Научно-технический прогресс наряду с положительной стороной имеет отрицательную.
Один из её признаков — появление болезней цивилизации. На слуху, например, ожирение и связанный с ним рост сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. А вот проблемы социального инфантилизма и уровня физического развития подрастающего поколения освещаются мало. Между тем, один из признаков инфантилизма — безответственность. Что переедание вредит здоровью — известно практически всем, вот только с ответственностью за своё здоровье, далеко не у каждого всё в порядке. И было бы вполне резонно усилить внимание к проблемам развития человека.
В науке для экспериментальных целей используют безмикробных животных, так называемых гнотобиотов, выращиваемых в стерильных условиях с помощью специальных технологий. Благодаря такому комфорту, организму нет нужды бороться с бактериями, вирусами, грибками и прочим. Красота, да и только! Правда, экспериментаторы отмечают тщедушие и уродство подопытных. И как здесь не вспомнить Дерсу Узалу с его "Шибко хорошо — тоже не хорошо"? Или книги членов известной семьи Никитиных из Подмосковья, где одна из глав названа "Коварство комфорта". Очень верное определение. Взаимодействие с микроорганизмами — далеко не единственный фактор, необходимый для нормального развития. Центральным звеном, через которое многочисленные факторы внешней и внутренней среды обеспечивают эффективное развитие организма, является стресс (в переводе с английского "напряжение"). Именно он позволяет в полной мере использовать богатство генетического кода. Стресс, или общий адаптационный синдром, — состояние, возникающее под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и направленное на преодоление трудностей, приспособление к возросшим требованиям. В развитии стресса выделяют три стадии: стадию тревоги или мобилизации, стадию устойчивости (резистентности) и стадию истощения. Стресс, завершившийся на стадии резистентности, считается полезным (эустресс), а перешедший в стадию истощения — патологическим (дистресс). Это обстоятельство следует учитывать, дабы не наломать дров, предъявляя ребёнку непомерные требования.
Гиподинамия — бич современного общества, не щадящий ни взрослых, ни детей. Для нормального развития ребёнка необходимо обеспечить ему условия для высокой физической активности. Чрезмерные ограничения в этом просто недопустимы. Считается, что активное познание среды через разнообразные формы двигательного поведения — едва ли не основной фактор, влияющий на структурное и функциональное развитие головного мозга и тем самым — на развитие интеллекта. Особенно полезны для развития игры, предполагающие соперничество и требующие немалого напряжения сил. К сожалению, возможностей для их реализации в шаговой доступности становится всё меньше и меньше. Уплотнение застройки, заполнение оставшегося пространства стоящими и снующими автомобилями не дают детям возможности поиграть в дворовой футбол или волейбол. Перекрытые подъезды, подвалы и чердаки вряд ли благоприятствуют игре в "казаки-разбойники". Двигательная активность у многих детей стремится к нулю. Их даже не ведут в детсад или школу, а везут. Вместо пешеходного туризма по родным просторам — "туризм" в фешенебельных заграничных отелях.
В армии, под давлением комитетов солдатских матерей, устанавливается чуть ли не санаторно-курортный режим, что вряд ли способствует формированию зрелых мужчин.
Ещё одна напасть — ювенальная юстиция, которая может случиться и у нас, требует создания полного физического и психического комфорта для подрастающего поколения.
Стоит дать оценку и изобретениям, тем или иным образом влияющим на развитие человека. Но для начала заглянем в Большую медицинскую энциклопедию. Статья, посвящённая реабилитации глухонемых, по размеру в четыре раза больше таковой для слепых. Это при том, что на зрение приходится 90% поступающей человеку информации, а на слух и другие органы чувств — только 10%. Удивительного в этом ничего нет, если вспомнить академика И.П. Павлова, который считал, что у человека развивается "чрезвычайная прибавка", основанная на словесном обозначении объектов, названная им второй сигнальной системой. Первая же система связана с непосредственным восприятием чувственных сигналов из внешней и внутренней среды организма о биологически полезных и вредных явлениях. Говоря информационно-технологическим языком, мозг человека приобретает способность работать в двух режимах: в режиме реального времени и в режиме виртуальном. Речевая информация, в отличие от зрительной, носит последовательный характер. При восприятии речи мозг человека выполняет более сложную и напряжённую работу, что, несомненно, также способствует его эффективному развитию. Формирование речевого информационного канала и его оптимальная загрузка — основа для превращения ребёнка в полноценного человека. Как здесь не вспомнить то влияние, которое, например, оказала на Пушкина его няня Арина Родионовна, с её великолепным знанием русского фольклора. В жизни, в большей части случаев, у людей, общающихся с ребёнком, таких знаний нет. И здесь невозможно переоценить роль книг и книгопечатания, обеспечивших бурный прогресс человека и человечества. При этом даже просто грамотный человек с небольшим информационным багажом, используя книги, мог положительно влиять на развитие ребёнка.
Следует отметить положительную роль радио, которое позволило распространять информацию даже среди неграмотного населения. Правда, можно выдавать в эфир и дезинформацию, но это уже другая тема.
Влияние телевидения на развитие ребёнка следует считать скорее негативным — особенно с учётом огромного объёма видеопродукции, предназначенной для детей. Чтение, до появления телевизора, было одной из основных форм досуга и, как бы между прочим, способствовало повышению виртуальных возможностей мозга, а это — основа творческих способностей человека. К сожалению, экран вытесняет книгу, и поэтому не случайно становится всё больше функционально неграмотных граждан, а растущий спрос на комиксы — тому подтверждение. Представляется, что до определённого возраста ребёнок должен общаться с телевизионной "Ариной Родионовной", чтобы речевая информационная нагрузка доминировала над зрительной. Думаю, нет проблемы в том, чтобы найти артистов с богатой мимикой и жестикуляцией, умеющих, где это необходимо, полаять, похрюкать, покрякать.
Ещё одно изобретение, рядом с которым не хотелось бы видеть играющего ребёнка, — компьютер. Круг задач, которые должен решать мозг в реальной игре, на порядок больше такового в виртуальном пространстве, поэтому не стоит ждать существенного развивающего эффекта от компьютерных эрзац-игр.
Есть, наконец, ещё одно изобретение, имеющее весьма продолжительную историю. Но предварительно следует познакомиться с историческим опытом, имеющим отношение к рассматриваемой теме. В результате Первой Мировой войны много осиротевших детей стало поступать в приюты и детские дома. При этом, несмотря на хорошие условия, имела место высокая смертность детей раннего возраста. Кроме того, у них отмечались существенные отклонения в физическом и психическом развитии. Это обстоятельство показало, что детям необходим не только гигиенический уход, и послужило толчком к систематическим исследованиям закономерностей процессов развития.
Несколько позднее этологами, зоопсихологами и учёными многих других специальностей стали проводиться экспериментальные исследования, на животных. Суть большинства экспериментов сводилась к тому, что на группы животных различного возраста оказывалось то или иное воздействие, а затем в зрелом возрасте по различным показателям опытные группы сопоставлялись с контрольными. Например, молодых крысят брали на несколько минут из гнезда. Крысы, подвергнутые такому воздействию, в сравнении с контрольными, характеризовались большей подвижностью, проявляли высокую исследовательскую активность, лучше обучались, отличались повышенной устойчивостью к стрессу, приобрели ряд других полезных для организма качеств. Причём все эти благоприятные изменения можно было получить, воздействуя на животных до 10-12 дня их жизни.
Противоположные результаты дало лишение молодых крыс раздражителей, с которыми они сталкиваются в естественных условиях. Устойчивость таких животных в сложных условиях внешней среды была существенно снижена. Подобные опыты, проведённые на других животных, в том числе — на человекообразных обезьянах, дали сходные результаты. В науке это явление известно под названием "ранний опыт". Более детальные исследования, проводившиеся нейро- и психофизиологами, показали, что мозгу для эффективного развития в критические для своего развития периоды необходима внешняя, вызывающая стресс информация. При этом природа ещё допускает размножение и миграцию нервных клеток, что в определённых пределах меняет в лучшую сторону архитектуру мозга.
Также необходимо взглянуть на данный феномен ещё с одной точки зрения. Кибернетика рассматривает два типа регулирования различных процессов: по отклонению и по возмущению. В первом случае система приводит регулируемый параметр к заданному уровню после его отклонения. Во втором же работает с фактором, способным вызвать такое отклонение, то есть действует на опережение и поэтому лучше приспосабливается к изменяющимся условиям. Именно второй тип регулирования поведения доминирует у стимулированных животных. Поскольку речь идёт о регулировании поведения, то более удобным будет использовать характеристики, даваемые отечественными исследователями, которые соответствуют указанным принципам: пассивно-оборонительное поведение и поисковая активность.
Информацию о сенсорных депривациях (депривация — лишение чего-либо) можно почерпнуть в специальной литературе. Тем не менее, следует заострить внимание на общих закономерностях сенсорных деприваций, состоящих в том, что развивается гиперактивность и гиперреактивность, возрастает агрессивность поведения, депривированных организмов.
Итак, можно говорить о двух полюсах. На одном — сенсорно обогащённая среда, на другом — обеднённая. Разные культуры создают своему потомству разные уровни стимуляции, и поэтому стоит поговорить о той, что существенно ограничивает поступление информации детям наиболее раннего возраста.
Существует конструкция колыбели, позволяющая практически не стирать, не мыть, не тратиться на подгузники и пелёнки, что достигается жёсткой фиксацией младенца над стоящим под ней горшком. На руки ребёнок попадает в первые месяцы своей жизни довольно редко, поскольку его даже кормят в колыбели. Ко всему создают условия, чтобы ребёнок больше спал. В результате — выраженная сенсорная, двигательная и эмоциональная депривация со всеми вытекающими последствиями. Комфорт для лиц, ухаживающих за младенцем, — великолепный. Правда, за него приходиться платить немалую цену.
Ареал подобной колыбели простирается от Северной Африки до Тибета. Есть сведения об использовании колыбели в некоторых местностях Европы. В отношении последней представляет интерес обстоятельная монография чешских авторов Й.Лангмейера и З.Матейчека "Психическая депривация в детском возрасте", в которой есть гравюра из мрачного средневековья Европы. На ней изображён быт той эпохи и в частности, младенец, лежащий в колыбели. Судя по лентам, с помощью которых ребёнок жёстко зафиксирован в люльке, она принципиально не отличается от современных. Авторы почему-то утверждают, что данный младенец не обделён сенсорно. Согласиться с таким мнением нельзя. Конечно, работе зрительного, слухового и обонятельного анализаторов ничего не мешает, а вот двигательный анализатор практически не работает, поскольку двигательная активность серьёзно ограничена. Педиатры говорят, что ребёнок изучает окружающий мир через рот, чего он не может делать в своём положении. Вероятность, что у такого ребёнка сформируется выраженная поисковая активность, крайне низка.
Думаю, что прогресс того или иного общества без доминирования индивидов с выраженной поисковой активностью затруднён, а при их критически низкой численности — просто невозможен.
В биологии существует, хотя сейчас многими и оспаривается, "закон Геккеля", согласно которому организм в своём развитии в определённой степени повторяет путь, который прошли представители данного вида в ходе эволюционного развития ("филогенез есть краткое повторение онтогенеза"). Представляется, что и последовательность появления тех или иных изобретений в жизни ребёнка должна быть такой же, как и в ходе человеческой истории и научно-технического прогресса. Телевизор — только после того, как ребёнок научится читать и получать от этого удовольствие, компьютер — после того, как наиграется в реальные игры.