В гораздо большей степени, чем под влиянием политиков, идеологий и разных «-измов», наша жизнь в последнем столетии изменилась благодаря развитию фундаментальной науки и открытиям ученых. Среди них достижения и кадровый потенциал советской и российской науки продолжают занимать одно из определяющих мест.
Как и столетие назад, мир переживает болезненную революционную технологическую трансформацию, которая, несомненно, закончится становлением нового бытия. Оно будет наполнено новыми технологиями и мириадами новых устройств, о предназначении которых мы сегодня даже и не смеем догадываться. Над базисом этого нового бытия, нами будет выстроена новая надстройка человеческих коммуникаций, политико-экономических, социальных и прочих отношений, которым еще нет и названия. Молодые поколения своими новыми способами общения и обмена информации принимают в коммуникационной цифровой революции самое деятельное участие.
Все эти революционные изменения тогда и сейчас подпираются фундаментальными научными открытиями и инженерными инновациями. Мог ли инженер Олег Лосев в 1924-м году во время конструирования по его чертежам первого полупроводникового усилителя кристадина предвидеть последующие появление и расцвет эры транзисторов и сегодняшней цифровойреальности? Состоялась бы последняя, если бы не теоретические работы по квантовой электронике Николая Басова, приведшие к изобретению и развитию лазерной технологии? Или если бы не запуск спутника, Гагарин и начало космической эры в истории человечества? Каким был бы мир энергетики и глобальные политико-экономические отношения без создания первого промышленного советского ядерного реактора в Обнинске в 1954 году? Смогла бы Россия планировать будущее освоение Арктики с ее богатствами, если бы не спуск на воду первого атомного ледокола «Ленин» в 1957-м году? Как оценивать достижения советской школы казахстанской геологии под руководством Каныша Сатпаева, когда сегодня в, по крайней мере, 80 процентах всех устройств в любом помещении мира есть элемент из Казахстана? Можно ли представить себе нашу жизнь без тысяч и тысяч технологий, получившие свое развитие благодаря подобным открытиям и инженерным разработкам? Вряд ли.
Открытия совершаются учеными, не представляющими себе отдаленные последствия своих открытий. Однако, именно эти открытия открывают дорогу развитию науки прикладной, а от нее осуществляется переход к технологиям и инновациям, которые и рождают новую экономику и новые отношения. Наука не удовлетворяет спрос рынка, она его формирует. Мотивы, которыми руководствуются ученые в своих исследованиях, глубоко гуманистичны в своей основе, и лучше всех объяснены Аристотелем 2500 лет тому назад в первых словах его главного труда «Метафизика»: «Все люди от природы стремятся к знанию». Именно абстрактная мысль формирует со временем нашу реальность, что может быть выражено следующим соотношением:Наука (как постижение принципов природы) --->Прикладная наука (инженерное дело)--->Технология и Инновация (превращение фундаментальных и прикладных научных открытий в развитие экономики)--->Товар(прибыль).
Достижения образования СССР и школы советской науки продолжают подпитывать развитие человечества и сейчас. Ученые советской и российской школы – часть идущей третьей мировой индустриальной революции в области точных наук и естествознания. Открытие Виктором Веселаго концепции метаматериалов с негативным индексом преломления в 1968-м году важно в свете того факта, что во многом нынешняя революция базируется на новых и неизученных пока свойствах различных метаматериалов. Открытие сероводородного сверхпроводника группой Михаила Еремеца из Института химии общества Макса Планка (Майнц, Германия) в прошлом году революционизирует физику низких температур, когда сверхпроводимость из области сверхнизких температур становится уже возможной даже в некоторых областях Земли, как Якутия, например. В области физики низких температур открытие Петром Капицей принципа сверхтекучести гелия (1938) служит сегодня функционированию коллайдера европейского СЕРНа. В инфраструктуре городов будущего сверхпроводимость видится лучшим физикам мира как один из главных принципов их жизнедеятельности, когда транспортировка энергии будет осуществляться практически без потерь.
Любые открытия высвечивают глубоко гуманистический характер науки и ее интернационализм и универсализм как основополагающие качества. Будет справедливым и крайне важным отметить, что этими же качествами обладает и культура. Эти два феномена являются сестрами, поскольку вместе происходят из одной среды и невозможны друг без друга.
Ключевым ингредиентом технологических свершений, и отсюда – развития экономики, таким образом, является фундаментальная наука, без которой они были бы просто невозможны. В свою очередь, развитие науки предопределено вложениями в развитие человеческого капитала, то есть достижения в науке и культуре есть прямоеследствие соответствующей образовательной и социальной политики. Появление новых технологий, таким образом, находится в прямой зависимости от состояния дел в социальной и образовательной сфере, а не от механических трансфертов готовых технологических решений.
Наука в целом представляет собой неидеологизированное (но небезыдейное), единое пространство, развивающееся на принципах свободного обмена информацией во благо всего человечества. И развитие СССР является тому не исключением, но ярким подтверждением.Образование есть важный элемент инновационной цепи, который традиционно приносит свои плоды через столетие. Однако, активная соответствующая социальная политика может ускорить этот процесс. В случае с СССР, между созданием комиссии по просвещению в 1917-м и запуском спутника в 1957-м пролегли четыре десятилетия. С тех пор исследование космоса представляет собой, возможно, наиболее иллюстративный пример того, как познание неизведанногосоздает технологии, определяет спрос и предложение новых приложений, движет и расширяет экономику.
Именно с помощью развития комплексной программы по развитию образования, науки и культуры ослабленный войнами, голодом, эмиграцией, кадровыми потерями, политическими чистками СССР смог преодолеть полуколониальную зависимость вначале Российской Империи от импорта технологий, и затем – эпохи своей индустриализации – от трансферта технологий извне – и превратится в супердержаву. Последних история знает только две. Причем, что интересно, осуществлено это было в рамках нерыночной, но плановой системы. Более точным даже будет заметить, что наука, образование и культура финансировались фактически сверхплана: по щедрому запросу из скудного обобществленного общественного продукта в условиях общественных лишений, однако, при которых вопрос всеобщей бедности разрешался успешно.История успеха супердержавы СССР – наглядное подтверждение тому, что именно всестороннее развитие человека предопределило глобальный успех «красного проекта», вне зависимости от разницы какполитических оценок этого наследия, так и заплаченной за это цены.
Формула успеха развития достаточна проста. Не может вызывать сомнений тот факт, что общество, которое не занимается развитием науки и культуры, ведущих к инновациям, обречено на неизбежный регресс и нарастающую архаизацию, вплоть до возврата в феодализм. И наоборот. Инвестируя в исследования, общество вкладывается в будущее. Инвестиции в развитие личности, создание должной среды и есть неизбежный прогресс. Другого рецепта и быть не может. Это хорошо понимают различные силы и в России, и что и было продемонстрировано на прошедшем в конце ноября в Москве втором международном конгрессе «Производство, наука и образование России: преодолеть стагнацию». Популяризация науки и ее значимости для общественного развития крайне важна, и здесь хотелось бы подчеркнуть два ее прикладных аспекта: гуманитарный и экономический.
Наследие и огромные достижения СССР есть невиданная платформа развития - базис, на котором может и должна созидаться совершенно новая и инновационная надстройка. И почему собственно развитие науки и культуры не может напрямую выступить сверхидеей такой надстройки? Это не утопия, но вполне конкретное политико-экономическое и научно-технологическое видение. При этом стоит заметить, что многие государства успешно занимаются созданием «мягкой силы» в виде продвижения своей культуры за рубежом (Британский Совет, институты Гёте, Конфуция и другие примеры), тогда как практически никто не занимается продвижением науки в прикладном качестве как гуманитарной идеи самой по себе.
Если культура хорошо «продаваема» и приносит масштабные непрямые дивиденды, то развитие науки есть также в своей основе колоссальный и самый прибыльный проект в самом коммерческом ее значении. Одновременно, сама идея продвижения науки и есть сверхидея, когда наука выступает одновременно и как объект, и как естественный ресурс развития, и как незаменимый инструмент модернизации страны и, одновременно, как глобальный привлекательный сверхпроект для человечества.
Наука универсальна и высоко гуманистична по своему определению и не содержит в себе никаких границ. Она стоит выше классов и сословий, гендерного разделения, цвета кожи или разреза глаз, она не отрицает ни одну религию, но и таковой не является. Она справедлива, демократична и интернациональна по своей сути, и этим привлекает людей. Более того, она не способна существовать в дискриминационных условиях и не развивается без свободного обмена информацией. Идея развития науки и популяризация ее базовых принципов есть залог глобального успеха сегодня. Наука и есть будущее человечества. Тот, кто обеспечивает ее развитие, тот и становится лидером в мировом масштабе. Глобальное влияние в сегодняшнем мире больше всего определяется наукой и культурой. Подобная сверхидея не содержит изъянов, и с гуманитарной, и политической точки зрения, просто безупречна.
С экономической точки зрения, сегодня мир вступил в очередную, третью фазу индустриальной революции, которая и сформирует новый уклад. Одной из самых характерных черт данной революции есть новые свойства новых материалов. Однако новые материалы появляются только в результате изучения старых. Вся база старых материалов и все элементы периодической таблицы содержатся в недрах нашего пространства и успешно добываются и разрабатываются благодаря, в основном, проведенной восемь десятилетий назад индустриализации. Более того, Россия во главе постсоветского пространства есть одно из немногих мест в мире, где относительно легко и в рекордные исторические сроки воссоздается питательная для процветания науки среда. «Мышцы» и «нервы» нашей системы еще помнят тот небывалый рывок, который наши народы совершили в составе СССР.
Локомотивами новой экономики уже близкого будущего выступят совершенно новые технологические отрасли, дорогу к которым открывают происходящие сейчас лабораторные исследования, эксперименты и, соответственно, открытия. Коммерциализация этихнаправлений открывает перед постсоветской элитой невероятные глобальные возможности. При этом сегодня в состоянии напряженной мировой политической ситуации мировые державы сражаются или готовятся к новой Большой войне за ограниченные ресурсы, по сути, уже вчерашнего дня. Тем временем, идущая полным ходом индустриальная революция уже создает новые экономические ресурсы и новую экономику, которым еще нет даже определений.Новый технологический уклад будет способен не только удовлетворить растущие нужды человечества, но и дать рождение новой философии для невиданной доселе по размерам популяции человечества. Осуществить это возможно только силами науки и никакими другими. Альтернатива этому пути будет слишком печальна.