Авторский блог Александр Проханов 16:44 10 июня 2019

Не мигая, смотреть на солнце

Парады Победы — не просто демонстрация военной мощи, это мистерия, богослужение среди кремлёвских соборов

Министр обороны Сергей Кужугетович Шойгу относится к Великой Отечественной войне и Победе как к явлению священному. Каждый раз в День Победы, выезжая из Спасской башни на Красную площадь, министр обороны осеняет себя крестным знамением. Так поступают верующие на пороге храма, исполненные молитвенного вдохновения. Парады Победы, проходящие на Красной площади, — это не просто демонстрация военной мощи. Это мистерия, богослужение среди кремлёвских соборов и мемориальных погребений на фоне каменной русской иконы, коей является Красная площадь.

И вот новое начинание Шойгу: Министерство обороны в парке «Патриот» возводит грандиозный православный собор как памятник священной войне и Победе. На стенах храма будут начертаны имена всех, кто сражался и пал на великой войне. И там же, на этих стенах, лучшие художники напишут фрески с изображением великих сражений. Московская битва, где впервые были разгромлены чёрные орды, над русскими пехотинцами сияют красные кремлёвские звёзды, советские полки ведёт в бой сам архистратиг архангел Михаил. Сталинградская битва, когда вокруг изнемогающей армии Паулюса сомкнулось огненное кольцо, и чёрная гидра сникает, сдаётся, гибнет, Георгий Победоносец с золотым нимбом на алом коне пронзает копьём фашистское жало. Курская битва, где сшибаются в кромешном сражении немецкие «Тигры» и советские Т-34-ки. Танки грызут друг друга, сталкиваются в страшных таранах. Над советскими атакующими танками летит на пылающих крыльях Александр Невский, в который раз громя ненавистных тевтонов. Великая Отечественная война в её сражениях, советские солдаты, офицеры, генералы, победные маршалы —помещаются в атмосферу храмовой святости. Они — ещё не иконы, над головами солдат не золотятся нимбы, но вокруг горят божественные лампады, сияют подсвечники, и эти картины сражений становятся картинами космической битвы, где встретились зло и добро, где ад попирается раем, и чёрные демоны в фашистских мундирах испепеляются краснозвёздными ангелами.

Отечественная война и Победа неуклонно воспринимаются нашим народом и нашей церковью как величайшее одоление чёрных страшных сил мироздания. Солнце Победы есть божественное солнце Христа. Христианизация войны и Победы даёт начало грандиозному мировоззрению, которому ещё суждено себя обнаружить. Согласно этому мировоззрению, страшные силы ада не могли быть повергнуты дивизиями и полками, если бы те не вдохновлялись самим Христом. Апокриф, который бытует в кругах православных мистиков, утверждает, что второе пришествие Христа уже состоялось. Христос сошёл на землю в период Великой Отечественной войны и возглавил победные порывы советских войск. Христос вместе с московскими ополченцами и подольскими курсантами, вместе с сибирскими полками громил фашистов под Волоколамском. Христос вёл в контратаки окровавленные полки, защищавшие Волгу. Христос сидел за штурвалом Т-34-ок, подбивавших непробиваемые «Тигры». Он горел вместе с танкистами, страдал и стенал от ожогов на больничных койках. Он стоял рядом с Карбышевым в фашистском застенке, и на него, как на великого генерала-мученика, лилась ледяная вода, превращаясь в святую воду. Христос вместе с советскими пехотинцами стоял на куполе разгромленного рейхстага, держал древко прострелянного победного знамени.

Крестьяне подмосковных деревень Дубосеково, Истры рассказывали мне о чуде, совершившемся под Москвой. Когда страшные немецкие танки, несметные дивизии вышли на окраины Москвы и готовили фашистский парад на Красной площади, в это время произошло чудо: дивизии немцев окостенели, заглохли моторы их танков. И фашистские полки, покорявшие Европу, вступавшие в Париж, бежали по заснеженным московским дорогам, бросая промороженное железо. Перед атакующими красноармейцами в пурге летел столп света, слепил врага, гнал его прочь от Москвы. Патриарх Никон, православный мистик, основал под Москвой Ново-Иерусалимский монастырь, и в этот монастырь перенёс топонимику Святой земли. Он ждал, что сюда, во время Второго пришествия, в Россию явится Христос, и готовил космодром, которого должны коснуться стопы Спасителя. Немцы под Москвой были остановлены в районе Нового Иерусалима — мистического русского Иордана. Именно там, как чаял патриарх Никон, состоялось сошествие Христа на землю, и было явлено божественное чудо. Апокриф, как и многие другие апокрифы, стоит на обочине православного канона. Но ведь есть же неканоническая фреска в храме Георгия- Победоносца, что возведён перед легендарным «Уралвагонзаводом». На фреске танки Т-34 бьют по рейхстагу, а красноармеец ведёт за собой сонм русских святых. И теперь в главном воинском храме мы скоро увидим архистратига, ведущего в бой несметные красные армии. Не покажется ли нам знакомым лицо этого небесного генералиссимуса?

Двадцатый век, который называют безбожным, озарён божественной Победой. Безбожный век не мог родить божественную Победу. Божественная Победа даёт возможность новой трактовки советского двадцатого века, открывает возможность христианизации этого грозного, но победного русского века. Не устрашимся наших воззрений, не испугаемся внезапных откровений. Вспомним слова псалма: «Блаженны люди, ведающие воскликновение». Блаженны люди, способные не мигая смотреть на солнце.

1.0x