Сообщество «Форум» 20:50 1 октября 2021

НЕ МЫ

Отклик на статью Галины Иванкиной "Мы" — это утопия?

https://zavtra.ru/blogs/mi_eto_utopiya

Замятина, как и Оруэлла, не цитировал только ленивый. Много швабр было сломано в полемике, кого же изобразили сии великие провидцы: СССР или таки «загнивающий Запад» с его «бездушной эксплуатацией».

С Оруэллом все более-менее ясно.

Автор "1984" был леваком, да, отвергавшим советский, сталинский опыт, но изображавшим всё-таки современный ему Запад. Оруэлл был тем, кого в России (для внутреннего употребления) модно ругать «либердой», и прочими нехорошими эпитетами. Разумеется, когда критика направлена против Запада, это уже никакая не «либерда», но «прогрессивные деятели».

С Замятиным всё несколько сложнее. Он принадлежал к тому красно-бантиковому (ср. «бело-ленточному»?) поколению, которое всегда арестовывалось, сидело, и высылалось в Кемску волость: и при царях, и до угара, и после. Избоченясь фертом, изрекало в кафе пламенные речи против «жандармов» и «душителей свободы», к восторгу скучающих дам-с, аплодировало «заре новой жизни».

Oни огребли от новой власти «дубьём по сраце», но уже без речей Плевако и думских протестов.

Разумеется, некоторые следы разочарований от ошибок молодости можно найти и у Замятина. Только не понять: ему Благодетель мешал, или шторки?

«Мы» - это искреннее раскаянье в прогрессорстве? Или троцкистско-гдляновское нытьё о «перерождении», «отсутствии скромности» и «партократах, жрущих пайки»?
Судя по дальнейшему МЫ-чанию г-д Стругацких и пр. это было таки второе.

Не представляется возможным сказать определённо, какую страну изобразили г-да анти-утописты, по одной простой причине: сайентизм, тейлоризм, прогрессорство есть общие с ума сошествия всего человечества, а не одной лишь её части, а социальные утопии в России - товар импортный, точнее контрабандный.

Поразительным образом с технократами смЫкивается ... Солженицын, с его «союз инженеров мог бы легко управлять» («Красное колесо»). Сей пророк, столь явно презиравший бритвенные принадлежности, не понимал, что «Союз инженеров» отправил бы его в Гулаг точно так же, как и союз политруков, только при ИнженерАх провинциальный учитель никогда не вернулся бы обратно (не рационально!), и никакие Твардовские-Лакшины с ним бы потом не цацкались.

Галина Иванкина права в том, что это - вопрос эстетический прежде всего.

Никто не обрисовал «поклонение эстетике машины» лучше, чем Проханов.

А сие, т.е. поклонение орудию и процессу вместо результата, продукта, товара и услуги, есть такая же ересь эстетическая, как поклонение тварному, от пенька до человека, есть ересь религиозная.

Эта ересь в СССР присутствовала: воспевался мазут, цемент, грюканье заводского пресса и «битва за урожай», и на все лады проклинались «мещанство» и «вещизм», т.е. то самое желание и вкушение ПЛОДОВ, ради которых и существуют рабочие, мазут, солярка, и другие замечательные явления.

Сводима ли она лишь к советскому опыту? Отнюдь.

Вообще, любая антиутопия — это зеркало утопии, как, впрочем, и наоборот. Всё зависит от угла зрения. Ибо, как говорится, «красота – в глазах смотрящего» - пишет Галина.

Я, как смотрящий, с этим не поспорю. Следует задать этот самый угол, мой, тае единственно верный.

На свете есть много форм несправедливости, но лишь одна, уравниловка, есть абсолютное, нечеловеческое зло, так сказать абсолютный нуль.

И если идеалом человека считать английского джентльмена, а образцом жизнеустройства - Британскую Империю времён Дизраэли, то критика авторитарности СЛЕВА поразительным образом обнуляется.

Троцкий, сложивший брёвнами кронштадтскую матросню и тамбовских бандюков, есть благо по сравнению с анархией (которой, аки проказой, заразился в Испании Оруэлл). Но тот же Лев Давыдыч есть зло относительно Сталина, поскольку Сталин предлагал значительно большую иерархию и дифференциацию, к досаде левачья, вечно бормотавшего про «перерождение», «бюрократию» и «новую буржуазию». Левачьё ненавидит Сталина не толь и не столь за террор, в коем они в своё время ещё давали фору, сколь за отказ от уравниловки и социальной однородности.

В чём актуальность? После несчастной России и Испании Провидение избрало ареной социальной инженерии нашу страну. Нам подсовывают, с левой руки, критику «тоталитарного социализма» советской модели, правой же впаривают тухлятину т. н. «демократического социализма», т. е. замятинскую утопию без «благодетеля».

Т.е. в ней место благодетеля займёт «каждый дюжий ему господин».

Преимущества авторитаризма перед горизонтальной быдло-кратией, или, выражаясь словами г-д шестидесятничков, «подлинным народовластием», «настоящей, недекоративной» властью Советов (ни дна б им, ни покрышки, дайте мне 6ю статью, дайте политическую партию, я её в стихах сиять заставлю заново, но только не охлос!)

Автократ неминуемо уйдёт от охлоса и уравниловки, создаст не только иерархию, но и большой стиль, привлечёт деятелей культуры, создаст социальный заказ на оперу, балет, общество филателистов и героев спорта.

Если, по жестоковыйности нашей, Всевышний нашлёт на нас «демократический социализм», то эпоха Сандуновских бань, добротных кожаных диванов и массивных медных чернильниц покажется нам золотым веком, невсирая на пенсне под синей фуражкой.

Из Дома на Набережной могли увезти в воронке, ещё чай не остымши, но хоть сам дом этот существовал, как оазис качества жизни для немногих, а не гигантская хрущоба равномерно размазанного нищебродства.

Диавольский джефферсонианский план «один человек - один голос» - при дверех. Призрак гигантской деревни, о которой мечтал первый американский гильотинист, уже не бродит по Европе, но переплыл океан.

Одинаковый взмах одинаковых рук.

«Женевские идеи», по Феодор Михалычу, это «добродетель без Христа».

Орвеллианские идеи - это благо без благо-деятеля, культ без личности. Это замена насилия институтов прямым насилием толпы.

Дождались варягов.

«МЫ» - это не анти-утопия. Это - УТОПИЯ.

Коммунализьм ужасен не своими практиками, не скукой и убожеством, не дифьситом сисисок сраных, и даже не гулагами-террорами.
Полный и абсолютный ужас коммунализьма предстаёт перед нами в МЕЧТАНИЯХ его адептов, не в том, что было, но в том, что МОГЛО бы быть, дай Б-г рог этой чрезвычайно бодливой корове.

Раскаямтесь, и боримтесь!

Cообщество
«Форум»
26 апреля 2024
Cообщество
«Форум»
4 мая 2024
Cообщество
«Форум»
1.0x