пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 23 июня 2025
Авторский блог Василий Шахов 22:16 28 мая 2019

Не только Вера... Не только Совесть... Человечество и человечность (отклик 1-ый)

""ГУМАНИТАРНОЕ КОСМОСОЗНАНИЕ". Троицк-в-Москве. "Бюллетень-еженедельник дистанционной кафедры истории развития гуманитарно-космических технологий"

НЕ ТОЛЬКО ВЕРА, НЕ ТОЛЬКО СОВЕСТЬ…

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

(отклик 1-ый)

"Жизнь человеческая бессмысленна без памяти, без бережного отношения к прошлому, к истории, к народным героям, к заветам и победам предков наших. Не бесследно проходят по земле поколения, каждое оставляет идущим на смену память о себе. Создания рук и ума, откровения таланта - памятники дерзко бросают вызов векам. Памятники становятся средоточием красоты, образом идеальных устремлений поколений. И каждое новое поколение, утверждая себя и культуру собственной эпохи, с благодарным трепетом приемлет и берёт под свою защиту и охрану лучшее национальное наследство". С.Т. КОНЕНКОВ, П.Д. КОРИН, Л.М. ЛЕОНОВ. "БЕРЕГИТЕ СВЯТЫНЮ НАШУ!". 1965.

Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Неуклонный, неизменный,
Будь прославлен, Человек!

По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети.
Торжествуешь над врагом!

Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.

Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льда,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.

Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб нервущейся, железной
Нитью землю оплести.

В древних, вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.

Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
Неустанный зверолов.

И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.

Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств,-

Но, отважный, со стихией
После бьешься, с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.

Верю, дерзкий! Ты поставишь
Над землей ряды ветрил,
Ты своей рукой направишь
Бег в пространстве, меж светил,-

И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Человек! В. БРЮСОВ.

……………………………………………………………………………………

СООБЩЕНИЕ В С М И:

24-го мая состоялся круглый стол на тему «Вера и совесть», который был организован Объединённым движением «Русская философия» (ОДРФ) совместно с Союзом писателей России. Один из организаторов мероприятия сопредседатель Движения профессор Департамента социологии, истории и философии Владимир Варава открыл мероприятие, зачитав приветственное слово известного современного писателя Владимира Крупина, который отметил важность и актуальность данной темы.

Круглый стол, проходивший в Союзе писателей России в зале им. Шолохова собрал большое количество участников, среди которых были студенты, преподаватели из различных вузов и научных институтов, представители писательской организации. В том числе: Финансовый Университет при Правительстве РФ (Сергей Клягин), Анастасия Гачева (ИМЛИ РАН им. Горького), Степан Домусчи (РПУ св. Иоанна Богослова), Никита Дроздов (РПУ св. Иоанна Богослова), Ольга Блюмина (Горловский институт иностранных языков), Валерий Киселёв (Союз писателей России), Анастасия Чернова (Союз писателей России) и др.

Мероприятие, на котором состоялся диалог философов, писателей и теологов вызвал значительный интерес и оживленную продолжительную дискуссию. Владимир Варава в докладе «Антиномии веры и совести в традициях русской философской культуры» раскрыл во многом проблемный характер взаимоотношений между религией и моралью, которые были присущи отечественной философии и литературе. Докладчик проиллюстрировал это на примере взглядов Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, В.В. Розанова. В своем выступлении «Воскрешение как высшее проявление совести» А.Г. Гачева рассмотрела вопрос о том, как вера и совесть соотносились в философских построениях такого самобытного русского мыслителя как Николай Федоров. Анастасия Чернова коснулась темы нравственно-религиозных исканий в лирике Николая Рубцова. Ольга Блюмкина напомнила присутствующим, что мероприятие проходит в День славянской письменности и культуры и в своем выступлении затронула вопрос о нравственных основах церковнославянского языка. Это важно сегодня, когда медийная и цифровая культура стремительно выхолащивают смыслы живого слова. Сергей Клягин отметил в своем выступление важность и многогранность данной темы, и предложил в дальнейшем каждый аспект разбирать отдельно, посвящая ему семинар.

На круглом столе также была презентована продукция издательской группы «Традиция» (Андрей Степанов, Евгения Бубер).

Таким образом, поставленный вопрос о соотношении веры и совести оказался достаточно острым и проблемным, значимым для современного духовного состояния общества. В итоге было принято решение продолжить встречи в подобном формате, ставя на обсуждение наиболее острые и злободневные вопросы духовного и социально-культурного бытия современной России.

……………………………………………………………………………………………….

* Василий Федоров:
«Что такое поэзия? Во все времена это поиск связей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим.
Поэт – это открыватель часто незамечаемых связей, организатор гармонии: «Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать». Души поэтов подвергаются в эпохи расколов многократным перегрузкам. Поэтов к ним не готовят как космонавтов. Душа поэта могла изнемочь в желании соединить несоединимое: Русь уходящую с Русью советской…»
«И самое главное: он очень любил Родину».

…………………………………………………………………………

«… Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше ни меньше, как чаша космических обособленностей» (С.А. Есенин).

ВСЕЛЕННАЯ РУССКОЯЗЫЧИЯ:

ОПЫТ ШКОЛЬНОЙ ХРЕСТОМАПТИИ

************************************************************************************«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди выйдет и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие надежды - надежды твоих лучших людей!» - писал Н.А. Соловьев-Несмелов в статье «Памяти И.З. Сурикова». В книге «Русские поэты» Несмелов развивает свои мысли о значении «поэтов, непосредственно вышедших из народа, поэтах крестьянах (таких, как А.В. Кольцов, И.С. Никитин). «…и много славных, дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, - удовлетворенно констатирует он, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся…».

*********************************************************************

Необычайно богата земля Русская… Могуч, духовно мощен, эстетически глубинен, вселенски высотен, родниково чист и изящен русский язык… Русскоязычие… Русскоязычность…

Взбегу на холм
 и упаду
 в траву. 
И древностью повеет вдруг из дола! 
И вдруг картины грозного раздора 
Я в этот миг увижу наяву. 
Пустынный свет на звёздных берегах 
И вереницы птиц твоих, Россия, 
Затмит на миг 
В крови и в жемчугах 
Тупой башмак скуластого Батыя... 
 
Россия, Русь - куда я ни взгляну... 
За все твои страдания и битвы 
Люблю твою, Россия, старину, 
Твои леса, погосты и молитвы, 
Люблю твои избушки и цветы. 
И небеса, горящие от зноя, 
И шёпот ив у омутной воды, 
Люблю навек, до вечного покоя... 
Россия, Русь! Храни себя, храни! 
Смотри, опять в леса твои и долы 
Со всех сторон нагрянули они, 
Иных времён татары и монголы. 
Они несут на флагах чёрный крест, 
Они крестами небо закрестили, 
И не леса мне видятся окрест, 
А лес крестов
 в окрестностях
 России. 
 
Кресты, кресты... 
Я больше не могу! 
Я резко отниму от глаз ладони 
И вдруг увижу: смирно на лугу 
Траву жуют стреноженные кони. 
Заржут они - и где-то у осин 
Подхватит эхо медленное ржанье, 
И надо мной - бессмертных звёзд Руси, 
Спокойных звёзд безбрежное мерцанье... 



Звёздные часы человечества… Звёздные вершины… Гениальные горизонты прекрасного… Начала и концы… Жизнь и смерть… Судьба человека… «Мир и радость всем живущим!» - бунинское пожелание людям. «Будь во век веков благословенно земное рождение!» - бунинская молитва. Бунин, излагая «заповедь радости, для которой мы должны жить на земле», познав «тоску всех стран и всех времен», «сладость земной жизни», писал: «Одно хорошо: от жизни человечества, от веков, поколений остаётся только высокое, доброе и прекрасное, только это. Все злое, подлое и низкое, глупое в конце концов не оставляет следа; его нет; не видно. А что осталось, что есть? Лучшие страницы лучших книг, предание о чести, о совести, о самопожертвовании, о благородных подвигах, чудесные песни и статуи, великие и светлые могилы, греческие храмы, готические соборы, их райские дивные стёкла, органные громы и жалобы…».

…Русь Великая. Русь Православная. Русь много-многонациональная… Русскоязычность… Русскоязычие… Движение Истории… Воспитание Историей…

Привет, Россия - родина моя! 
Как под твоей мне радостно листвою! 
И пенья нет, но ясно слышу я 
Незримых певчих пенье хоровое... 
 
Как будто ветер гнал меня по ней, 
По всей земле - по сёлам и столицам! 
Я сильный был, но ветер был сильней, 
И я нигде не мог остановиться. 
 
Привет, Россия - родина моя! 
Сильнее бурь, сильнее всякой воли 
Любовь к твоим овинам у жнивья, 
Любовь к тебе, изба в лазурном поле. 
 
За все хоромы я не отдаю 
Свой низкий дом с крапивой под оконцем. 
Как миротворно в горницу мою 
По вечерам закатывалось солнце! 
 
Как весь простор, небесный и земной, 
Дышал в оконце счастьем и покоем, 
И достославной веял стариной, 
И ликовал под ливнями и зноем!.. 

…Слишком рано уходили из жизни самые добротолюбивые, самые гуманные, самые ранимые, самые щедрые, самые-самые... - «До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова. Не грусти и не печаль бровей, - В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей»…

Рубцовское… -…Я умру в крещенские морозы… Я умру, когда трещат берёзы. А весною ужас будет полный: На погост речные хлынут волны! Из моей затопленной могилы Гроб всплывёт, забытый и унылый, Разобьётся с треском, и в потёмки Уплывут ужасные обломки. Сам не знаю, что это такое... Я не верю вечности покоя!

…Друнинское… - Покрывается сердце инеем- Очень холодно в судный час...
А у вас глаза как у инока- Я таких не встречала глаз. Ухожу, нету сил.
Лишь издали ( Все ж крещеная!) Помолюсь. За таких вот , как вы, - За избранных
Удержать над обрывом Русь. Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть. Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть
!

 Тальковское… - Я мечтаю вернуться с войны, На которой родился и рос, На руинах нищей страны Под дождями из слез. Но не предан земле тиран, Объявивший войну стране, И не видно конца и края Этой войне.
Я пророчить не берусь, Но точно знаю, что вернусь, Пусть даже через сто веков В страну не дураков, а гениев. И, поверженный в бою, Я воскресну и спою На первом дне рождения страны, Вернувшейся с войны.
А когда затихают бои, На привале, а не в строю, Я о мире и о любви
Сочиняю и пою. Облегченно вздыхают враги, А друзья говорят: ты устал... Ошибаются те и другие: Это - привал. Я завтра снова в бой сорвусь, Но точно знаю, что вернусь, Пусть даже через сто веков В страну не дураков, а гениев. И, поверженный в бою, Я воскресну и спою
На первом дне рождения страны, Вернувшейся с войны. С войны - вернусь.
Вернусь… 

ЕСЕНИНСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РУБЦОВА

«…Он (Есенин – В.Ш.) подобно комете пролетел по небосклону, навеки оставив за собой сверкающий след, свою изумительную поэзию. Есенин – поэт России, его можно сравнить с такими художниками ярко выраженного национального характера, как Фредерик Шопен или Гарсиа Лорка – испанский поэт, в судьбе которого так много общего с Есениным». Г.В. Свиридов.

… Сергей Есенин – в круге чтения Николая Рубцова… Николай Рубцов читает Сергея Есенина… Как живой с живыми говоря… Какое-то особое озарение, врачевание души, какой-то всепоглощающий пафос удивительно музыкальных строф, несказанно радостное видение «деревенских» образов-картин: «слухают ракиты посвист ветряной»; «заглушила засуха засевки» ; «чёрная, потом пропахшая выть!..» ; «изба-старуха челюстью порога жуёт пахучий мякиш тишины…». Николай Рубцов в Константинове… Есенинские строки-образы были удивительно с в о и м и, рязански-домашними, синеокски-интимными, задушевно-узнаваемыми: «Синее небо, цветная дуга, Тихо степные бегут берега… Грезит над озером рыжий овёс, Пахнет ромашкой и мёдом от ос». Особый аромат, особый мир запахов : «укропом вялым пахнет огород», «пахнет вишнями и мохом», «лёгким дымом к дальним пожням шлёт поклон день ласк и вишен»; «сон избы легко и ровно хлебным духом сеет притчи, на сухой соломе в дровнях слаще меда пот мужичий».

…Под неодолимо-волнующим «есенинским приливом» рождалось с в о ё, РУБЦОВСКОЕ…

В минуты музыки печальной 
Я представляю жёлтый плёс, 
И голос женщины прощальный, 
И шум порывистых берёз, 
 
И первый снег под небом серым 
Среди погаснувших полей, 
И путь без солнца, путь без веры 
Гонимых снегом журавлей... 
 
Давно душа блуждать устала 
В былой любви, в былом хмелю, 
Давно понять пора настала, 
Что слишком призраки люблю. 
 
Но всё равно в жилищах зыбких - 
Попробуй их останови! - 
Перекликаясь, плачут скрипки 
О жёлтом плёсе, о любви. 
 
И всё равно под небом низким 
Я вижу явственно, до слёз, 
И жёлтый плёс, и голос близкий, 
И шум порывистых берёз. 
 
Как будто вечен час прощальный, 
Как будто время ни при чём... 
В минуты музыки печальной 
Не говорите ни о чём. 

Николаю Рубцову были особенно близки «музыкальные» есенинские жанры. Раннее (1910 года) «Подражанье песне» («Всё мне чудился тихий раскованный звон»).Особая есенинская озвученность, особый ритм, своеобразный лад, самобытный напев: «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»; «Поёт зима - аукает…»; «…со звонами плачут глухари»; «Плачет метель, как цыганская скрипка»; «Плачет весёлая флейта»; «Запевай, как Стенька Разин утопил свою княжну»; «Рекрута играли в ливенку»; «Дремотную песню поют рыбаки… Грустная песня, ты - русская боль…» ; «Выходи, моё сердечко, слушать песни гусляра»; « В этих строчках - песня…»

«Письмо матери» так и « просилось на музыку». Вот тот же земляк Есенина Липатов чувствовал подспудную, глубинно-психологическую стихию есенинского эпоса («Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет»). Трагедийность, глубокий драматизм («Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В в старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож»).

Этой есенинско-липатовской «Песне матери» суждено будет стать народной песней. От Балтики до Тихого океана, от южных до северных морей всенародные застолья-встречи одухотворятся-озаботятся сыновним утешением мужающего гения(«Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом»).

… Осязаемо, зримо вставали образы, картины далёкого-родного… … Василий Липатов, волнуясь, наигрывал-напевал новорожденную песню («Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, - Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось»). Сергей Есенин задумчиво слушал. Чуть-чуть шевелились его губы, как бы проговаривая исповедально-сокровенное («К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне»).

*****************************************************************************

Максиму Горькому принадлежит несколько высказываний о трагической судьбе писателей-разночинцев: «…отцвели, не успев расцвесть, Помяловские, Кушевские, Левитовы, Вороновы и много других этого ряда».

Соловьев-Несмелов писал в 1874-ом И.З. Сурикову:»…дочитал биографический очерк Ф.М. Решетникова, - горько, премерзко на душе сделалось за эту избитую, израненную жизнь человека».

«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди выйдет и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие надежды - надежды твоих лучших людей!» - писал Н.А. Соловьев-Несмелов в статье «Памяти И.З. Сурикова». В книге «Русские поэты» Несмелов развивает свои мысли о значении «поэтов, непосредственно вышедших из народа, поэтах крестьянах (таких, как А.В. Кольцов, И.С. Никитин). «…и много славных, дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, -удовлетворенно констатирует он, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся…».

Прав был Фёдор Михайлович Достоевский со своими «Бесами». И эпиграф взял он из «Бесов» Пушкина. В самом деле: бесы, чужебесие, бесовщина… - «Сбились мы. Что делать нам! В поле бес нас водит, видно, Да кружит по сторонам… Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре… Сколько их? Куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают?.. Мчатся бесы рой за роем В беспредельной вышине, Визгом жалобным и воем Надрывая сердце мне…». Бесы одурачили, взмутили, накопытили, кровью умыли Россию…

Александр Радищев.

Осьмнадцатое столетие

Урна времян часы изливает каплям подобно:
Капли в ручьи собрались; в реки ручьи возросли
И на дальнейшем брегу изливают пенистые волны
Вечности в море; а там нет ни предел, ни брегов;
Не возвышался там остров, ни дна там лот не находит;
Веки в него протекли, в нем исчезает их след.
Но знаменито вовеки своею кровавой струею
С звуками грома течет наше столетье туда;
И сокрушил наконец корабль, надежды несущий,
Пристани близок уже, в водоворот поглощен,
Счастие и добродетель, и вольность пожрал омут ярый,
Зри, восплывают еще страшны обломки в струе.
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех,
Крови - в твоей колыбели, припевание - громы сраженьев,
Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь во гроб;
Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых:
Екатерина и Петр, вечности чада! и росс.
Мрачные тени созади, впреди их солнце;
Блеск лучезарный его твердой скалой отражен.
Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья

**

Александр Блок — Возмездие
Пролог
 
Жизнь — без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами — сумрак неминучий,
Иль ясность божьего лица.
Но ты, художник, твердо веруй
В начала и концы. Ты знай,
Где стерегут нас ад и рай.
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить всё, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, — поймешь, где тьма.
Пускай же всё пройдет неспешно,
Что в мире свято, что в нем грешно,
Сквозь жар души, сквозь хлад ума…
И в каждом сердце, в мысли каждой -
Свой произвол и свой закон...
Над всей Европою дракон,
Разинув пасть, томится жаждой...
Кто нанесет ему удар?..
Не ведаем: над нашим станом,
Как встарь, повита даль туманом,
И пахнет гарью. Там — пожар.
 
 
Ты, поразившая Денницу,
Благослови на здешний путь!
Позволь хоть малую страницу
Из книги жизни повернуть.
Дай мне неспешно и нелживо
Поведать пред Лицом Твоим
О том, что мы в себе таим,
О том, что в здешнем мире живо,
О том, как зреет гнев в сердцах,
И с гневом — юность и свобода,
Как в каждом дышит дух народа.
Сыны отражены в отцах:
Коротенький обрывок рода -
Два-три звена, — и уж ясны
Заветы темной старины:
Созрела новая порода, -
Угль превращается в алмаз.
Он, под киркой трудолюбивой,
Восстав из недр неторопливо,
Предстанет — миру напоказ!
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья!
 
Первая глава
 
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
В ночь умозрительных понятий,
Матерьялистских малых дел,
Бессильных жалоб и проклятий
Бескровных душ и слабых тел!
С тобой пришли чуме на смену
Нейрастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций,
И малодейственных умов,
И дарований половинных
(Так справедливей — пополам!),
Век не салонов, а гостиных,
Не Рекамье, — а просто дам...
Век буржуазного богатства
(Растущего незримо зла!).
Под знаком равенства и братства
Здесь зрели темные дела...
А человек? — Он жил безвольно:
Не он — машины, города,
«Жизнь» так бескровно и безбольно
Пытала дух, как никогда...
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман:
 
Двадцатый век... Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец Мессины
(Стихийных сил не превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и ночь,
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне...
И черная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи...
Что? ж человек? — За ревом стали,
В огне, в пороховом дыму,
Какие огненные дали
Открылись взору твоему?
О чем — машин немолчный скрежет?
Зачем — пропеллер, воя, режет
Туман холодный — и пустой?..

Мельхиседек (Мелхиседек) - упоминаемый в Библии человек, приобретший мудрость, пройдя через многие страдания.

***

Ты хочешь мёду, сын? - так жала не страшись;

Венца победы? - смело к бою!

Ты перлов жаждешь? - так спустись

На дно, где крокодил зияет под водою.

Не бойся! Бог решит. Лишь смелым он отец,

Лишь смелым перлы, мёд, иль гибель... иль венец.

 Ты знаешь, что изрек, 
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек? 
 Рабом родится человек, 
 Рабом в могилу ляжет, 
 И смерть ему едва ли скажет, 
Зачем он шёл долиной чудной слез, 
 Страдал, рыдал, терпел, исчез. 
……………………………………………………………………………………………………………….

Ты хочешь знать: кто я?..

Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?

Я тот же, что и был и буду весь мой век.

Не скот, не дерево, не раб, но человек!

Дорогу проложить, где не бывало следу,

Для борзых смельчаков и в прозе и в стихах,

Чувствительным сердцам и истине я в страх

В острог Илимский еду (А.Н. Радищев).

………………………………………………………………………………………………….

Н. А. Соловьев-Несмелов писал в 1874-ом И.З. Сурикову:»…дочитал биографический очерк Ф.М. Решетникова, - горько, премерзко на душе сделалось за эту избитую, израненную жизнь человека».

«Родная Русь, много таится в тебе непочатых сил и из твоего талантливого юного духом народа много ещё впереди выйдет и истинных поэтов, и художников., и мыслителей. И теперь уже немало ты дала людей таланта – бодрых силою, честных делом, мыслью, речью, а дальше, дальше за тобой, как необозримы твои степи, дебри и леса, необозримо твоё великое будущее и не умирающие надежды - надежды твоих лучших людей!» - писал Н.А. Соловьев-Несмелов в статье «Памяти И.З. Сурикова». В книге «Русские поэты» Несмелов развивает свои мысли о значении «поэтов, непосредственно вышедших из народа, поэтах крестьянах (таких, как А.В. Кольцов, И.С. Никитин). «…и много славных, дорогих имён русской чуткой мысли пришли и сказали своё горячее слово, -удовлетворенно констатирует он, - сказали, что жив русский народ, жива и сильна его речь, и есть что сказать ему, что духовные богатства его обильны; спал он духовно долго, но вот с этими яркими звездами своих мыслей, своего духа, он проснулся…».

………………………………………………………………………………………..

Владимир Высоцкий

Посмотришь - сразу скажешь: это кит,
А вот - дельфин, любитель игр и танцев.
Лицо же человека состоит
Из глаз и незначительных нюансов....

Зинаида Гиппиус

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю....

Человек устроен из трёх частей..."

Даниил Хармс

Человек устроен из трёх частей,
из трёх частей,
из трёх частей.
Хэу-ля-ля,
дрюм-дрюм-ту-ту!
Из трёх частей человек!

"Определять вещам и людям цену..."

Самуил Маршак

Определять вещам и людям цену
Он каждый раз предоставлял другим.
В театре жизни видел он не сцену,
А лысины сидящих перед ним.

...................................................................................................................................................

Василий Федоров:
«Что такое поэзия? Во все времена это поиск связей между небом и землей, между людьми и вещами, между минувшим и будущим.
Поэт – это открыватель часто незамечаемых связей, организатор гармонии: «Розу белую с черною жабой я хотел на земле повенчать». Души поэтов подвергаются в эпохи расколов многократным перегрузкам. Поэтов к ним не готовят как космонавтов. Душа поэта могла изнемочь в желании соединить несоединимое: Русь уходящую с Русью советской…»
«И самое главное: он очень любил Родину».

…………………………………………………………………………

«… Наших предков сильно беспокоила тайна мироздания. Они перепробовали почти все двери, ведущие к ней, и оставили нам много прекраснейших ключей и отмычек, которые мы бережно храним в музеях нашей словесной памяти. Разбираясь в узорах нашей мифологической эпики, мы находим целый ряд указаний на то, что человек есть ни больше ни меньше, как чаша космических обособленностей» (С.А. Есенин).

1.0x