Авторский блог Ольга Орлова 08:02 25 марта 2015

Не сдаваться греху

Основная цель поста – покаяние. Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздраженными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне.

«ЗАВТРА». Отец Олег, как провести Великий пост с духовной пользой?

Отец Олег СТЕНЯЕВ. Что сказано о посте в Святом Евангелие? «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16–18). Главное условие душеполезного говения – поститься перед Богом.

Основная цель поста – покаяние. Мы знаем, что если постящийся не будет иметь мира в душе, то пост не принесет ему никакой пользы. А ведь именно во время поста некоторые христиане становятся агрессивными и крайне раздраженными. Они превращают свое пощение в повод для склок и распрей на кухне. Писание категорично в этом вопросе! Сказано: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим.14:3–6). Если во время поста христианин не делает нравственного вывода, не обнажает моральные язвы своей души для их искоренения, то таковой постится не для Бога, а для себя, для своих собственных, ему одному известных целей. Написано: «Скажи всему народу земли сей и священникам так: когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом уже семьдесят лет, – для Меня ли вы постились? для Меня ли?» (Зах.7:5).

«ЗАВТРА». А как понять, для Господа ты постишься или для себя?

Отец Олег СТЕНЯЕВ. Для себя постятся те, кто делает это из уважения или из-за страха перед родителями, или начальниками, для человеческого прославления, как это делали книжники и фарисеи, или для самолюбования. Все такие формы поста не угодны Господу и не приносят человеку никакого благословения. Пост есть время наиболее благоприятное для нашего исправления и возрастания в истине. Сын Божий учил: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21), то есть очиститься от бесовских влияний мы можем, совместив с усиленным постом усиленную молитву. Во время поста необходимо также более активно заниматься и благотворительностью (подачей милостыни). Сказано: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото» (Тов.12:8). О благотворении во время поста и необходимости нравственного перерождения говорил и пророк Исаия. Он осуждал тех, которые использовали время поста для изнурения своего тела, и обращали меньше внимание на необходимость нравственного возрождения. Исаия говорил не от своего имени, а от Имени Божия, поэтому эти его слова надо воспринимать как Слова Самого Бога. Сказано: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои; а Ты не знаешь?» – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58:3–8).

«ЗАВТРА». Новоначальным трудно определиться с мерой воздержания. Чтобы вы им посоветовали?

Отец Олег СТЕНЯЕВ. Детям и новоначальным христианам, которым трудно поститься, нужно выбрать свою собственную форму поста. Если человек не может отказаться от мясной пищи, то пусть откажется от курения, дети могут отказаться от жвачки на время поста. Каждый сам должен сесть и поразмыслить: от чего он может отказаться на время поста. Любое такое решение будет приятно Богу. К слабым в вере Господь относится с терпением и сердечным вниманием. Сказано: «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит…» (Мф. 12:20), то есть если твоя религиозность как трость надломленная, ткни ее, и она сломается; или как лен курящийся, махни на него, и он погаснет. Но для Господа дорога любая форма проявления религиозного чувства, и каждое религиозное решение, принимаемое в преддверии поста угодно Ему. Горе тем, которые совсем не постятся! В древнехристианской книге «Пастырь Ерма» сказано: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост, и жить будешь с Богом».

«ЗАВТРА». Как относиться к тому, что жизнь как была, так и остается греховной?

Отец Олег СТЕНЯЕВ. В чем разница между верующим и неверующим? Грешит и тот и другой. Апостол Павел пишет: «Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом» (Рим. 3:9). Кстати, когда будете читать Послание к Римлянам апостола Павла, подставляйте вместо слова «иудей» – верующий, а вместо «еллин» – неверующий. Ибо, как он пишет, «какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? Великое преимущество во всех отношениях, – отвечает, – а наипаче в том, что им вверено слово Божие» (Рим. 3:1–2). Но ведь согрешают и верующие и неверующие. В чем же все-таки наше отличие?

«ЗАВТРА». Мы можем каяться.

Отец Олег СТЕНЯЕВ. А почему тогда мы причащаемся «во оставление грехов», если на Исповеди грехи были нам отпущены? На исповеди отпускаются грехи как поступки. А в Таинстве Причастия попаляется сама наша склонность ко греху, механизм греха, то, что апостол Павел называет «законом греха». А так как у каждого из нас есть собственная греховная наклонность, и мы о ней знаем, – это нормальное состояние осознавать, что ты – грешник. Собственно говоря, в христианском понимании путь к праведности начинается с осознания своей греховности. Иероним Блаженный писал, что мы становимся праведниками только тогда, когда исповедуем, что мы грешники, и в деле своего спасения уповаем не на свои заслуги, а только на жертвенный подвиг Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Именно в свете великого милосердия Божия к грешникам осознание своей греховности и оценка своего внутреннего состояния как падшего не ввергает твою душу в уныние. У человека, осознавшего свою греховность, – а именно с этого начинается духовная жизнь, – есть серьезная мотивация искать Божией милости и любви. Ибо грешник не ищет справедливости Божией, так как справедливость чревата наказанием, и он не ищет воздаяния за свои дела, так как воздаяние за грех – смерть. Любой грешник чает обрести прощение грехов. И когда он обращается к Богу, обостряется борьба с грехами, но чем чаще христианин исповедуется и причащается, тем более ослабевает власть греха над ним.

«ЗАВТРА». Почему верующие люди с годами начинают ощущать грех на физическом уровне?

Отец Олег СТЕНЯЕВ. Я спрашивал об этом у опытного старца, он сказал, что это происходит уже преосуществление не только внутренней духовной, но и физической природы человека из «чада гнева» в состояние чада Божия. В этом смысл жизни христианина – преосуществление из «чада гнева» в чадо Божие. Точно так же, как мы знаем, что перед Причастием в храм приносят хлеб и вино, которое покупают в магазине. Просфоры, конечно, выпекают в просфорне, но накануне тоже покупают муку, которую продавал какой-нибудь бизнесмен, а до этого мололи на мукомольном заводе, рассыпали по мешкам, а еще раньше комбайн пожинал колосья... Но во время литургии, когда Дары переносятся на престол, происходит преосуществление Даров, это уже не хлеб и вино, а Тело и Кровь Христовы. Также и человек должен прожить эту жизнь и преосуществиться, и наиболее этому способствует именно Таинство Причастия, когда прелагается наша природа из падшей в обновленную Богочеловеком. Когда мы читаем молитвы ко Причастию, мы просим, чтобы благодать коснулась всего нашего существа, изменила чувства и помышления, и это действительно происходит. Поэтому если мы с годами начинаем острее чувствовать грех – это не значит, что с годами мы стали греховнее. Наоборот. Мы начинаем видеть грех там, где раньше его не замечали. Для молодого человека, например, согрешить ничего не стоит. Он даже не заметит. Точно так же, как может не почувствовать разницы своего состояния до и после исповеди. Но с годами любой нормальный христианин, который регулярно исповедуется и причащается, начинает чувствовать грех, ощущать его даже физически! Мне неоднократно приходилось слышать от пожилых священников, что когда они входят в состояние греха, у них повышается давление, начинаются бессонница, депрессия. Я, например, диабетик, – у меня сразу повышается сахар. А после исповеди и особенно после Причастия все нормализуется. В юности мы могли нагрубить кому-нибудь и не заметить, а в зрелые годы христианин настораживается даже, когда у него просто помыслы появились, он начинает с ними борьбу. Это нормальное рабочее состояние быть недовольным собой. И не сдаваться греху! «Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:7).

Подготовила Ольга ОРЛОВА

1.0x