Авторский блог Светлана Тишкина 21:50 25 мая 2018

Не предавайте патриарха маловерием

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Производить разделение в Церкви не меньшее зло, как впадать в ереси… Грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Наш многонациональный русский народ стал невольным свидетелем того, как его кровное единство последние 30 лет как только не стараются оболгать, нивелировать, разорвать на части все те, кто, прикрываясь трактатом о благих намерениях по спасению русского мира, сам выходит за рамки прописных истин и, как результат, творит беззаконие. Вроде бы за ради Господа Христа стараются, а на самом деле – амбиций и гордыни своей ради. Дошло до того, что когда встречаешь активного православного пропагандиста, каждый раз уясняешь для себя, он «правильный» или «за гранью».

То есть, выслушивая его теорию заговора против православного мира, его предложения по спасению «Святой Руси», его недовольство относительно тех или иных событий, что неизбежно происходят в мире, ты должен следить в оба: а не призывает ли такой лидер в том числе и предать твою родную Церковь, отказаться от поминания Патриарха всея Руси Кирилла на службах. К большому сожалению, такие призывы участились в среде религиозных фанатиков после встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским на Кубе (февраль 2016 года) и в преддверии проведения Всеправославного собора на Крите (июнь 2016 года). Актуальны они и сегодня.

Всеправославным этот собор тогда не стал, потому что из-за многих нерешённых разногласий на него отказались приехать сразу четыре Православные Церкви – Русская, Антиохийская, Болгарская и Грузинская. Отчасти это случилось и из-за возмущения верующих, которые посчитали этот собор именно тем «Восьмым Вселенским собором», которому нельзя было дать состояться, потому что он, по предсказаниям, должен был стать «экуменическим собором антихристов», после которого уже нельзя будет ходить в церковь.

Патриархи стояли перед непростым выбором! Давно в христианских конфессиях назрела и даже перезрела необходимость созыва собора для налаживания межконфессионального общения и преодоления древних расколов и недопонимания. В тот год война с христианами в Сирии была в самом разгаре, миллионные потоки беженцев самых разных вероисповеданий взывали к общечеловеческому милосердию. Православным, католикам, протестантам, англиканам и другим христианским общинам Европы необходимо было наладить сотрудничество хотя бы для создания общего центра по спасению. Надо отдать должное Русской Православной Церкви: в этой непростой международной обстановке, зная мнение народа, во избежание очередного внутреннего раскола Священный Синод выносит решение – не принимать участие в Соборе на Крите.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в приветственном послании Собору подчеркнул: «Пусть не смущает нас тот факт, что мнения Церквей-Сестер о созыве Святого и Великого Собора разделились. По словам святого апостола Павла, «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11, 19)». В дни подготовки к Собору такие разномыслия в полной мере проявили себя, но мы не должны позволить им ослабить богозаповеданное единство, перерасти в межцерковный конфликт, внести разделение и смуту в наши ряды. Мы остаемся одной православной семьей и все вместе несём ответственность за судьбу Святого Православия».

Многовековые вопросы не предполагают однозначного и быстрого ответа на них. И хорошо, что в нашем приемлющем свободомыслие обществе высказать своё мнение имеет возможность каждый человек, и хорошо, что это мнение будет услышано Священным Синодом РПЦ. Но на этом всё. Какое бы ни было принято решение, ради сохранения единства Церкви, доволен или нет – ты должен со смирением принять его. Таков порядок, таков устой. Дальнейшие действия, вызванные недовольством от принятого решения, не должны выходить за рамки действующих законов РПЦ.

Святой Иоанн Златоуст говорил: «Производить разделение в Церкви не меньшее зло, как впадать в ереси… Грех раскола не смывается даже мученической кровью».

Патриарх со смирением принял решение Священного Синода, вот так и паства его, во избежание раскола Русской Церкви, также со смирением обязана принимать указы патриарха.

Поэтому призывы некоторых православных активистов (будь то священники, прихожане или жертвы прежних расколов, такие как староверы, непризнанная УПЦ Киевского патриархата и др.) не поминать Патриарха всея Руси Кирилла или других архиереев – это либо призыв к новой смуте, либо к новому церковному расколу, либо и то и другое вместе. Задумайтесь, кому выгоден такой раскол? Врагам русского мира и Православия! Только Архиерейский Собор, который собирается раз в четыре года, может инициировать процедуру отстранения патриарха (архиерея) от служения, но для этого нужно веское доказательство канонического и догматического отступления.

Но наш добрый и мудрый Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл не заслуживает даже подозрений насчёт каких-либо отступлений от канонов и догм. Вопросы, поднимаемые им в ходе служения Богу и Отечеству, – это актуальнейшие вопросы, продиктованные самим временем, которое не стоит на месте, а идёт вперёд вместе с развивающимся обществом. Мы знаем, что Православие основанием своим зиждется на консерватизме тысячелетних традиций, но несмотря на это, в золочёных куполах его многочисленных храмов, кроме небесной вечности, отражается и земная действительность нашего времени. Не видеть её, забаррикадироваться от неё высоким забором – значит потерять связь с реальностью, с правдой и Божественной истиной, потерять связь с человеком, без которого нет и не может быть Церкви. Ибо для человеков она была основана Иисусом Христом, который пошёл на крестное Распятие ради спасения – нет, не Себя, Сына Божия, а грешных человеков, которые к тому же, в большинстве своём, Его предали.

Чтобы не стать иудами Христу, нужно помнить о том, что людям не дано знать Промысл Божий, а потому, сколь бы ни было велико влияние какого-либо земного лидера, призывающего к расколу Церкви Святой, каким бы он не пользовался авторитетом в народе, православному человеку полезно перечитать вторую ветхозаветную заповедь, начертанную на скрижалях: «Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им».

А если мы помним эту заповедь, то должны вовремя остановиться и сказать: «Ты красиво говоришь, но нам не ведомо, кем искушён ты и кто послал тебя искушать нас идти против Церкви, против вертикали её строения, во главе которой по благословению Божиему, не иначе, поставлен Патриарх всея Руси. Что же ты рушишь то, что спасать призываешь – Святую Русь?!»

А что касается встречи на Кубе Святейшего Патриарха Кирилла с Папой Римским, то она должна была состояться и она состоялась. Значит, на то была воля Господа. Наше маловерие, вплоть до неверия, позволили сомнениям смутить наши души мыслями о предательстве Святейшего. А задумывались ли мы, каково человеку, облачённому в патриаршии ризы, после этого без тени смущения продолжать исполнять заповедь Господа «Возлюби ближнего твоего, как сам себя» (Мф. 22, 39)?

В этой связи на ум приходит современная притча:

«Один монах много и долго молился. А ещё просил он Господа открыть ему, как исправить разобщенность людей, возникшую на почве религиозных разногласий.

– О, Господи! Почему, – спрашивал он, – всё множатся секты и расколы?

Бог не отвечал, но монах знал ответ: гордые не способны признавать свои ошибки и не имеют воли раскаяться.

– О, Господи! Они задумали преодолеть раскол и воссоздать единую Церковь! Идея-то красивая… Но возможно ли это?

И понял монах, что ответ всё тот же: гордые не способны уступать, они не смогут договориться, не смогут преодолеть раскол.

– Что же делать? – продолжал вопрошать Господа монах. – Как спасти мир? Как донести до этих гордецов, что они идут на поводу у лукавого?

Монах вслушался в своё сердце и, не найдя ответа, горько-горько заплакал. Когда он успокоился, то понял, что и на этот вопрос давно есть ответ: молиться…»

Священный Синод Русской Православной Церкви услышал глас паствы своей, потому что не мог не услышать, ибо «Пастырь добрый душу свою полагает за овцы своя» (Ин. 10, 11).

Так почему же маловерные овцы не верят, что и Господь слышит молитвы чад своих, знает их чаяния и ведёт народ ко Спасению?! Как бы тяжело нам ни было, веру терять – не по-христиански. Потому, очистив душу от грехов и сомнений на исповеди, мы вторим словам молитвы: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз…» и «со страхом Божиим и верою» идём к Чаше причаститься святых Таин.

«На том стояла и стоять будет Русская земля!»

Опубликовано Православие.фм 23.05.2018

1.0x