На вопросы «ЗАВТРА» отвечает один из организаторов
Форума левых сил, главный редактор сайта Форум-мск.ру
"ЗАВТРА". Анатолий Юрьевич, в Москве прошло очередное оппозиционное шествие. Что прежде всего бросилось вам в глаза?
Анатолий Баранов. Самое замечательное — это проход левой колонны, которая по численности была самой большой. Этот проход был подготовлен, заранее регламентирован Форумом левых сил, который объединяет несколько левых организаций… Рост процентного отношения левых ко всем остальным участникам — это просто более или менее адекватное соотношение в обществе трудящихся и нетрудящихся. Постепенно люди яснее начинают понимать, зачем они куда-то идут. Мы сейчас говорим о среднем классе: в России это те люди, которые берут кредит на покупку пылесоса. Вот это и есть наш средний класс. То есть это те люди, которые живут от зарплаты до зарплаты, и в этом плане их проблемы во многом общие, в том числе и у националистов, и у большего числа либералов. Буржуазии, даже среди идейных либералов, меньшинство. Буржуазии не может быть много.
"ЗАВТРА". Был ли этот значительный левый сегмент демонстрации адекватно представлен на трибуне, удалось ли левым доминировать на митинге?
А.Б. Нет, конечно. Организация этого мероприятия, как водится, производилась Оргкомитетом, который регулировал состав выступающих.
"ЗАВТРА". В Оргкомитете заседают либералы?
А.Б. Формально там есть представители как левых, так и националистов. Но по факту так получается, что либеральная общественность сама себе назначает левых, сама себе назначает националистов… Тех, кого они хотят видеть у себя за столом. Таковы приметы сегодняшней реальности.
"ЗАВТРА". Меняется ли, на ваш взгляд, общий состав оппозиционных шествий?
А.Б. Да. Сегодня надо забыть про слово "хомячки". Никаких "хомячков" 12 июня мы уже не видели. Пришли люди с абсолютно сознательным выбором, с определенным отношением к существующему порядку вещей. Надо напомнить, что наша страна — единственное государство, которое празднует день своей национальной катастрофы. Официальный Кремль пытается навязать народу празднование 12 июня. Вот это уже извращение, это уже такой декаданс, от которого начинаешь терять голову. И, по большому счёту, место гражданина было на оппозиционном шествии — вне зависимости от того, как он относится к тем или иным фигурам власти и оппозиции. Потому что сложно представить себе вменяемого гражданина, который рад тому, что произошло 12 июня много лет назад.
"ЗАВТРА". Каков ваш прогноз на осень? Стоит ли ждать революционных потрясений?
А.Б. Революция не происходит по заказу, это достаточно естественный исторический процесс. К сожалению, любое революционное преобразование имеет и негативные стороны. Собственно говоря, это следствие запущенности болезни. Конечно, было бы хорошо, если бы двенадцать лет назад реформатор Путин вывернул бы наизнанку ельцинский режим… Увы, этого не произошло. Сегодня, по прошествии десятилетия, ожидать каких-то перемен в тренде официального Кремля наивно, да и никто ничего не ждет. Что касаемо будущего, то, конечно, мы прошли тот период, когда наше будущее могло быть безоблачным. Нет, оно будет, как и сегодняшний день, с переменной облачностью. То сильный дождь, то снова солнышко. Перед нами этот выбор не стоит. Мы уже этот период выбора проскочили. Общество отторгает существующую форму государства. И я думаю, что митингами дело не заканчивается, — разве политическая или классовая борьба ограничиваются митингами?
"ЗАВТРА". Есть серьёзная опасность того, что разномастная сила, которая участвовала в шествии (состоящая из анархистов, национал-больше- виков, националистов и красных), так или иначе будет приватизирована либералами. Либералы имеют мощную медийную и денежную подпитку. Они агрессивны и консолидированы. В нужный момент они смогут захватить власть, а вся эта прекрасная массовка, со своими лозунгами, с требованиями смены колониального курса, с требованиями прав для русских и так далее, будет сметена и забыта…
А.Б. Конечно, такая опасность есть, безусловно. И такая опасность есть всегда в любом политическом, даже не революционном процессе. Бывают подмены, перехват инициативы, перехват власти… Это естественный элемент политической борьбы. Точно так же, как элемент войны — это риск быть убитым. Но, тем не менее, мы живем в истории. Причём, мы живем во всемирной истории. То, что повсеместно идёт поворот влево, идёт общественное отрицание капиталистических отношений, — это мировой тренд. Это происходит повсюду, от Америки до Азии. И мы здесь даже не во главе колонны. Я имею в виду Россию. Мы движемся лишь в некоем общем потоке. И этим сегодняшние события в России отличаются от того, что было пять или десять лет назад. В этой ситуации бояться того, что либералы как представители отживающей формации вдруг перехватят власть, — значит, упереться в некую объективную реальность. Скорее всего, эта объективная реальность будет другой. Я подозреваю, что могут возникнуть конфликты и разломы, о которых мы здесь сегодня даже не подозреваем. Любое новое — это всегда минное поле, полное опасностей и неизвестности. Но, тем не менее, у меня есть ощущение, что мы движемся по пути к прогрессу.