Авторский блог Александр Дугин 07:38 11 июня 2021

Русский культурный код

культурная жизнь вызывает у неравнодушных большое беспокойство
4

Недавно в Общественной палате состоялось итоговое совещание по национальному проекту Культура. И хотя как обычно все началось с цифр и совершенно чиновничье-бюрократических отчетов, за которыми не понятно, делается ли вообще что-либо в этой области или нет, постепенно участники и организаторы зам главы ОП экономист Александр Галушка, актер Дмитрий Певцов, журналистка Анна Шафран разошлись и стали говорить о главном и по-существу. Все вспомнили, что культура – та сфера, которая меньше всего может быть описана количественными показателями, цифрами, бюджетами, балансами и т.д. Либо числа, либо культура.

Конечно, чиновники относятся к культуре несерьёзно, или видят в этой сфере только то, что можно как-то с успехом для себя освоить. На содержание вообще никакого внимания не обращает. Но суть национального проекта, выдвинутого Президентом, как раз в том и состоит, чтобы обращали и именно на содержание. А содержанием культуры является человек. И не просто биологический человек с его материальными индексами и показателями, запросами и нуждами, а человек духовный, homo spiritiualis. Человек духовный и есть человек культуры, носитель культуры. Когда дебаты в Общественной палате внимание чиновников, ревизоров и отчитывающихся отключилось, зато патриоты проснулись. И вот тут-то и началось самое интересное. Оказывается, что за пределом обычной слегка и не слегка вороватой бюрократии (кстати, представитель Счётной палаты рассказал о том, что в каком-то городе чиновники от культуры умудрились зарегистрировать всю толпу на вокзале как посетителей культурного мероприятия, так как в зале ожидания то ли повесили какую-то репродукцию или случайную мазню, то ли перед дверями расположили высококультурный стенд) – так вот за пределом бюрократии то же есть жизнь. И это культурная жизнь вызывает у неравнодушных большое беспокойство. Культура на глазах падает, сворачивается или превращается в неквалифицируемый ужас без имени, потому что Моргенштерн это не имя, а диагноз. И, увы, миллионы просмотров подобного отребья кто-то тоже умудряется заносить в показатели культуры. Итак налицо совершенно неотложная потребность ввести культурные критерии. Без этого весь национальный проект превратится в чистый симулякр. То есть Президенту чиновники снова откровенно плюнут в лицо. Хотели культуры, получите двадцать миллионов шнуров. И пожалуйста нам премии.

Редкий случай, но Общественная палата на сей раз сошлась в отношении критериев того, из чего должен складываться эталон культуры, своего рода общеобязательный культурный код. Всего выделили пять частей.

Первая часть – истоки культуры, греко-римское ядро классицизма. Гомер, Гесиод в поэзии. Платон, Аристотель в философии. Эсхил, Софокл, Эврипид в театре. Именно два с половиной тысячелетия строился культурный фундамент любого образованного человека – как Европы, так и России. Вплоть до 1917 года это было базой всего классического образований – от гимназий и лицеев до Университетов.

Вторая часть – греко-славянское православное наследие, русская старина. Здесь обязательное знакомство с церковно-славянским, понимание языка икон и церковной архитектуры, азы богословия и знание народных традиций. У малых народов России сюда же добавляются факультативно локальные традиции, религиозные учения и местные языки.

Третья часть – золотой и серебряный века русской культуры от Пушкина до Блока, Мережковского и Гумилёва. Не бывает культурного россиянина, не способного осмыслить основные линии величайшего взлёта русской мысли и русского творчества периода XIX начала ХХ веков. Только если преемственность — оборвавшаяся к несчастью с Октябрьской революцией – будет восстановлена, у нас есть шанс начать Бронзовый век русской культура. Его время пришло, но никаких признаков увы нет. Связь прервана. А значит, её надо восстановить. И в этом цель Национального проекта.

Четвертая часть культурного кода – советский период от Маяковского и Эйзенштейна и Шолохова до Прокофьева и Валентина Распутина. Не забывая и об инакомыслящих, которые – вопреки всему – были частью общего с остальными культурного поля.

И наконец, пятая часть – вдумайтесь! лишь пятая часть – приходится на всё остальное – Запад, авангард, Модерн, постмодерн вплоть до культуры современных микроцефалов, именно кумиров которых противно произносить.

Отныне Общественная палата и надо надеяться Президент, сформулировавший национальный проект Культура будут строго следить за исполнением этих пропорций – в культурных институциях, планах, программах, стратегиях, отчетах. Главное восстановить именно такой баланс из 5 частей. Приблизительно равных.

Это и так само собой разумеется, возразите вы. И окажетесь неправы. Сегодня налицо дикий перекос в пользу всего остального, то есть последняя пятой части – за счёт забвения или чисто фрагментарного отношения к остальным четырем частям. И самое важное – основное – греко-римское основание культуры, ядро классического образования, воспитания и становления просто человека человеком культурным – почти полностью забыто.

И как заметили участники дебатов в Общественной палате, если человек знает наизусть – ну пусть близко к тесту - Псалтырь на церковно-славянском, Илиаду, Орестею, Геродота, Достоевского и поэму Клюева "Мать Суббота" – то ему и то, что попадает в категорию «всё остальное» будет не почем. Более того, именно в качестве такой пятой части – пятого пункта – либерализм, Модерн и Постмодерн вполне могут существовать. Но никак не наоборот.

Публикация: Geoполитика.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий
12 июня 2021 в 01:31

А где ж в этой классификации и прочих делениях русской культуры арийские, то есть, хотя бы индо-иранские элементы? Ну разве ж не исторический факт - шумерская, или египетская мифологии, предшествующие и развитые и евреями, и греками, и христианами? А китайцы, сотворившие двоичный способ исчисления ещё во времена первых известных фараонов? Мож оттого и нынешняя культура такова, то есть никакова, что она выстраивается кремлёвскими мыслителями, задача которых , минуя культуру СССР,объединить нынешних обуржуазивающихся бандюганов с такими же царскими дворянами и буржуями? Или что-то ещё?

12 июня 2021 в 10:46

В ЭТОМ ВЕСЛОМ И РАЗДИРАЕМОМ ПРОТИВОРЕЧИЯМИ МИРЕ

У философа А. Дугина бывают более чем одухотворенные, прямо-таки мятежные тексты.

Даже при всем его запредельном идеализме. В его такой кондовой неомодернистской суперобложке. Который порой делу бывает и не помеха.

А напротив еще более подчеркивает остроту поставленной проблемы.

Этот же текст — какой-то по канцелярскому скучный.

Которым не хочется ни восхищаться, ни забыв про ужин, жарко стиснув зубы, спорить!

А с чем тут спорить и чем восхищаться?

Его рассказом о советском периоде, который ну никак к нынешним идеологемам в гости не ходил.

И который просто он из этого ряда выламывается прямой всему этому противоположностью.

Да и советские пророки и витии духа более чем разные и разного покраса.

На одном его конце — Николай Островский, Фадеев, Маяковский (певцы, певшие гимны великому одухотворенному завтра и советскому человеку) — а на другом Булгаков, Высоцкий, Солженицын…

А сколько было среди них таких (как бы витиев и пророков, а также рядовых инженереров человеческих душ, рыло туда же свое точивших), ходивших хорошо если еще с фигой в кармане, а то ведь чаще всего с булыжником за пазухой.

Они же не родня и разного культурного кода?

А их пишут под одну копирку.

И о каком тут коде говорить?

У Островского героем книги был отважный Павка Корчагин, которого впору причислить к лику святых, у Распутина — сонная — то да почему — книга о дезертире.

Разница в героях-то хоть есть?

И на этом раздираемом противоречии (даже приведенном мыслью пытливой к какому-то очередному законченному совершенству) строить что-то фундаментальное и основательное?

Не видя зияющих высот и пропастей ни внутри очередной, рожденной дедукцией категории или за пределами его?

И разом при важности и царственности всех этих вожделенных построений, их читать (учась политграмоте) весело.

В наше время, когда веселого так мало, при зашкаливающем количестве весельчаков на подиуме в ящике.

Которые там, хохмя, колотят себе орехи на бабло.

И мы, те кто тут в бренном мире пониже, где все по определению и попроще и пожиже, чудаки —истину ищем.

И с подвижностью лесковского героя в этом мире еще сокровенного человека. Который нам сокровенное слово скажет.

А это как говорят в Одессе одесским говорком — две большие разницы.

12 июня 2021 в 11:42

======Кирилл Пахомов ===А где ж в этой классификации и прочих делениях русской культуры арийские, то есть, хотя бы индо-иранские элементы? Ну разве ж не исторический факт - шумерская, или египетская мифологии, предшествующие и развитые и евреями, и греками, и христианами?=======

Русская культура составная часть Средиземноморской. Это Средиземноморская культурно-религиозная экумена – от Персии на востоке, до Португалии на западе, до Египта на юге и до Британии на севере.
Вот эту "свою" культуру и надо осваивать в самую первую очередь. А все прочие культуры: китайские, малайские, мадагаскарские и пр. - факультативно, если очень сильно захочется.

15 июня 2021 в 21:30

Не философ,а фаллософ.

1.0x