25 лет реформ образования не обошли стороной и педагогические вузы страны. В каком состоянии подошла мощнейшая система к 2017 году, что нужно сделать, чтобы не просто сохранить, но и развить лучшие достижения русской и советской школы с учётом всех вызовов современности, — об этом говорили на днях участники пресс-конференции, посвящённой принятию концепции развития Московского педагогического государственного университета (МПГУ) на 2017-2020 гг.
"Мы хотим — и это одна из важнейших наших задач — сформировать новую модель педобразования, которая отвечала бы новым реалиям в стране и в мире в целом. Мы понимаем, что за последние 25 лет кардинально изменилось всё: общество, дети, наша среда обитания, изменились механизмы общения между участниками образовательной среды в условиях глобального влияния интернета и соцсетей", — об этом заявил в самом начале пресс-конференции исполняющий обязанности ректора МПГУ Алексей Лубков, подчеркнув прямо-таки пожарную необходимость создания новой системы подготовки учителя.
Понять тревогу главы первого педагогического вуза России несложно. За минувшую четверть века по системе подготовки учителей был нанесён ряд серьёзнейших ударов. Порой раздавались даже призывы к уничтожению педагогических вузов. А готовить преподавателей предполагалось в рамках классических университетов. Эти призывы сопровождались действиями, отметили представители МПГУ. Если в начале 1990-х годов в России было около 500 педвузов, то к настоящему времени их осталось менее 40. Правда, сегодня отношение государства к высшей школе начало меняться, и этот процесс в масштабах страны приостановлен, что, безусловно, позитивно, — заявил Алексей Лубков.
Но не только сокращение количества педвузов и их объединение вызвали кризис в педагогическом образовании. "Внедрение новых образовательных стандартов привело к значительному дисбалансу в структуре подготовки педагога, — рассказал нашему изданию первый проректор МПГУ Виктор Дронов. — Крен был сделан в сторону так называемого "компетентностного подхода", когда содержание обучения отходило даже не на второй, а на третий-четвёртый план. Во главу угла ставились умения и навыки, формирование личностных черт педагога". Но разве можно проявлять какие-то компетенции при недостаточном уровне знаний? Ответ, уверен проректор, очевиден: нет.
Есть и другая большая проблема — воспитание. Десятилетиями в России обучение и воспитание шли рука об руку. Постулат о том, что школа невозможна без воспитания детей учителем, воспринимался как аксиома. Сегодня, отметили участники пресс-конференции, образование рассматривается как услуга, а воспитание ушло из школы совсем. И в этом плане мы оказались, в худшем смысле, "впереди планеты всей". "Но нет ни одной школы мира, которая бы не ставила своей задачей воспитание. Попробуйте сказать в любой школе мира, что ученик не должен быть патриотом. Поверьте, вас, по меньшей мере, не поймут, — говорит Виктор Дронов. — А мы сейчас гордимся, что взращиваем какого-то стерильного в плане воспитания и патриотизма человека. Это же абсурд!".
Что делать в этой ситуации педагогическим вузам? В МПГУ выход видят во взвешенном сочетании традиции и новаций. "Мы должны взять всё хорошее, что было накоплено в России и СССР, — говорит Алексей Лубков. — Именно этот ресурс позволит не только выучить, но и воспитать педагога. Главное, что мы планируем сделать в ближайшие три года, это вернуть фундаментальность и системность подготовки педагога по его предмету". Изменения коснутся и базисной, и вариативной части программы обучения. Помимо предметной, особое внимание будет уделено и общекультурной подготовке будущих учителей. Без этого, уверены в МПГУ, настоящего наставника быть просто не может.
Но обращение к наследию мировой культуры отнюдь не значит, что университет "повернётся в прошлое". Напротив, концепция развития МПГУ учитывает все самые современные и острые вопросы, которые ставит перед учениками и педагогами очень непростой и агрессивный информационный мир. "В современных условиях крайне активного влияния виртуальной среды роль педагога возрастает, — продолжает Алексей Лубков. — Интернет-среда — это огромное количество ложного и социально опасного содержания. Педагог призван выступить своего рода экспертом, который должен помочь ученику отделить зёрна от плевел, понять, что в интернете опасно, где можно найти релевантный учёбе контент". Педагогические вузы должны гибко реагировать на существующие и потенциальные векторы влияния на общественное сознание, особенно на детей, и предлагать новые методики образования. В сотрудничестве с Российской академией образования МПГУ намерен не просто готовить педагогов нового поколения, но и поддержать свою славу научного вуза. Для чего планирует заняться исследованиями новых вызовов, которые ставит перед всеми нами меняющийся мир.
Учитель, говорят авторы концепции, должен стать навигатором в глобальной информационной среде, в которой существует современное общество. И, обучая ядру знаний, помнить всегда о личности ученика. "Самое главное — это пространство души, — говорит Алексей Лубков. — Вселенная личности педагога и личности ребенка. Мы должны вернуться к ментальным основам нашей культуры, обратиться к человеку. И это — главное".