Авторский блог Корнелия Орлова 23:00 28 апреля 2023

«Не-истовая сущность новой философии»

Творческий вечер писателя, доктора философских наук Петра Калитина

В современном обществе наблюдается острый дефицит книг, которые заставляют думать. Поэтому каждое появление такой книги само по себе является громким событием. К ряду таких событий можно отнести и появление книги «Не-истовая типология двойственности» писателя, поэта, философа, доктора философских наук Петра Калитина, торжественная презентация которой состоялась в Клубе метафизического реализма Центрального Дома Литераторов.

Каждая книга Петра Калитина – это откровение, сродни вспышке сверхновой, которая своим величественным светом выхватывает из тьмы и холода Вселенной новые глубины и новые сверкающие звезды. Так и это откровение, будучи поистине сверх-новым, озаряет иномирным светом глубину и холод современного человеческого сознания. Через свои произведения (не только научные, но и художественные) Пётр Калитин подводит своего читателя к той самой метафизической Бездне, и буквально заставляет взглянуть в неё через постановку истинно и истово экзистенциальных вопросов. Не многие отечественные авторы, кроме Юрия Мамлеева, Сергея Сибирцева, могут себе позволить подобную культурно-экзистенциальную шоковую терапию для читателя. Петр Калитин может. И делает это. И всегда это – именно шоковая терапия, экзистенциальный взрыв. Для этого мало быть хорошим, отличным, талантливым писателем и философом, для этого нужно быть безумцем. Безумцем того порядка, какими были русские юродивые, вскрывавшие, как смертные нарывы, «подполья русской души». И, по словам Сергея Сибирцева, Председателя Клуба метафизического реализма и ведущего вечера: «Пётр Калитин именно такой юродивый, Юродивый с большой буквы, безумец, достигающий нашего сознания благодаря своему не просто таланту – своему Дару, я бы даже сказал, Приговоренному Дару». И далее: «Своим экзистенциальным, метафизическим воззванием он срывает шоры с нашего взгляда, низвергает цепи наших душ. И это поистине Гениально! Гениально и безумно! Именно поэтому Петр Калитин – Философ и Писатель совершенно особого порядка. И именно поэтому его книги нужны. И нужны такие Философы!»

И с этими словами трудно не согласиться, ведь уже в которой раз философ Калитин выступает как Яркий, самоБытный автор, стремящийся создать (доказать) формулу (теорию) Русской идентичности. И это отнюдь не сЛучайно. Уже на протяжении тридцати пяти лет профессор Калитин, автор академического уравнения Русской идеи разрабатывает положительные, и – отрицательно – концепты оригинальной русской культуры и философии. В своей 11-й по счёту книге – «Не-истовая типология двойственности» - он вновь поднимает проблему русской идентичности и русского духовного суверенитета через анализ и переосмысление идей и положений западных и русских философов. Вне сомнения, учитывая сложившуюся в мире в целом, и в России в частности обстановку, подобная книга более чем актуальна. В каком-то смысле, приводя слова Михаила Маслина, заслуженного профессора, заведующего кафедрой русской философии МГУ, «её можно даже назвать лекарством от русофобии, потому что, чтобы понять это произведение, необходимо сперва ознакомиться с тем, как русские философы пишут о философии».

Главным посылом новой книги профессора Калитина является развитие основной темы его художественно-философского творчества: что такое «русскость», рассуждение о принципиально русском типе Бытия, о принципиально русском типе Логоса. Вот как говорит об этом сам философ: «Это постоянно тождественная себе противоречивость Бытия, которую я назвал понятием «н-есть», то есть, ни отрицательное, ни положительное, но одновременно отрицательно-положительное, идущее от открытия Николая Васильева, русского философа-логика». Именно противоречивость Бытия в парадигме русскости порождает экзистенциальную проблему – мыслить на уровне антиномического («а» и «не а») противоречия невыносимо; хочется отдохновения в виде синтеза, в виде снятия противоречия. Однако русское мышление иррационального синтеза не допускало. И это экзистенциальная катастрофа. Отсюда вполне логично вывести идею о незавершенности Бытия, характерную именно для русского сознания. Здесь можно провести параллель с музыкой, с частным случаем неразрешенности аккорда. В таком случае русская незавершенность Бытия – это своего рода неразрешенный аккорд, который в парадигме русского мышления невозможно разрешить. В качестве примера можно привести стихотворение А Тарковского «Только этого мало», «Цыганскую» В.С. Высоцкого и некоторые другие произведения русской литературы, где явственно прослеживается желание стремления и одновременно стремление к желанию Абсолюта. Проще говоря, это постоянная боль от осознания невозможности достижения Абсолюта, и эта экзистенциальная боль так или иначе пронизывает всю русскую культуру.

Взаимодействуя с подобными величинами, весьма сложно сохранить здравый рассудок. И пример Васильева только подтверждает это. И творческое «юродство» Калитина таким образом становится не только и не столько некоей формой самозащиты, но инструментом, позволяющим взаимодействовать с данными величинами и понятиями настолько близко, насколько это возможно. Здесь хотелось бы остановиться и отметить ещё одну особенность произведений Петра Калитина: это совершенно особый язык его произведений. Это своего рода тайный шифр, созданный автором для метафизического взаимодействия со значительными философскими величинами. Но несмотря на всю необычность языка, он настолько органично и свободно бытийствует в произведениях Калитина, что кажется, что только на таком языке и можно коммуницировать с Абсолютом. Может быть, и не кажется… С определённой долей уверенности можно сказать, что книга Петра Калитина – это философская поэма. Именно поэма, так как созданный автором язык, с помощью которого он обращается к основным моментам русской философии и сам по себе является инновацией, и, цитируя Станислава Айдиняна, филолога и литературного секретаря Анастасии Цветаевой, также выступавшего на вечере, «является инновацией для современной науки и литературы в целом». Во многом это является следствием той самой личностной (да если хотите – экзистенциональной!) свободы автора.

К теме особого языка произведений Петра Калитина обращались и другие выступавшие на вечере гости, среди которых можно отметить Михаила Маслина, заслуженного профессора, Заведующего кафедрой русской философии Московского Государственного Университета, Павла Иванова, прозаика, издателя, Ольгу Муравич, ученого, писателя и поэта. Как отметил в своем выступлении Михаил Маслин, с помощью полисемантизма русского языка автор раскрывает глубинные смыслы и все многообразие русской философии. И философия в произведениях Петра Калитина – это, по словам того же Маслина, «настоящая русская философия, которая за счет иного понимания и наполненности, непереводима на другие языки».

Бесспорно, в основе всего творчества Петра Калитина, как литературного, так и научного, лежит именно русская, сиречь православная философия. И этот факт также подчеркивает уникальность и метода, и круга интересов, и научного подхода философа. Как в своем выступлении подчеркнул П, «автор пытается научить современного читателя думать, мыслить, размышлять», что само по себе весьма смело для современной науки.

В заключение хочется привести слова учёного, писателя, поэта Ольги Муравич, которая одновременно научно и образно-художественно охарактеризовала творчество Петра Калитина: «Так же, как сферическая или эллипсоидная органелла, диаметром около одного микрометра, характерная для большинства эукариотических клеток, именуемая митохондрией, становится той нитью, участвующей в энергоснабжении всей клетки, то есть, буквально структурно окисляет органические соединения и использует освобождающуюся при их распаде энергию для генерации электрического потенциала, открывая СловоСлого-глубину, так и автор осуществляет в своём творчестве эти три процесса в своём разворачивании цепочки речи ДНК, которые осуществляются за счёт движения электронов в его НОО-сфере внутри мембраны его Не-Истовой типологии».

В целом, творческий вечер Петра Калитина, посвященный его новой книге «Не-истовая типология двойственности», состоявшийся в Клубе метафизического реализма ЦДЛ, прошел наполнено, и наверняка запомнится присутствовавшим гостям и зрителям — ведь, по словам Станислава Айдиняна, «сквозящий в текстах Калитина розановский «вздох над миром», дарит надежду на прикосновение разума к сиянию Абсолюта».

Илл.: У микрофона в Малом зале ЦДЛ — доктор философских наук, писатель Пётр Калитин. Фото Алексея Касмынина

1.0x