Авторский блог Геннадий Старостенко 19:36 29 марта 2017

Наши кумиры

Бывают вечера, когда делать что-нибудь уже нет сил – и читать не хочется. Вот и жмешь на дистанционный переключатель в надежде отвести душу от злобы дня. 25 марта в полдесятого последнее нажатие выпало на ТВ3 – и я скорее всего продолжил бы нажимать и дальше, если бы не узрел знакомой физиономии там, где ее как-то не ожидалось увидеть...

Шел американский фильм «В ТЫЛУ ВРАГА» (Behind Enemy lines, 2001) режиссера Джона Мура. В общем-то обычная голливудская заказуха - про врагов демократии и противостоящих им героических американских парней. Но с одной оговоркой – «плохих парней» изобразили не просто плохими, а откровенно дерьмовыми – или даже инфернально дерьмовыми. Плохими парнями были до предела злобные сербы, они уничтожали в Боснии и женщин, и детей. И мерзейшего из них – «охотника Сашу» - сыграл наш русский актер... Владимир Машков... Кто-то поправит - российский, а не русский, но на языке оригинала этого фильма различий нет – а есть только Russian... Хотя если честно – и не русский, и даже не российский, так получилось...

Сюжет этого боевика не озадачил бы и слабоумца. Двое молодых летчиков ВВС США во время развед-рейда в своей «спарке» над Балканами замечают какую-то военную активность в стороне от маршрута. На свой риск отклоняются, чтобы провести фотосъемку, залетают в мнимо «демилитаризованную зону» и снимают военный лагерь сербов – там, где его не должно было быть. Сербы пускают ракеты «земля-воздух» - удальцы пытаются от них уйти, головокружительно маневрируют, но одна из ракет таки достигает цели...

Катапультируются, приземляются рядом – один ранен в ногу, а второй бежит на горку повыше, чтобы просигналить спаскоманде... Тут раненого пилота окружает отряд сербской армии – и зверства начинаются... Пилота пинают, целясь сапогом в рану, он пытается объяснить, что никого не бомбил, но издевательства продолжаются... Потом злобный Саша расстреливает парня из пистолета...

Гений и злодейство несовместны? Черта с два – Машков умеет играть садистов и негодяев блистательно. Жалко только, что других среди сербов не находится... Впрочем, это только начало... Сербы начинают охоту за вторым – лейтенантом Бернеттом, а он – то под градом пуль , то преследуемый «охотником Сашей» - каждый раз чудесно спасается... Он близок к погибели – сербы уже настигают его, но вот он проваливается в глубокий овраг, в какую-то жижу, источающую зловоние... О ужас, он в болоте из трупов – и тут вторым размытым планом идет ретроспективный видео- и звукоряд.. Слышны испуганные детские и женские крики, людей срезают очередь за очередью – вот что за тела в этом овраге...

В сердце зрителя закипает ненависть к сербским подонкам, таких изуверов нужно бомбить и бомбить без остановки... И все же таланлив этот актер Машков – так и хочется придушить его первым... Его герой – то один, то с командой - продолжает преследовать американского летчика... Целится –стреляет, мажет – и жуткая гримаса раздражения от собственной неудачи! А ведь всего-то с десяток мимических мышц поработало – и каков поворот головы, а взгляд... Что там талантливый, думает вслед инозритель – просто гениальный актер, этот русск ий – или кто он там по национальности...

Преследуя американца и попутно беснуясь над безоружными мирными жителями, толпа зверей в шинелях сербской армии продолжает осыпать пулями все, что может представлять собой живую мишень. Лейтенант Бернетт, конечно же, не Рэмбо – но правда на его стороне, на стороне добра, - и он достигает точки, к которой ведут его по рации свои и куда прибывают вертолеты спасателей.

Есть в этом фильме, конечно же, и проверенная интрига: старик адмирал (играет Джин Хэкман), наставник лейтенанта Бернетта, испытывает душевные борения, разрываясь между долгом, который запрещает ему высылать вертолеты со спаскомандой в запретную зону, и желанием спасти парня, которого он еще и наказал зачем-то накануне полета... Сербы получают по заслугам, а вертолеты американцев – под бравую голливудскую музыку – возвращаются на базу. Честь американского мундира спасена – а зло посрамлено самым действенным образом.

Мистер Д.Занук, основавший кинокомпанию 20th Century Fox, (на ней, кстати, и было снят этот «экшн муви») утверждал великое пропагандистское значение американского кино. Он говорил, что американские фильмы — это «посланцы вжестяных коробках». Тут не просто бизнес на зрелище – это идеология. Если верить релизам, Джон Мур снял кассовое кино – а значит его смотрели миллионы людей на планете. Их зрительский азарт и воодушевление были бы не полными, если бы не выразительная игра актеров.

Есть сведения, что создатели фильма искали сербских актёров – но не смогли. Нашли хорватов и поляка. А еще актера из России Владимира Машкова, любимца отечественнного экрана, снискавшего массу призов, лауреатств, обильных гонораров - в том числе и на рекламе. Человека в общем не бездарного - но с каким-то мраком талмудическим в зрачках...

1.0x