрят, кто втихаря едят сало, когда другие пухнут с голоду, эти достигают физического выживания (а другое, по всей видимости, их и не волнует!).
Тут примешивалась ещё и неуверенность в самом себе: я, вдруг, понял, что этот, сразу ставший для меня эталоном, Василий Губанов (в блестящем исполнении Евгения Урбанского), – есть недосягаемая для меня высота! Что самому мне, вероятно, никогда не удастся достичь таких вершин самопожертвования ради других, ради идеи! Твёрдость и непоколебимая решимость, с которой этот человек шёл на верную гибель, ни секунды не сомневаясь в правильности своего такого страшного для обывателя акта, были пугающими, были даже противоестественными, были как бы "не от мира сего"!..
А вот чувство надежды зародилось у меня от подспудной малодушной мысли, что, дескать, времена изменились и нам, живущим в самой великой и счастливой стране мира, вряд ли придётся проявлять себя в столь экстремальной обстановке, вряд ли придётся на каждом шагу рисковать жизнью, иными словами, сдавать экзамен на крепость духа, верность Отчизне и народу, да просто – экзамен на Человека, поскольку за нас уже это сделали наши отцы и деды! Нам же остаётся лишь, переняв эстафету построения справедливого общества, прилежно учиться и хорошо да честно трудиться!
Но постепенно volens-nolens эта передача эстафеты как-то так исподволь перешла в такое состояние, когда отцы и деды сошли со сцены жизни и её, сцену, ползуче заполнили персонажи то ли из другой оперы, то ли из других драм и сценариев. Существа эти, пришедшие на смену привычным и понятным, родственным и родным нам людям, каким-то образом оказались настолько чуждыми и далёкими, что впору недоумевать – да ведь это же ЧУЖИЕ из голливудского ужастика! У нас с вами до безобразия мало культурологических, мировоззренческих, духовных (а скоро, боюсь, дойдёт дело и до языковых) точек соприкосновения с ними: хоть караул кричи! Найти почву для взаимопонимания – немалая проблема! Книг, которые греют нам душу, они не читают, фильмы с дорогими нам лицами и любимыми героями не смотрят, стихов, трогающих за сердце, не учат, не вникают в них и не понимают! В лучшем случае, самые думающие из них ищут т.н. "смысла", "рациональности" происходящего вокруг них действа жизни. И, если в чём-то не находят этого смысла и своей логики, тут же подвергают "бессмысленное алогичное" явление обструкции и осмеянию! У нас с ними разновекторные аксиологические (ценностные) установки: то, что для нас имеет безусловное и непреходящее значение, может быть пустым и непонятным для них сотрясанием воздуха. Нельзя сказать, что появились они вдруг и неожиданно. Предтечи этих существ вкрадчиво жили во все времена. Просто, идеальных условий для их повышенного размножения и преобладания над людьми не было. Такие условия появились массово лишь относительно недавно, когда у мирового закулисья, запустившего свои грязные ручонки и в дела российские, возникла потребность в массах исполнителей подобного качества. Вот тут-то и произошло, пусть не мгновенное, но довольно таки быстрое перерождение людей в существ, в, пардон, недолюдей. И произошло такое не в последнюю очередь из-за того, что государство отмахнулось, и даже на конституционном уровне освободило себя от идеологической составляющей, столь необходимой, как ясно каждому здравомыслящему человеку, для полноценной жизни любого социального образования! Из-за того ещё, что школа облегчила себе функционирование, отрекшись от воспитательной роли, оставив худо-бедно только роль образовательную! Но, позвольте! Издавна известно, что в идеальном обществе "главные люди – нянечка и школьный педагог"! Именно в школе, в пионерских и комсомольских организациях вырастали Олеги Кошевые, Александры и Зои Космодемьянские, герои-панфиловцы.
И, наконец, такое перерождение, подобная метаморфоза с людьми русскими стали возможными из-за того, что в души подавляющего большинства из нас закрались такие устремлённости, которые были брезгливо презираемы предыдущими поколениями из-за своей мещанской мелкобуржуазности, – тяга к сытости и довольству, устроенности и комфорту! И вот уже не настоящий и мужественный боец Василий Губанов, пропахший махоркой, в грубой солдатской шинели, притягивает к себе взоры, а инфантильный и чистенько прилизанный, с мягкими влажными ручонками руководитель офиса, в безукоризненно белой рубашке от Кардена, пропитанной флером туалетной воды "Диор" или "Хуго Босс". Что и требовалось доказать! Создан подвид человечков, которые стремятся в тщедушной и никчемной жизни своей лишь к удовольствиям, комфорту и комильфотности! Эти существа панически и до дрожи в коленках боятся возрождения настоящего Человека, Советского Человека! И они заглушают свой страх бравадой ерничанья и насмешек над ним, выдумывая на их взгляд обидные всякие словца-погремушки из серии: совки, вата, колорады. Они в своём безумном раже готовы даже убивать представителей этих самых совков и ваты, что и происходит сейчас на Донбассе. Но это и есть ярчайшее доказательство этого их страха! Они теперь становятся преобладающим большинством! Они уже диктуют свои правила и условия в политической жизни, на телевидении, в СМИ. Все подобные существа, как вы понимаете, совсем не горят желанием сделать всех людей счастливыми. Их притязания намного скромнее – сделать сытым и благополучным себя, любимого! Им не до пафоса патриотизма и всеобщего равенства-справедливости. Они все в работе, вернее, в своеобразном её варианте – в копошении добывания денег, власти, популярности.
Вот тут бы я хотел вернуться к упомянутому в начале статьи шансу.
"…Если люди возмущаются против христианства, то это потому, что оно слишком возвышено, мера его – не человеческая мера, поскольку оно желает создать из человека столь необычный феномен, что человек уже не способен его понять!", - написал когда-то С. Кьеркегор. Да, но не в том же ли самом состояла и попытка советского строя, с его "Моральным кодексом строителя коммунизма", с его Василиями Губановыми, Павками Корчагиными, Серёжками Тюлениными и Ульянами Громовыми?! Разве это не те были люди, из "которых гвозди бы делать"? Разве это не они с киркой и лопатой в мороз и слякоть, холод и стужу, живя в палатках сумели выстроить промышленные предприятия-гиганты, мощные электростанции, новые города?! Разве не они были первыми в освоении Севера, Дальнего Востока, морей и океанов?! Разве не к их когорте принадлежали такие трудовые богатыри, как Алексей Стаханов, Никита Изотов, Паша Ангелина, которые горели прометеевым огнём созидания и сгорали, едва дожив до пятидесяти?!"
И у странных существ не было бы шансов на преобладание в этой жизни, если бы линия на воспитание настоящих людей не была прервана! Если бы не были отданы на поругание советская школа, советская культура, советские наука и спорт, если бы в день празднования Великой Победы мавзолей В.И. Ленина не драпировался стыдливо разукрашенной фанерой, если бы была внесена поправка в конституцию об идеологической направленности движения страны, тем самым определяя верную и уверенную её поступь! Если бы.., если бы.., если бы…
А пока торжествует, здравствует и укрепляется недочеловек, насаждая и укрепляя свои недоценности, всё более расширяя свою инфернальную суть на всё, к чему прикасается…