Сообщество «Форум» 22:13 6 мая 2019

Наука – двигатель прогресса

Без кадров не будет прорывов.

Наука – двигатель прогресса

Около 10 лет назад мне мой внук посоветовал прочитать в интернете статью, которая начинается так: «В западноавстралийской Пилбаре, где стрелку компаса сводят с ума богатейшие залежи железа, а человека - жара, уже более года вместо людей круглосуточно вкалывают роботы. За пятью гигантскими самосвалами Komatsu 930Е-4АТ грузоподъемностью 290 т, дизель-гидравлическим экскаватором PC5500, гусеничным бульдозером D475A, его колесным собратом WD900 и грейдером GD825 присматривают операторы, находящиеся в 1000 км от разреза Вест-Анджелас — в Перте. Скоро к ним добавятся четыре тепловоза-беспилотника GE Dash 9, которые будут водить составы из 230 думпкаров по 420-км ветке до морских терминалов Дампьер и Кейп-Ламберт на скорости до 80 км/ч. А конечная цель проекта — полная роботизация всех месторождений Пилбары — Хаммерсли, Хоуп-Даунс, Чаннар, Истерн-Рейндж и Меса-Джей».

Естественно, меня эта информация заинтересовала как специалиста по автоматизированному проектированию, проработавшему по этому направлению не один десяток лет, а в это время читавшему курс лекций -- «Автоматизированное проектирование электронной аппаратуры» в горном университете г. Москвы. Я убежден, что в России все имеется для создания роботов для работы в шахтах и на сельскохозяйственных полях, нет только желания у нашего руководства этим делом заниматься. Имеются готовые кадры, оборудование, финансы, объекты работы и имеются даже предприятия, ждущие подобных заказов. Что касается сельскохозяйственных полей у меня была задумка по этому вопросу. А тут Д. Медведев опубликовал в бытность, его президентства, статью «Россия, в перед!». Я решил ему послать мои задумки по этому вопросу в виде предложения на его статью (08.11.09, по адресу kremlin@gov.ru). Ответа не получил, вероятно до него мои предложения не дошли. Содержание моего предложения можно прочитать в моей статье «Разработка автоматизированной системы для решения проблем продовольственной безопасности».

Идея об автоматизации технологических процессов при открытой разработке месторождений пришла в голову инженерам Komatsu в конце 1990-х. В их активе имелась система Vehicle Health Monitoring System (VHMS), представляющая собой бортовой комплекс устройств диагностики узлов и систем карьерного самосвала в сочетании с постоянным двусторонним каналом связи между машиной и оператором сервисной службы. Технический персонал смог получать упреждающую информацию о состоянии систем и прогнозировать, какие узлы и в какой срок потребуют замены или обслуживания. Если японцам удалось научить машину жаловаться на свое здоровье, то почему бы не пойти дальше — доверить электронике руль и педали? Для решения этой задачи Komatsu приобрела американскую компанию Modular Mining Systems, и к 2005 году первые роботы-самосвалы, оснащенные фирменной технологией FrontRunner, поступили на обкатку в чилийские медные карьеры компании Codelco.

В декабре 2008 года Rio Tinto и Komatsu запустили бета-версию Mine of the Future на площадке А разреза Вест-Анджелас. Каждый 930Е-4АТ в Пилбаре оснащен телекамерами, радарами, лазерными дальномерами, GPS-навигацией, беспроводной связью и системой распознавания препятствий. Управление машиной полностью возложено на компьютер; оператор лишь наблюдает за работой самосвала. Искусственный интеллект FrontRunner способен запоминать рельеф местности, формируя виртуальную трехмерную карту. Шестиколесные монстры снуют по площадке со скоростью более 50 км/ч, что почти вдвое выше, чем у бывалых водителей. Столкновения и заторы здесь невозможны: точность ориентации роботов-самосвалов во времени и пространстве почти хирургическая — всего 1−2 см отклонения от заданных координат!

Сейчас дилетанты обсуждают вопрос, что будет с экономикой, в которой всю неквалифицированную работу и часть квалифицированной будут делать роботы. Даже в наше время встречаются люди, которые думают, что технологическая революция приведет к росту безработицы? Этому спору около 200 лет. Первыми заговорили об этом английские луддиты: они ломали ткацкие станки, грозившие отобрать у них работу. Но революция привела к созданию большого количества новых рабочих мест, облегчению условий труда, стимулировала людей получать хорошее образование. «Луддиты ошибались», но то и дело появляются поводы усомниться, так ли они были не правы. Многие уверены: на смену устаревшим профессиям придут новые, будут созданы новые рабочие места. Но есть и такие, кто ожидает стремительного роста безработицы.

Чтобы Россия вошла в пятерку государств, имеющих лучшею экономику, в ней должны жить оптимисты. Помните каким должен быть, по мненью В. Маяковского, сельский труженик – «посеет, попашет, попишет стихи». А Маркс говорил, что «Огромная производительность труда сведет необходимое рабочее время к минимуму, обязательный труд уступит место творческому труду, дающему наслаждение». Этого долго ждать, но стремится к этому надо всегда, мы же люди. Применение роботов в производстве приведет к сокращению рабочего дня. Производительность труда вырастит в десятки раз, буржуи лопнут от жиру. Надо будет организовывать 15 часовую неделю, с сохранением заработной оплаты. А для этого рекомендую жить по заповедям поэта

Иосифа Бродского:

1. Сосредоточьтесь на точности вашего языка.

2. Старайтесь быть добрыми к своим родителям.

3. Старайтесь не слишком полагаться на политиков.

4. Старайтесь быть скромными.

5. Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы.

6. Умейте прощать.

Конец двадцатого века Россией рулили нелюди, позволившие разорвать ее на куски, закрыть тысячи предприятий, разорить сельское хозяйство, выгнать из страны лучшие кадры, уничтожить науку и образование. Сделали много других гадостей, всего не перечислить, -- появились безработные и миллионы нищих.

Сейчас важнейшая задача государства, это создание культа науки среди молодежи. Богатое и успешное современное общество не может быть вне статуса технологического лидера. Уже со школы нужно прививать к новому поколению интерес и любовь к наукам и технологиям через интерактивные материалы и познавательный контент. Обучаться должно быть интересно, занимательно и увлекательно. Нужно качественным образом переработать систему образования, внедрив последние достижения в цифровой информации и компьютерных технологиях, чтобы актуализировать у молодежи культ науки, сделать ее доминантой и высшим приоритетом. Вместо глупых ток-шоу и сериалов необходимо чаще внедрять в эфирную сетку ТВ научно-популярные передачи. Подпишись на "Наука 2.0": https://www.youtube.com/c/naukatv?sub_confirmation=1
Документальный цикл «Анатомия монстров» представляет рассказ об этих огромных машинах, среди которых есть гиганты грузоподъёмностью от 30 до 450 тонн. Самосвалы производят в Белоруссии на автомобильном заводе в городе Жодино. Авторы подробно расскажут обо всём технологическом процессе производства самых основных узлов автомобиля, а также об изготовлении резиновых покрышек, имеющих невероятный размер. Как заявляют производители БЕЛАЗ, каждый третий карьерный самосвал в мире производится у них.
Программа о создании и устройстве гигантов современного машиностроения. Смотрите все выпуски подряд:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLS93_pp5BAdWFVvPXcomGUhbleEG4--13
Официальный канал "Наука 2.0".
Научно-популярный познавательный канал о достижениях российской и мировой науки: человек, техника, технологии и космос. Специальные проекты и программы.
"Наука 2.0" – канал для тех, кто интересуется настоящим и хочет знать, каким будет наше будущее.
Большинство зрителей даже не представляет, что такое современная наука и над чем сегодня работают ученые всего мира. Наша основная задача – рассказывать о значимых изобретениях, технологиях и открытиях. Ведь в 21 веке интеллект, эрудированность и способность к нестандартному мышлению - настоящий ключ к успеху.
Смотрите передачи:
Агрессивная среда -
https://bit.ly/AggressiveEnvironment
Анатомия монстров - https://bit.ly/MonstersAnatomy
Бионика - https://bit.ly/ScienceBionics
Большой скачок - https://bit.ly/GreatLeapForward
Британские ученые доказали - https://bit.ly/BritishScientists
Год на орбите - https://bit.ly/AYearInSpace
Градусы риска - https://bit.ly/DegreeOfRisk
Джуманджи. Животные в мегаполисе - https://bit.ly/JumanjiAnimals
EXперименты - https://bit.ly/EXperiments
На пределе - https://bit.ly/OnTheLimit
Непростые вещи - https://bit.ly/NONsimpleThings
Опыты дилетанта - https://bit.ly/AmateurExperiments
Правила жизни 100-летнего человека - https://bit.ly/How2Live100
Тайны мозга - https://bit.ly/BrainSecrets
Химия вкуса - https://bit.ly/ChemistryOfTaste

Также есть агрегатор научно-популярных видео с различных информационных источников

https://dok-film.net/tekhnologii/

https://dok-film.net/nauka/

https://dok-film.net/tehnika/

https://dok-film.net/voennoe/

https://dok-film.net/kosmos/

https://dok-film.net/planety/

https://dok-film.net/kosmonavtika/

Вспоминаю далекие времена. Еду на поезде по новой, только что построенной железной дороге. От бухты Ванина до Комсомольска на Амуре, длина 500 км. Поезд мчится по горам, его тащат по склонам гор и тоннелям два паровоза – один впереди, другой толкает на подъемах с зади. По дороге встречаются полустанки, оформленные под сказки. Стою у окна, смотрю на склоне горы кустарником выложен лозунг: МЫ РОЖДЕНЫ ЧТОБ СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ! Здорово. Были же люди. Молодежь мечтала, бороздить океаны, лететь в космос, строить невиданное. Это и есть воспитание патриотизма. Ели чтобы жить, а жили не только для того, чтобы есть!

Л. П. Рябов.

1.0x