Что посеешь, то и пожнёшь. Этот библейский принцип, известный каждому и охватывающий все сферы жизни человека, доказательств не требует. Касается он и сферы детства: всё, что мы вкладываем в наших детей, накапливается, а значит, однажды обязательно прорастёт и даст свои плоды. Какими же они будут?
Судя по тому, что сегодня можно увидеть в детских магазинах, картина вырисовывается удручающая, поскольку существенный процент товаров транслирует агрессию, жестокость и пошлость.
Если зомби с признаками разложения, дамочка в одном исподнем или непонятная зубастая зверюга с торчащей из неё окровавленной пилой изготовлены, условно говоря, из гипоаллергенных материалов — добро пожаловать в мир детства, на любые торговые площадки.
Детство многих нынешних родителей, а также бабушек и дедушек выпало на советское время, и мы хорошо помним, какими высокими были требования к продукции для детей в те годы, какой высоконравственной была среда, в которой воспитывались и учились ребята. Поэтому то, что творится сегодня, не оставляет нас равнодушными. Да, ассортимент тогда был несоизмеримо скромнее, зато отличным было качество товаров и строгим — контроль. Вывод: нам сейчас необходима своя Специальная родительская операция по очищению детства от деструктива.
Дело в том, что полноценного контроля за «смысловой нагрузкой» игрушек и прочей продукции для детей в России нет, морально-нравственная и эстетическая составляющая не регулируются. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы это было безопасно для здоровья физического, а о гигиене духовной, ментальной речи не идёт.
Роспотребнадзор этой темой не занимается, нет для этого и отдельного надзорного органа. А распространяющийся на нашу страну Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» ТР ТС 008/2011, который устанавливает требования к данной категории товаров, хоть и охватывает огромное количество критериев, ни один из них морально-нравственного аспекта не касается.
А поскольку «экспертиза смыслов» отсутствует, неудивительно, что монстры, мутанты, инфернальные сущности всех мастей, вульгарные «красотки», больше похожие на девушек с пониженной социальной ответственностью, уродливые «супергерои» и прочие персонажи различной степени дефективности и омерзительности постепенно превратились в лучших друзей многих детей и поселились в детских комнатах, но что ещё страшнее — в детском сознании.
Тот же пресловутый Хагги-Вагги, откровенный бесёнок, который по сюжету раскрученной компьютерной игры Poppy Playtime мечтает подкараулить, задушить и сожрать тебя нежно, уже фактически стал символом целого поколения и вошёл в детский фольклор. А как иначе, если эту морду подсовывают сегодня даже в коляску?
Наибольшая часть подобных товаров бесконтрольно хлынула к нам из-за рубежа, но что-то производится и у нас — в угоду всемирному тренду и в целях получения прибыли, ведь всё это хорошо продаётся. Для некоторых, как известно, деньги не пахнут.
При этом сами покупатели выбирают из того что видят на прилавке, ведь спрос возникает на той почве, которая есть. В итоге «корпорация монстров» вытесняет остальные игрушки, и это вовсе не случайность.
Оскотинивание детей, искажение их представлений о человеке, о жизни в целом начинается буквально с пелёнок. Игрушки — объекты особого назначения, проводники смыслов. Именно поэтому адепты «новой нормальности» ведут такую яростную борьбу против чистоты детства.
Россия, как оплот традиционных ценностей, разумеется, под особым «присмотром» и прицелом.
Через целую армию определённых игрушек и тонну мультфильмов, мелькающих сегодня перед глазами ребёнка, ведётся самая настоящая подрывная деятельность, осуществляется подмена понятий добра и зла, красоты и уродства, нормального и ненормального, нарушается связь между поколениями.
На жутких игрушках мы как общество, получается, добровольно растим моральных калек и невротиков. По всей стране уже не первый год фиксируются случаи неврозов у детей, возникают они на почве игры с отвратительными персонажами.
Несколько лет назад родительское сообщество громко заявило об этой проблеме, в рамках проекта «Монстры, вон из детской!» начали появляться публикации в СМИ, родители по всей стране стали писать обращения в госорганы, добиваться отмены различных детских шоу-программ с участием деструктивных персонажей.
На волне родительского возмущения впервые в России осенью 2022 года была проведена официальная экспертиза мягкой игрушки — речь о Хагги-Вагги, оказавшемся в авангарде игрушечного «парада уродов». Благодарность Роскачеству за внимание к этой теме. В ходе экспертизы было установлено, что в игрушке содержится токсичное вещество — фенол, были зафиксированы также недочёты в сертификации, однако в части психологического влияния игрушек-монстров на детей была озвучена всё-таки достаточно размытая позиция, которая сводилась к тому, что необходимо прежде всего ограничивать доступ ребёнка к опасному цифровому контенту, откуда он черпает знания о характере персонажа и его поступках.
И кстати, замечу: тогда не произошло никакого повсеместного «запрета Хагги-Вагги» — монстр, о котором раструбило огромное количество СМИ, и ныне там, где был: на полках магазинов и в продаже в интернете. Как и Сиреноголовые, Скибиди-унитазы и прочая дрянь. С той лишь разницей, видимо, что распространители этой продукции стали чуть больше заботиться о наличии сертификата.
Между тем под натиском активных россиян в Госдуме наконец-то приступили к разработке ГОСТа на игрушки. Родители возлагают на этот стандарт большие надежды: очень хочется верить, что в документе внятно будут прописаны критерии экспертизы и сертификации товаров с точки зрения морали и нравственности.
Но пока работа над ГОСТом идёт, что называется, медленно и печально, потому что всё увязло в демагогии и бесконечных обсуждениях. Депутаты Госдумы Татьяна Буцкая и Мария Бутина хорошо понимают суть проблемы, но экспертное сообщество идёт навстречу как-то вяло. А профильная ассоциация игрушечников, вообще, по большому счёту против введения такой экспертизы, вероятно, следуя принципу «только бизнес, ничего личного», ведь экспертиза обязательно отразится на продажах.
Итак, монстры в детской — увы, это не частный случай, не эпизоды, а общий фон детства сегодня: бал правят «милые монстрики», они всюду (от игрушек и канцтоваров до книг, одежды, мультфильмов и фильмов). Количество перешло в качество (так сказать, «плюс “монстровизация” всей страны»).
Ежедневно получаю комментарии и письма от родителей из разных уголков России, в том числе от учителей, психологов, деятелей культуры. Люди возмущены происходящим, многие открыто говорят о необходимости введения цензуры и вместе с тем сетуют, что «уже руки опускаются», потому что «наверху не слышат и не шевелятся», в то время как «среда откровенно враждебна детству» и «семья в одиночку явно не справляется».
В рамках проекта «Монстры, вон из детской!» составляю нечто вроде классификации направлений, представленных через ассортимент всей продукции для детей.
Делаю это не только для того, чтобы зафиксировать реальность и проанализировать происходящие процессы, но и потому, что врага нужно знать в лицо, только тогда его можно победить.
Выходит примерно следующее:
– эстетизация и романтизация безобразного (уродство — это новая красота);
– демонизация детства (заигрывание с сатанинской символикой, засилье персонажей из ада);
– уход от реальности в мир магии и иллюзий (суперспособности героев при отсутствии социально-бытовых умений и навыков);
– сексуализация детства, продвижение ЛГБТ*-повестки, развращение (пошлые куклы LOL и другие, радуга из шести цветов, единороги и прочее);
– танатизация (романтизация смерти, насаждение депрессивных и суицидальных настроений);
– десакрализация семьи, детства и жизни в целом (в частности, обесценивание роли отца и матери, глупые папаши и стервозные мамаши; куклы-реборны, роботизированные создания, «человек улучшенный», воплощающий мечту трансгуманистов);
– повальная вестернизация детства (раскрутка и внедрение западных персонажей и терминологии, безразличие к собственным традициям и героям).
Этот список, безусловно, можно продолжать.
Итак, в ГОСТе на игрушки, который в ответ на запрос общественности сейчас наконец-то разрабатывается в Госдуме, должна быть, как отмечается, «закреплена классификация по возрасту применения, виду деятельности, используемому сырью» и так далее. В Ассоциации предприятий индустрии детских товаров подчёркивают, что документ не позволит недобросовестным производителям обходить обязательные требования, как было до того, — игрушку называли сувенирной продукцией, игнорируя нормы безопасности и качества.
И всё-таки, согласитесь, это всё ещё весьма далеко от того, с чего мы начали, — от чёткой «экспертизы смыслов», морали и нравственности, этичности и эстетичности, духовной гигиены.
Между тем в проектном документе ГОСТа, в частности, есть многообещающий пункт об игрушках, «вызывающих у детей страх, ужас или панику».
Будем следить за тем, как именно это будет расшифровано, какие будут трактовки и, главное, применение на практике. Потому что восприятие игрушки ребёнком и взрослым может сильно отличаться, и если какой-нибудь монстр не вызовет у ребёнка негативных эмоций, это вовсе не означает, что следует наводнять мир детства монстрами и уродцами.
Только взрослый в состоянии в полной мере оценить степень угрозы детству. По мнению родителей, сертификация по ГОСТу должна быть обязательной, а не добровольной (и конечно, это спровоцирует недовольство бизнеса).
Словом, «проблема игрушек» — далеко не игрушечная, непростая, многокомпонентная. Сразу повисает в воздухе страшное для многих слово «цензура», а заодно и вопрос: «А судьи кто?»
Но при этом совершенно очевидно: заниматься этим необходимо, и всерьёз, а не понарошку, полумерами. И именно на государственном уровне.
В том, чтобы добиться этого, считаю, заключается одна из задач нашей с вами масштабной Специальной родительской операции по спасению детства, мы должны бить во все колокола. И эта борьба, кстати говоря, полностью соответствует Указу Президента Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей.
Ответственные родители хорошо понимают или интуитивно чувствуют, что вопросы из области морали и нравственности в части производства отечественных игрушек и ввоза игрушек извне — в глубинной своей сути напрямую связаны с национальной безопасностью нашей страны.
Если проанализировать происходящее, станет понятно, что именно нашим детям и внукам предстоит отстраивать прекрасную Россию будущего, на их плечи ляжет это бремя, эта тяжелейшая задача и высокая миссия. Поэтому, чтобы они смогли осуществить её, мы сегодня обязаны приложить все усилия для создания прочного фундамента этого великого преображения.
* Движение, запрещённое в России.