В середине лета этого года американская нефтяная компания "Ройял Датч Шелл" получила разрешение от регулирующих органов США начать бурение на перспективном участке "Бургер" на шельфе Чукотского моря, расположенном между берегами России и США. Нет, не подумайте, будто наглые американцы бурят что-то в российских территориальных водах — формально нефтегазоразведка ведётся ими в их исключительной экономической зоне, которая отстоит не более чем 200 морских миль (около 370 километров) от побережья американской Аляски.
Перспективный нефтегазоносный "гамбургер" расположен внутри этой американской исключительной экономической зоны, но уже за пределами её территориальных вод (заканчивающихся уже в 22 километрах от побережья).
Именно эта коллизия, которая чётко разделяет эксклюзивное право страны на своё море, и дополнительные права, которые относятся к эксплуатации морских ресурсов в море, на его дне и в его недрах, позволила российскому разведывательному судну "Курилы" в начале сентября 2015 года подойти к разведывательной платформе компании Shell и провести в непосредственной близости от неё инспекционные действия.
Однако, что интересно, такие действия российской стороны не просто прошли в качестве новостей на местных телеканалах, но и удостоились незамедлительной реакции пресс-секретаря Пентагона Джеффа Дэвиса, который поспешил заявить, что "США признают право суверенных государств на свободное прохождение и ориентирование в международных водах".
Что же скрывается за таким, в общем-то, формальным, но весьма оперативным и по-своему неожиданным заявлением главного оборонного ведомства США?
Во-первых, за словесной ширмой констатации очевидных фактов ("да, право имеем!") присутствует подчёркнутое обращение к "святости" международно принятых норм и правил взаимодействия в территориальных и исключительных водах. Видимо, это произошло потому, что США в Арктике оказались в ситуации догоняющего, "слабого звена", критически заинтересованного в соблюдении всех формальностей международного права. Это в Персидском заливе или в Средиземном море, возле берегов Ливии или Сирии, можно бряцать мускулами авианосных групп, добиваясь своего грубой силой, а вот в Арктике так не получится — ну, не приспособлены ВМФ США для выполнения каких-либо масштабных задач в Северном Ледовитом океане, за исключением весьма ограниченных целей береговой охраны тех самых 22 километров от берегов Аляски. А для целей контроля и защиты исключительной экономической зоны на собственном шельфе в Арктике нужны не авианосцы, а ледоколы.
США же критически отстают в Арктике не только от России, но и от собственной "бедной падчерицы", Канады. В январе 2015 года Канада объявила о программе постройки 5 арктических ледоколов, первый из которых войдёт в строй уже в 2018 году. И спор Канады с США, касающийся разграничения морского дна и шельфа в море Бофорта, сейчас гораздо острее, чем противоречия США и России в Чукотском море.
А вот с реальными усилиями у США в Арктике пока что нельзя сказать, что радужно и беспроблемно. Два старых американских ледокола серии "Полар", построенные ещё в 1970-х годах, уже практически исчерпали свой ресурс, да ещё и используются как в Арктике, так и в Антарктике. А для обеспечения проектов Shell на "Бургере" американским нефтяникам приходится арендовать ледокол у крошечной Финляндии, да и то уже в октябре ледовая обстановка станет невыносимой для его скромных возможностей.
В силу вышесказанного на международной конференции по взаимодействию в Арктике, которая открылась 1 сентября 2015 года в городе Анкоридже на Аляске, президент США Барак Обама вынужденно объявляет о том, что США будут ускоренными темпами разворачивать программу строительства собственного ледокольного флота, флагман которого, тяжёлый дизельный ледокол нового типа, должен вступить в строй уже в 2020-м году, на три-пять лет раньше запланированных в прошлом сроков. На эту программу США готовы выделить 1,2 млрд. долларов, и речь может идти даже о покупке ледокола за рубежом.
Кстати, небезызвестная Сара Пэйлин, видный деятель Республиканской партии, кандидат в вице-президенты на выборах 2008 года и экс-губернатор штата Аляска, устроила предвыборный разнос демократу Обаме: "Россия размечает наши подводные ресурсы и присваивает их себе. А что делает Америка? Мы даже не присутствуем за столом переговоров в рамках Конвенции по морскому праву… Америка просто сидит сложа руки!"
За Арктику в 2020-х годах и в самом деле должна будет развернуться нешуточная битва: Россия, Канада, США, Дания и Норвегия видят в своих арктических водах последнюю нетронутую кладовую природных ресурсов. Ну и, безусловно, каждая из этих стран считает своими максимальное количество квадратных километров морского дна Арктики. Поэтому, в общем-то, поход российских "Курил" вплотную к буровой платформе "Ройял Датч Шелл" показывает американцам простую истину: пока что Россия объективно сильнее США в Арктике. И отнюдь не хочет добровольно отдавать что-либо, принадлежащее ей по праву. "Чужого дна не нужно нам ни пяди, но своего куска не отдадим".