Уже 27 июня 1941 года, в соответствии с устным указанием Наркома внутренних дел Л.П. Берия были созданы войска Особой группы при НКВД СССР. В начале октября того же года они были реструктурированы, в результате чего образовалась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения, просуществовавшая в течение двух тяжелейших лет Великой Отечественной войны и оставившая собственный, совершенно неповторимый вклад в великую Победу.
Во все периоды своего существования созданные формирования особого (или специального) назначения постоянно учились и тренировались. Это было связано с тем, что профессия разведчика-диверсанта была достаточно редкой для силовых структур Советского Союза: некоторое количество специалистов со схожей специализацией приняли участие как в Гражданской войне в Испании, так и в скоротечной Советско-финляндской (Зимней) войне. Но практика регулярной подготовки спецназовцев в условиях идущих боевых действий на собственной территории отсутствовала.
Для подготовки разведчиков-диверсантов были созданы десятки учебных программ, направленных на получение специальных навыков, повышение уровня физической выносливости, на изучение вопросов тактики ведения боя в разных условиях, на овладение навыками выживания в лесной или горной местности, на уверенное владение советским и иностранным оружием, на обучение прыжкам с парашютом и т.д. Вполне естественно, что учебный процесс часто прерывался всякого рода чрезвычайными ситуациями, в разрешении которых части ОМСБОН (Отде́льная мотострелко́вая брига́да осо́бого назначе́ния) регулярно принимали участие.
Необходимо отметить и персональный состав дивизии особого назначения. Наряду с кадровыми сотрудниками НКВД СССР туда вошли представители Коминтерна, студенты столичных вузов, в том числе известные советские спортсмены, комсомольцы-добровольцы. Вполне естественно, что они имели совершенно разные навыки, и многие из них ранее никогда даже не видели шашек динамита, тем более не изготовляли мины в походных условиях из подручных средств.
Первые отряды спецназа по своему изначальному предназначению были опробованы уже в сентябре 1941 года. Легендарная разведывательно-диверсионная резидентура[1] «Митя» под командованием Д.Н. Медведева на территории Смоленской, Орловской и Могилевской областей в течение нескольких месяцев успешно и последовательно решала задачи, поставленные перед ней руководством НКВД СССР. Это был первый реальный боевой опыт, полученный подразделением особого назначения в ходе Великой Отечественной войны.
С началом 1942 года аналогичные формирования начинают в массовом порядке забрасывать во вражеский тыл. Они были призваны облегчить закрепление новых рубежей в грандиозной битве за Москву, но отнюдь не всегда эти попытки заканчивались успешно, имелась, к сожалению, и отрицательная практика ввиду различных причин, в том числе – из-за их использования не по назначению. На одном из таких примеров мы и остановимся.
В соответствии с боевым приказом № 3 штаба ОМСБОН от 14 января 1942 года для выполнения задания командования Западного фронта для действия в тылу противника на фронте 10-й армии были созданы особые отряды в составе:
-1-го отряда под командованием командира 1-й роты 1 Мотострелкового полка (мсп). и саперной роты управления бригады – старшего лейтенанта Бажанова М.К., численностью 78 человек;
-2-го отряда под командованием командира 1-й роты 2 мсп, старшего лейтенанта Лазнюка К.З., численностью 80 человек;
-3-го отряда под командованием командира 6 роты 2 мсп, капитана Горбачёва Н.С., численностью 80 человек;
-оперативной группы штаба бригады в составе: майора Шперова М.П, капитана Жаркова Н.А., ст. политрука Самохвалова и двух радистов с рацией.
Спустя два дня новым приказом был сформирован ещё один отряд, под командованием капитана Васина Н.А. от 2 мсп, в количестве 77 человек.
Особым отрядам было предписано:
1) Сосредоточиться в районе Меховое (Калужская область) и выступить на лыжах в район Дорогобуж-Вязьма с задачей прервать коммуникации противника; взрывать мосты, нарушать связь и вести разведку, устанавливая расположение штабов, аэродромов и баз противника. По выполнению задания вернуться в район действия 10-й армии.
2) Конкретные задачи каждому отряду уточнить в штабе 10-й армии.
3) К месту действия следовать на автомашинах по маршруту: Москва – Серпухов – Тула – Щекино – Одоев – Козельск – Меховое.
4) По выполнению задания возвратиться к месту дислокации бригады.
5) Связь по радио, согласно утвержденному расписанию и по телефону через штаб Западного фронта.
Отряды были тепло экипированы, вооружены карабинами, автоматами, снайперскими винтовками, обеспечены лыжами, белыми маскхалатами, минами из расчёта по 2 кг на бойца. 17 января 1942 г. отряды осназа прибыли в штаб 10-й армии, расположенный в д. Попково Сухиничского района.
К этому времени противник предпринял контрнаступление подошедшими из Брянска новыми силами в направлении Жиздра-Сухиничи, с целью вывода из окружения своих частей, находящихся в г. Сухиничи.
В связи с изменившейся обстановкой на фронте 10 армии, командарм 10 генерал-лейтенант Голиков решил использовать прибывшие отряды для ликвидации прорыва, так как действовавшие на этом участке фронта части Красной армии были очень малочисленны - вследствие больших потерь.
Командарм – 10 приказал использовать отряды в общевойсковом бою для ночных атак и налётов на противника с флангов и тыла. Ответственность за использование отрядов не по назначению взял на себя опять же командарм – 10. Использование отрядов в общевойсковом бою дало возможность задержать продвижение к Сухиничам и подтянуть резервы. Но подготовленные и вооружённые для действий в тылу врага отряды несли большие потери, подчас не получая никакой поддержки со стороны артиллерии и частей Красной Армии.
Отряд Горбачева с 20 января по 10 февраля 1942 г. выполнил следующие задачи:
а) 21 января 1942 г. в 2.00 комдив – 328 поставил задачу: совместно со стрелковым батальоном дивизии (30 чел.) овладеть с. Кишеевка, зайдя с тыла и флангов, под общим командованием НО-1 штадива (штаба дивизии) 328, причём точных сведений о противнике штадив не имел.
Прибыв на исходное положение, отряд не обнаружил стрелкового батальона дивизии и не получил обещанной артподготовки. Разбившись на две группы, отряд пошёл в наступление. На окраине деревни отряд был остановлен сильным пулемётным и автоматным огнём. В процессе завязавшегося боя было выявлено, что противник в деревне находился силой до батальона.
Потеряв 3 человека убитыми и 1 - раненым и не получив никакой поддержки со стороны частей Красной Армии (КА), отряд вынужден был отойти на исходные позиции в 14.00. Потери противника убитыми и ранеными – 30-40 чел.
Отряд действовал смело и решительно, особенно отличился в этом бою старший сержант Борисевич, который, взяв у убитого красноармейца автомат, выдвинулся вперёд в течение 2-х часов расстреливал появляющихся в деревне фашистов. В момент отхода отряда т. Борисевич прикрывал отряд. Один немецкий автоматчик, выбежав из дома, начал обстреливать отряд, тогда Борисевич на расстоянии 30 метров встретился с ним один на один, и убив его на глазах у немцев, благополучно возвратился в отряд.
б) с 22.00 21 января по 4.00 22 января 1942 г. отряд Горбачёва, совместно с прибывшими отрядом Лазнюка и 40 бойцами 329 стрелковой дивизии (СД) вёл вторичное наступление на с. Кишеевка. Заняв окраину деревни, отряд израсходовал почти все боеприпасы в ожидании подкрепления, но не получил такового – с наступлением рассвета отошёл на исходные позиции.
Потери: убито – 4 чел., ранено – 5 чел.
Отряд действовал смело и решительно. Особенно отличились: ст. сержант Борисевич, уничтоживший пулемётный расчёт противника и нанесший неожиданный удар противнику с тыла; красноармеец Засосов, будучи раненым в ногу, уничтожил 10 фашистов противотанковой гранатой и в момент взрыва сам погиб смертью героя; ст. сержант Минченко с группой бойцов, уничтоживший 15 фашистов.
в) 22 января 1942 г. отряд получил задачу захватить д. Чваново и Сорочка, уничтожить находившиеся в них немецкие гарнизоны (по сведениям штадива в Чваново 35-40 чел. и в Сорочка 15-20 ч.) и удерживать деревню до подхода частей Красной Армии.
23 января 1942 г. в 3.00 отряд разбился на группы: 1) группа капитана Горбачёва в количестве 43 чел. выступила на д. Чваново; 2) группа лейтенанта Кривцова в количестве 22 чел. выступила на д. Сорочка.
Группа Горбачёва, выйдя на шоссе между Чваново и Сорочка, увидела продвигающийся обоз противника от Сорочка к Чваново в составе 50-60 подвод с 350-400 чел. немцев. Атаковав обоз, группа Горбачёва уничтожила до 30 лошадей и до 50 солдат и офицеров, но попала под сильный огонь противника. Капитан Горбачёв с 31 чел. бойцов пропал без вести. (как позже выяснилось, практически все они погибли вместе со своим командиром).
Группа Кривцова, придя в д. Сорочка, противника не обнаружила, но от местного населения узнала, что противник в количестве 350-400 человек с обозом вышел на д. Чваново 15-20 минут назад. Кроме того, Кривцов видел сигналы ракетами и слышал стрельбу со стороны Чваново. Вместо того, чтобы пойти на Чваново и оказать помощь группе Горбачёва, лейтенант Кривцов вернулся в штадив – 328 в д. Гульцово и доложил обстановку.
Политрук отряда Николаенко в лесу был окружён и после длительной борьбы, уничтожив 8 немцев, был схвачен сзади и взят в плен. Но так как пистолет у него не был отобран (хранился за поясом брюк) – он застрелил конвоира и после долгих скитаний вышел из окружения и попал в госпиталь.
24 января 1942 г. группа Кривцова обороняла д. Верхнее Куклино.
25 января 1942 г. группа Кривцова с приданными бойцами 328 СД общим количеством в 100 человек вела наступление на д. Нижнее Куклино, в котором находился противник силою в 600 чел. Потеряв 2 чел. убитыми и 3 чел. ранеными – группа отступила, не выполнив задачу. Потери противника – 30 чел. Особенно отличился сержант Иванов, вызвавший на себя огонь противника для обнаружения его огневых точек.
30 января 1942 г. группа Кривцова, совместно с оставшимися 42 чел. отряда Лазнюка и приданными бойцами 328 СД общим количеством в 129 чел., выбила немцев из д. Хлуднево, где их было около 200 чел. Отряд потерь не имел. Противник, оставив важные документы и 15 чел. убитыми – из деревни бежал. Особенно отличились в этом бою ст. сержант Семенцов, сержант Иванов, красноармеец Махров и ст. сержант Корнфельд, вызвавшие на себя огонь противника.
31 января и 1 февраля 1942 г. отряд совместно с 1103 стрелковым полком (СП) вёл бой за д. Поляны. Уничтожив 75 чел. противника, отряд занял деревню, имея 2 чел. ранеными.
2 февраля 1942 г. отряд окончательно выбил противника из д. Хлуднево, уничтожив до 50 чел. немцев и обоз в 15 подвод. Потери – 3 чел. ранеными. Трофеи – 7 саней с боеприпасами и 1 сани с продовольствием.
3-4 февраля 1942 г. отряд вёл бой за д. Маклаки, однако из-за безрезультатности артподготовки и введению немцами в действие 7 самолётов деревня не была занята.
С 5 по 10 февраля 1942 г. отряд нёс гарнизонную службу в д. Поляны и вел разведку.
Отряд старшего лейтенанта Лазнюка.
С 20 января по 10 февраля 1942 г. кроме совместных действий с отрядом капитана Горбачёва выполнил самостоятельно следующие задачи:
23 января 1942 г. в 1.00 отряд в количестве 27 чел., сняв немецких часовых, ворвался в д. Хлуднево, и, уничтожив свыше 100 немцев, занял её после 4-х часового боя, несмотря на то, что 1103-й и 1105-й стрелковые полки 328-й дивизии не поддержали отряд.
Потери отряда – 22 чел. убитых и пропавших без вести и 3 чел. раненых. Среди раненых – командир отряда ст. лейтенант Лазнюк.
Особенно отличились в этом бою ст. лейтенант Лазнюк, командир отделения Ануфриев, зам. политрука Паперник (убит), боец Перлин и сапёр Кругляков, уничтоживший до 40 гитлеровцев.
О действиях отряда написана статья в газете «Правда» от 14 февраля 1942 г. «Герои – лыжники».
Личный состав отрядов Горбачева и Лазнюка во время боевых действий показал примеры стойкости, храбрости и отваги. Комдив – 328 представил к правительственной награде 23 чел. из этих отрядов.
Отряд капитана Васина.
Выполняя задачу по обороне д. Попково, 23 января 1942 г. вёл бой с танками и батальоном пехоты противника. В результате боя было подбито 2 танка, уничтожен 1 танк и истреблено до 100-110 чел. немцев.
Потери отряда: 6 чел. убито, 1 ранен, 13 пропало без вести. В числе убитых – командир отряда капитан Васин и военком отряда политрук Утяшев.
Особенно отличились боец Ткаченко, подбивший танк, и снайпер Долгушин, уничтоживший 5 вражеских танкистов.
Отряд старшего лейтенанта Бажанова.
С 21 января по 14 февраля 1942 г. выполнял следующие боевые задачи:
а) в ночь с 22 на 23 января 1942 г. в тылу противника:
1) взорвал железнодорожное полотно в 2 км западнее д. Дубровка,
2) минировал шоссейную дорогу в 3 км юго-западнее д. Дубровка,
3) минированы дороги Речица-Мариж, Речица-Будские Выселки,
4) совершил огневой налёт на с. Речица, занятое противником.
В операции участвовало 75 чел. Образцы мужества проявили сержант Голохматов, командир отделения Крылов, бойцы Маркин и Правдин.
б) с 25 по 30 января 1942 г. отряд в количестве 71 чел. в тылу противника в районе Жиздра-Зикеево:
1) минировал железнодорожное и шоссейное полотно в нескольких пунктах,
2) взорвал железнодорожное полотно с разъезда Соловка,
3) приведена в негодность телефонная линия Жиздра-Брянск и Буда-Полюдово,
в) с 31 января по 5 февраля 1942 г. отдельные лыжные группы отряды в составе 14-16 чел. вели разведку сил и характера движения противника и совершали нападения на противника в тылу.
г) 5 февраля 1942 г. отряд в количестве 46 чел. оборонял с. Восход. Этого же числа группа бойцов отряда под командой политрука Назаретского произвела налёт на в. окраину с. Хотьково, в результате уничтожено 12 гитлеровцев.
В этой операции смертью храбрых погибли военком отряда лейтенант госбезопасности Назаретский и командир отделения Рогачёв. Ранено 2 чел.
Общие итоги боевой деятельности отрядов.
В результате действий всех 4-х отрядов (всего 320 человек) за период с 20 января 1942 г. по 14 февраля 1942 г. уничтожено вражеских солдат и офицеров 590-600 человек, 58 лошадей, 28 подвод с боеприпасами и продуктами, сожжено и подорвано 3 танка, захвачено 8 подвод с боеприпасами и продуктами.
Потери отрядов – убитых 56 чел., раненых 36 чел., пропавших без вести – 41 чел., что не удивительно – они вели бои с превосходящими 8-10 раз силами противника. Несмотря на трудности, с которыми сталкивались отряды, личный состав выполнял поставленные задачи, проявляя при этом мужество, смелость и отвагу. Во многом благодаря их усилиям задачи, поставленные командованием, были выполнены, хотя и ценой больших жертв.
Примечания:
[1] Разведывательно-диверсионные резидентуры (РДР) формировались из кадровых сотрудников НКВД СССР, с использованием опыта оперативной работы, характерного для органов госбезопасности. С течением времени на их основе разворачивались партизанские отряды и соединения, однако это не меняло основных принципов работы РДР.