Авторский блог Андрей Фурсов 13:49 17 марта 2023

Наше счастливое советское детство

когда я вспоминаю 50-60 годы, понимаю, что Советских Союзов было два
44

Я хочу рассказать о своём детстве, о детстве моего поколения. Я родился в 1951 году, в 58-м году я пошёл в школу, которую закончил в 68-м году. То есть моё детство и отрочество – это конец 50-х и начало 60-х годов. Вот людям, которые не жили тогда, очень трудно представить атмосферу того времени. Это была очень оптимистическая атмосфера. Недавно закончилась Великая Отечественная. В 65-м году всего лишь 20 лет прошло с её окончания. И людям, которые пришли с неё, многим людям, было где-то 45-50 лет. Это были молодые люди. И вот моё поколение – послевоенное – мы знали, что мы – дети победителей. Это было очень важно.

Я не могу сказать, что мы об этом постоянно думали, но это был фон. Мы знали, что мы – дети победителей. Я знал, что мой отец расписался на Рейхстаге! Я знал, что он окончил вoйну заместителем командира дивизии по дальней авиации, по технической части. Я видел его друзей с орденами, медалями. Мы этим гордились. Это наши отцы, и они победили самого страшного врaгa.

Вторая вещь, которую мы знали, наша страна – защитник слабых во всём мире. И пусть эти слабые ещё не очень развились, но они слабые. И мы готовы их защитить против тех, у кого в руках власть, деньги. И это было очень важно защитить слабого.

Наконец, третья вещь. Очень важная «фоновая» вещь. Это абсолютная уверенность в завтрашнем дне. То, что постепенно уходило. И то, что исчезло в 90-е годы. Вообще, 90-е – это зеркальная картинка того, что я описал. И в нулевые годы XXI века ситуация не очень изменилась.

Пафосно прозвучит, но в моём детстве было ощущение повседневного счастья. Жизнь была наполнена… Скажем, когда я учился в 5-6 классах жизнь была наполнена несколькими вещами. Во-первых, книги. Все читали книги! Я помню, что книгу Герберта Уэллса «Человек-невидимка» мне дал заядлый двоечник-второгодник, а я дал ему за это Рони-старшего «Борьба за огонь».

Кроме книг, безусловно, спорт и шахматы. Шахматы – это была часть повседневной жизни. Я помню, было очень дождливое лето 62-го года. На улицу не выйдешь. Поиграешь в шахматы в одном подъезде, перебегаешь в другой, там играешь с другими. В классе, в котором я учился, а было нас почти 40 человек, в шахматы не умели играть только двое. Шахматы были настолько популярны, что в газете «Известия» печатались шахматные партии. Например, матч Ботвинник-Таль, потом матч-реванш. Мы это всё потом разыгрывали. Вот это была очень важная часть жизни. Шахматы – это игра стратегии, это игра самого высшего порядка! Скажем, шашки в этом отношении уже не котировались. Насмешливо относились к тем, кто играл в карты…

Что касается меня и моих друзей, то мы воспитывались на нескольких журналах. «Техника молодёжи», естественно. «Знание – Сила». «Вокруг света», «Наука и жизнь», «Юный техник», «Юный натуралист». Всё это стоило копейки, но за ними нужно было побегать. Помню, как мы увлекались моделированием самолётов. Или, скажем, в журнале «Юный техник» были даны шахматы, где играют три человека. И мы это всё вырезали, играли. Это был мир увлечений. Ну, и естественно, кино. Любимые фильмы это фильмы про вoйну.

И если говорить об играх, то где-то до 12-летнего возраста, когда начинаются футбол/хоккей, это игры в вoйну. И естественно, нужно было найти тех, кто был бы за фaшиcтoв. Договаривались: «В следующий раз ты будешь за фaшиcтoв!» Причём, в вoйну, поскольку послевоенное поколение, в вoйну играли всерьёз. Мы умели ползать по-пластунски. Прыгнуть со второго этажа – это вообще не проблема. Мне два раза приходилось прыгать в песок с 3 этажа. То есть, это была очень насыщенная жизнь.

Кем хотели быть люди? Ну, естественно, не рэкетирами, не проститутками. Космонавтами, инженерами, геологами. Все 60-е годы прошли под знаком «космос». Я помню, как в 57-м году отец показал мне спутник. В 61-м году, я помню, как мы горячо спорили с учительницей нашей, которая преподавала в первых трёх классах. И она сказала, что в космос ещё 100 лет никто не полетит. Это было 11 апреля 61-го года. На следующий день полетел Гагарин!

Я уже не говорю про лето. Лето – это ведь действительно была маленькая жизнь. А пионерлагерь - достижение советской цивилизации. Самая бедная семья, заплатив 8-10 рублей, могла отправить ребёнка на целую смену в пионерлагерь. Более того, если семья была действительно малообеспеченной, они могли отправить ребёнка на две смены. И пионерлагеря были совсем другими, нежели его показали в фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Режиссёр этого фильма хотел сделать сатиру на советское общество. И во многих отношениях он погрешил. Потому что в лагере была дисциплина. А как в пионерлагере без дисциплины? Ну режиссёру явно не нравилось, что детям запрещали где-то купаться… А кто будет отвечать, если ребёнок утонет? И я знаю случаи, когда дети тонули в пионерлагерях из-за отсутствия дисциплины. И попробуй без дисциплины поуправляй детьми 12-13 лет.

У нас была полноценная жизнь. Спорт, книги и очень высокая уверенность в том, что ты живёшь в справедливом обществе. Понятно, что мы знали, что есть недостатки, есть люди, которые обманывают...Естественно, мы не знали всего, что происходило. И сейчас, когда я вспоминаю 50-60 годы, понимаю, что Советских Союзов было два. В одном СССР жил я и мои друзья, в нём трудился мой отец и его друзья. И был другой СССР, который тикал как мина замедленного действия и взорвался во второй половине 80-х годов, с приходом Горбачёвых, Яковлевых, Шеварднадзе и тех, кто дёргал этих марионеток за ниточки. Но я-то жил в первом СССР. И жизнь, которой я жил, была совершенно другой.

Сейчас послушаешь иные каналы, которые говорят, что «в СССР забивалась личность…» Да, ничего подобного! Это полное враньё! Акцентировалось, что развитие личности должно работать на общество. Это ренессансный подход. И люди, которые так говорят - люди глупые. И противопоставляя СССР Западу, демонстрируют свой провинциализм. Я жил на Западе, я знаю, как работает тасистема. Там насчёт личного развития не совсем хорошо. И перспектива у тебя есть, если ты, как винтик, вписываешься в систему. То есть именно то, что сегодня критики советского общества приписывают советскому обществу.

Источник

Комментарии Написать свой комментарий
17 марта 2023 в 13:58

Все верно! Мои впечатления более насыщенные и помню я больше - потому что родился раньше.

17 марта 2023 в 15:23

Уважаемый автор! Я не помню, каким было лето 1962. Но помню, что в 1963 хлеб в магазинах был по спискам. Кружков было много-это правда. Мы, мальчишки, пришли в комитет комсомола рудника и сказали, что хотим играть в хоккей. Играйте на пруду. Но там нет коробки. Комсомольский секретарь повел нас к главному инженеру. Тот выслушал. Материалы выделим, но строить будете сами. Выделили "материалы". Сами вкопали столбы, борта коробки сделали из горбыля, ворота нам сварили, несколько светильников установили. А главное -выделили пожарные рукава для заливки льда. Всё сделано было бех всякого проекта. Начали играть всю зиму. Народу на игры собиралось много-болельщики. Однажды пришли главный инженер и секретарь парткома. Постояли, посмотрели и молча ушли. Но в начале лета проектный отдел предприятия сделал проект на типовую хоккейную коробку, составили смету, изготовили материалы качественно. И к следующему сезону появилась новая, чудесная стандартная коробка. Правда подальше, чем первая. Но как у хоккейного клуба в столице. С лавками для болельщиков, но без помещения для спортсменов. Это тоже было счастье!

17 марта 2023 в 15:40

Игры в войну. Было! Но сражались на деревянных "шпагах". "Фашистов" никогда никто не назначал. До 1956 в окрестностях было два лагеря с пленными фашистами. Их каждый день по два раза проводили колонной на работы. Кому захочется в них играть. Смотреть на первый спутник в 1957 вечером выходили все жители дома. Смотрели! И тогда же, в 1957, поползли слухи про атомную аварию на "Челябинск 40". Самые "информированные" уверяли, что был атомный взрыв. Что там было на самом деле, мало кто знал. Но на мосту у реки Теча стоял указатель "Радиоактивно". Может и сейчас стоит-давно не ездил туда. А вот татарские села на берегах Течи отселили года 4-5 как. До этого и рыбу ловили, и скот выпасали , и сено косили. И болели и умирали довольно интенсивно.

17 марта 2023 в 16:43

"сказали, что хотим играть в хоккей"
= = = = =
В этих словах была уверенная ответственность, в которую взрослые дяденьки поверили. Всё получилось! Никто ни с кого денег не спрашивал. Это, конечно, нельзя называть словом "бесплатно"! Но по сравнению с тем, каких бы денег и усилий это стоило при рыночных отношениях это был мизер. Вот это и есть социализм в условиях советской власти в действии.

18 марта 2023 в 21:52

Ну, не знаю. У меня информация о детско-юношеских хоккейных командах из СССР (конкретных) полностью экипированных и полностью бесплатных.

18 марта 2023 в 22:19

Трифонов, - то ли вы возражаете? - Против чего? То ли соглашаетесь? - С чем?
Попробую как-то всё же вам ответить. Конечно, по мере отдаления от ВОВ, госдарство могло и выделяло всё больше средств на детей. Пончтноставалось не до конца выясненные моменты - куда конкретно направлять средства ,- то ли на бесплатные экскурсионные поездки по городам страны, то ли на расширение сети Домов пионеров. То ли на бесплатные учебники, то ли на экипирование кабинетов физики. То ли на бесплатные школьные завтраки, то ли на экипировку детских спортивных секций...

18 марта 2023 в 22:25

Возражал вот на это - "Это, конечно, нельзя называть словом "бесплатно"! Но вы наверно, имели ввиду затраты государства на детскую "бесплатность". Ну, тогды гой...

18 марта 2023 в 23:26

Да, как-то так. Деньги с детей не требовали!
А вообще, я бы сказал так, что при Советах и цены на товары, и зарплаты были как бы условными. Потому что точно подсчитать очень трудно, да и не обязательно
Важно, чтобы в понечном счёте расходы соответствовали доходам. Я уже писал что были исследования, показавшие, что "бесплатные" санаторные путёвки оправдывали своё существование тем, что отдохнувшие пациенты со своим опытрм возвращались на рабочее место. Для которого пришлось бы готовить

18 марта 2023 в 23:38

Ихвиняюсь...
Иначе пришлось бы тратить средства на подготовку замены. Кто конкретно тратит деньги - ученик или государство - не важно.
Писал я и о том, что во время войны был придуман и реализован блестящий проект с названием "юнги Северного флота". Одного из них я спросил: неужто ты таким патриотом в детстве был? Он мне дозодчиво пояснил, что этот патриотизм его одел, дал регулярное питание, дал начатки военного обучения, приучил к дисциплине. Был выгоден и детям и государству. Это бы сформулировать по грамотнее!!!. Вот в этом-то и проявилось преимущество социализма!

17 марта 2023 в 15:52

О школе. Была школа в большом бараке. Потом построили типовую двухэтажную. Без столовой. Мама давала мне 3 рубля и я обедал в столовой горного цеха. Снабжал все население ОРС предприятия. Был свой свинарник. Магазина тоже не было. Была в бараке торговая точка ОРСа. Открытие первого государственного магазина стало событием! Была хорошая библиотека в Доме культуры, который не достроили немцы, но через некоторое время всё же достроили. Кинотеатр был в бараке, но с введением Дома кино начали показывать там. Телевидение начали запускать в 1958 по 2 часа в сутки. Но у большинства телевизоров не было совсем. Счастливое было время!

17 марта 2023 в 20:09

Уважаемый автор. Перечитал специально Ваш текст ещё раз. Ваше детство-сплошная радость и счастье. Сплошная беззаботность. А как же обстояло дело с Вашим трудовым воспитанием? Я не имею в виду уроки труда в школе. Мне не на чир роптать. Но с раннего детства я вместе с отцом -опекуном пилил дрова двуручной пилой, а потом напиленное колол один вполне успешно. Каждый день я носил с водораздаточной колонки воду домой. И все соседи носили, так как водопровода не было. Я кормил кур и свинью и убирал за ними. В пионерлагере я никогда не был, так как в лагерь ехали только дети работников рудоуправления, а мои старики не были в числе этих работников. Не знаю я, что такое пионерский лагерь. Да и зачем он был мне нужен? Старики вышли на пенсию и всё лето мы ездили в лес собирать грибы и ягоды. Потом всё это сушили, солили, мариновали. Капусту шинковали на самодельном станке и солили. Кроме того на мне был огород. Ещё круче доставалось моей будущей жене. Она с маленьких девочек работала на току, водилась с младшими братьями и сестрой, за скотиной ухаживала и за огородом. А в восьмом классе перешла в школу рабочей молодёжи и пошла работать в совхоз. Тоже ни в какие пионерлагеря не ездила, работала всё лето,осень,зиму, весну. Я просто рад за Вас-сына заместителя командира дивизии. За детство счастливое Ваше-спасибо родная страна!

18 марта 2023 в 10:47

Уважаемый автор! И напоследок. "Скажем, шашки в этом отношении уже не котировались. Насмешливо относились к тем, кто играл в карты…" Так Вы, Андрей Ильич, целый пласт раннего русского детства или пропустили или не знали. Про народные игры в вашем детстве -ни слова. Все народные игры, которым века, носили и носят военно прикладной характер. Я играл с приятелями в прятки, казаки-разбойники, в чижа, в попа, в лапту, в вышибалы, в городки. На санках с гор зимой целыми вечерами. Крепости из снега строили и брали их штурмом или защищали до последнего . Обделила Вас жизнь!

17 марта 2023 в 23:55

Авторский блог Андрей Фурсов 13:49 Сегодня
Наше счастливое советское детство
когда я вспоминаю 50-60 годы, понимаю, что Советских Союзов было два
Андрей Фурсов
6 Оценить статью:+ 3 =====

Из 7 новых для моего Утра публикаций (статей,произведений) - выбрал эту,фурсовскую,потому что она даёт богатейший материал для размышлений. Лучшего человеческого,что можно только представить.За что искренняя благодарность нашему (моёму без сомнения) автору.

Дорогой мой Андрей Ильич! Я бегло прочитал все 6 уже имеющихся комментов. Ни один из них меня не тронул.По своему неконструктивному в сути подходу на Вашу публикацию.

У меня тоже есть на неё возражения. Прошу отнестись к ним по достоинству. Разумно-мужественно. С точки зрения заботы об истине,а не её замазывания. А сейчас я у Вас в гостях размещу свой очередной утренний стишонок-размышлёнок.

ВСЁ ПРОСТОЕ ГЕНИАЛЬНО

Поймёшь корень - смысл поймёшь,
Смысл поймёшь - решишь задачу,
А иначе ложь найдёшь -
И потерпишь неудачу

18 марта 2023 в 00:07

У меня с автором разница в возрасте в 14 лет. Две семёрки. Разница в 2 детства. Считаю,что детство у человека заканчивается с первого школьного урока. Так как появляется явная социальная ответственность.

С обязанностями. Начинается качественно новая жизнь. И - "Ты уже не мальчик,старый барабанщик" - здесь в самый раз. Не так ли. Если не так - прошу возражений.

18 марта 2023 в 00:12

Авторский блог Андрей Фурсов 13:49 Сегодня
Наше счастливое советское детство
когда я вспоминаю 50-60 годы, понимаю, что Советских Союзов было два
Андрей Фурсов
6 Оценить статью:+ 3 =====

Из 7 новых для моего Утра публикаций (статей,произведений) - выбрал эту,фурсовскую,потому что она даёт богатейший материал для размышлений. Лучшего человеческого,что можно только представить.За что искренняя благодарность нашему (моёму без сомнения) автору.

Дорогой мой Андрей Ильич! Я бегло прочитал все 6 уже имеющихся комментов. Ни один из них меня не тронул.По своему неконструктивному в сути подходу на Вашу публикацию.

У меня тоже есть на неё возражения. Прошу отнестись к ним по достоинству. Разумно мужественно. С точки зрения заботы об истине,а не её замазывания. А сейчас я у Вас в гостях размещу свой очередной утренний стишонок-размышлёнок.

ВСЁ ПРОСТОЕ ГЕНИАЛЬНО

Поймёшь корень - смысл поймёшь,
Смысл поймёшь - решишь задачу,
А иначе ложь найдёшь -
И потерпишь неудачу

18 марта 2023 в 00:22

Ах,какая досада. Прошу простить меня великодушно. За непреднамеренный повтор первых двух постов. Ума не приложу - как это получилось. И отмазкой "повторение - мать учения" здесь укроешься.

Помимо уже явно старческого, вот таким промашкам способствует и режим моего ненормального здесь присутствия. Как для большинства нежелательного. Кому это состояние знакомо - тот поймёт.

Так что если к изъянам внутреннего - прибавить изъяны внешние,то мало не покажется. Не так ли. Если не так - прошу возражений.

18 марта 2023 в 00:32

Эту статью с комментариями (кроме комментария Дмитриева: стишок его ерунда, к тому же непонятный) я скопировал в свой блокнот.

18 марта 2023 в 01:19

АНАТОЛИЮ БОВИНУ МОЖЕТ И НЕ ОДНОФАМИЛЬЦУ А НАСЛЕДНИКУ

Безликий,но тем не менее уважаемый Анатолий=Восточный! Восток - дело тонкое. А не ляповое. Я же просил возражений. На уровне доказательном,а не с потолка отрицательном.

Ерунда - знай не узда -
Для укорота,
Это взбрыкК Не у кого-то.
Это твой злобливый взбрык -
На попавший в глаз Ти стих.

18 марта 2023 в 01:47

А Бовину.

Уважаемый,а Ты знаешь,что в советское время,в таких умопомрачительно важных для русского человека словах - как "счастье","совесть","слово","дорога" и тд - понятными и вразумительными корнями были - "част(ь)", "вест(ь)", "лов","рог" и тд.

А после катастройки,после насильственного скрещения корнй с приставками - корнями стали уродливо-невразумительные корни - "счаст(ь)", "совест(ь)",
"слов", ""дорог" и тд.

Скажи,Безликий,у тебя корень ЛИК или БЕЗЛИК.? По взбрыку Твоему выходит - "безлик". Вот так - известная вдова себя и высекла,льстивое,к тому же, Ты создание.

Мол автору подслащу,а этому подперчу. Явный след англичанки. С её кредо - "сей раздор и властвуй". Не пройдёт,(безум)ная твоя голова. У русских подход не узкий. На мякину не горазд. Потому - не .идораст.

18 марта 2023 в 01:58

А. БОВИНУ.

Диверсанты - консерванты.
И на деле, и в словах.
Сколько мин,о,мой Аллах -
Нам в консервах шлют гадяты.

18 марта 2023 в 00:41

Наконец, третья вещь. Очень важная «фоновая» вещь. Это абсолютная уверенность в завтрашнем дне. То, что постепенно уходило. И то, что исчезло в 90-е годы. Вообще, 90-е – это зеркальная картинка того, что я описал. И в нулевые годы XXI века ситуация не очень изменилась.=====

Из 12-ти абзацев обсуждаемой статьи - этот 4-й. Но с точки зрения моих=не моих возражений - главно-звеньевой,ухватившись за который я=нея (в дальнейшем "я") - и попытаюсь вытащить всю цепь возражений по существу.

Хорошей ищейке дай только "след" - дальше дело техники. И этим "следом" является словосочетание "абсолютная уверенность". Позвольте, разве может быть уверенность АБСОЛЮТНОЙ. Она может быть како угодной,но только не абсолютной. Ибо пределы вероятности - открытые,а не закрытые.

"Всё может быть,всё может статься" - это художественный подход, а не научный,строго говоря. Абсолютное лежит за пределами человеческих возможностей и это хорошо. Чтобы,будучи сотворённым,не задирал нос и не творил того,что не понимает Не так ли?! Не так? Возражайте.

18 марта 2023 в 01:05

А вот сейчас - этим своим давнишним разиышлёнком я кое-кого огорошу. Смысл его и составит основу заявленных возражений. Кто человек вот сейчас - определяют годы его детства.Особенно ранние.

И здесь архиважно знать, впечатления этих лет преимущественно его, "фоновые" ?Или "навязанные" рассказами самых близких ему людей,которым так поверишь,что и на оставшуюся жизнь хватит. Да так, что за романтизацией леса - деревья становятся невидимыми.

И - "Сладно было на бумаге,да забыли про овраги,а по ним ходить" - тоже будет нужным лыком в нужную строку. Не так ли. Нет - возражайте. Только начистоту. Без хитрозадинки.

ТЫ КТО ТОВАРИЩ ГОСПОДИН

Ты какой судьбы избранник? -
Не пойму тебя никак -
Очарованный ли странник,
Иль доверчивый дурак?

Вопрос касаемый в той или иной мере всех,и меня тоже. Я больше тяготею к очарованным. Но - "разочарованному чужды - все обольщенья прежних дней". Не так ли. С тем же предложением.

18 марта 2023 в 02:11

ВРЕМЯ ПРАВИТ СЛОВОМ И ЧИСЛОМ

Начинаю день с Весов -
Взвешен коль и в норме найден.
(Норму мне речет Число) -
Значит - будет день - в отраде.
(Будет день в отраде - значит).

18 марта 2023 в 02:22

Александр Дмитриев Сегодня в 02:11 в окончание

Подтверждалось так не раз,
Подтвердится и сегодня,
Помешает .едараст?
Бог нам в помощь - эта сводня!

Следуем путём дора,
Зло нам - лучшее ученье -
Как не делать. Чтоб "Пора! -
Взять наградою - Веденье.

18 марта 2023 в 02:40

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РАСКЛАД СНИЗУ

Проясняет горизонт,
Куда мчится растачанка ("ростовчанка")
У погоды - гарный зонт -
Пусть беснует англичанка,

Держит слово крюков взвод,
Дело делай,россиянка,
Кот каширский коль соврёт -
Нам поможет - мусульманка.

18 марта 2023 в 03:12

К КОРНЯМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ

"Каким ты был,таким ты и остался! (из советской песни)

Постоянен млад и старый –
Постоянен коль калганом -
Раньше Фидель с Че Геварой,
Ныне –Путин с Эрдоганом.

18 марта 2023 в 03:53

К ЧЕМУ БЫ

Быть или не быть - вот вопрос" (Шекспир про англичанку)
"Жили-были старик со старухою" ( Народная мудрость про россиянку)

Уж третий день молчит FM-волна -
В Хабаровске на станциях в пятнадцать -
Неужто - "Я - Фургал!" опять спона -
На двоевластье вышел в час ненастный.

Доколе будет суд тянуть с Фургалом.
Коль не виновен - надо отпустить.
А коль виновен - надо посадить,
Чтоб не ходить со глазовым фингалом.

С фингалами под глазом не видать -
Как надо ладно краем управлять.
С ЛДПР, ведь, Дегтярёв,наш - ныне губер.
В фургальской скорлупе - невольно дело губит.

"За счёт других - я смм -с усам" -
Вот кредо вам Фургала,
"Светя другим - сгораю сам -
Вот кредо Дегтяря вам.

Как можно так двум кредо вместе жить -
Несовместимых для того - чтобы и быть???!!!

18 марта 2023 в 04:13

Александр Дмитриев к Сегодня в 03:53 с проблесковым "скорее всего"

Скорей всего трагичность англичанки -
Шекспир сумел увидеть в тайном том -
Не хочет быть ни сукой,ни поганкой,
Но рок её ведёт. Как в сумасшедший дом.

Могла бы отказаться - согласилась.
И мир весь за собою повела.
Зачем меня ты,мама,породила,
Зачем,скажи - с ума меня свела.

18 марта 2023 в 04:36

РЫБЫ И ПТИЦЫ

В чешуе - рыба,-В перьях-птица.
Кем я был бы? - Конечно - птицей.

Она воздушна,- На крыльях парИт,
Вольна,певуча. И может говорить.

Но молчалива рыба, Перво-сети - её.
Не хочу,будь выбор - похожим на неё.

18 марта 2023 в 05:36

ВСЁ ДЕЛО В "ФОНЕ".

За что люблю общение, За что люблю полемику,
Ведь,мне они - собщения - В копилочку-капеликой.

Ведь,мне они подсказочки, как в штурмах мозговых,
Лекарство для подраночка, зачиночка под стих.

"ФОН" - в сокровенном смысле, Есть то где все начала,
По сроку- во всём чистые - Старт в жизнь свой получают.

Ны "Фоне" семя зиждется На нём - дитя в утробе,
С ним,появившись,движется - До школы! Не до гроба.

Не даром вдоль кровати - Час поздний воспитанья,
"Фон" сделал своё дело - Остались лишь желанья.

И то,что "Фон" вложил нам - То до конца нам мило,
Мы все под "Фон" - горбатые. Исправит нас могила.

18 марта 2023 в 06:59

ПОСЛЕ ЧАСТНОГО ДЕТЕКТИВА ЭДУАРДА ПЕТРОВА ПО ДЕЛУ ЗЮКОВА СЕГОДНЯ

Частный Частному руку моет,
Погибнет мир этот и других загубит,
Кому по душе эти помои,
ПрАва управлять - да не будет!

Частный детектив только будь,
Как полезное исключение,
Чтобы Общее снова в блудь -
Не ударилось - с увлечением.

18 марта 2023 в 07:14

В первый класс пошел в 1954 году, в школу военного городка, на окраине Самарканда.
На летних каникулах спать укладывались поздно, на кроватях вынесенных на улицу. Сразу за домами начиналась степь, с синевшими вдалеке вершинами гор. Засыпали нескоро, делясь впечатлениями от прошедшего дня, обсуждая прочитанное, кинокартины или диафильмы, только что просмотренные, на натянутой между деревьями простыни. А над головой сверкали крупные желтоватые звезды, казалось протяни руку и забирай понравившуюся.
Родители, совсем недавно пережившие тяжелую войну, делали все, чтобы дети вырастали воспитанными, грамотными, развитыми, во всех отношениях, людьми.

18 марта 2023 в 08:17

ВАЛЕРИЮ ЖУРАВЛЁВУ.

Зарисовка поэтической силы - получилась у Тебя,Валерий. Моё детство прошла в комарином месте. Без отмахивающего эти полчища акациевого куста - дышать было невозможно.

Это было в Юрковке Тарумовского р-на тогда уже Грозненской области. После вынужденной эвакуации Чечни по обстоятельствам военного времени.

Вот на таком фурсовском "Фоне", глубинно им подмеченном, и формировалось моё довоенное, военное и даже послевоенное поколение. Поколение "комков". От коммунистического корня. Вплоть до 5 марта 53-го.

Я был живым свидетелем тех лет, а Андрей Ильич оних знает со слов и иных источников. Пусть и отцовских. Гены которого и спасли его. Но сам он прямым свидетелем всё таки не был. И говорит устами другого,не моего "Фона".

Как-то так. Не знаю,понятно ли выражаюсь. Можно не принять,но понять - первое условие для конструктивной полемики. иначе она превращается в пустую болтовню.

18 марта 2023 в 07:55

ЛОВИТЬ ВАМ НЕ ПЕРЕЛОВИТЬ

"Носить вам не переносить!" (В одной из работ Ленина по поводу злопыхателя,в адрес похоронной процессии)

"Раньше девочек меняли,и не кровати" ( Пожилая женщина - меняющим кровати в борделе)

Система, коль сама рождает мошенников,
Никогда с ними не справится.
Вывод очевиден - не имеющим ошейников,
Мошенникам только не нравится.

18 марта 2023 в 10:10

БЕЗ ОБЩЕГО ФРАГМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ФУФЛО

От низов и до верхов беседуя,
Обнаружил суть меж нас раздрая.
Фрагментарный всюду след мышления -
Но без общего - он будто - ад без рая.

Жить в лесу - не зная вида сверху,
В соснах трёх - легко, ведь, к заблудиться.
Как тогда, скажите ,главковерху,
Нами править. Как нам всем сплотиться.

За деревьями - мы же не видим леса,
Мы не гоним, мы играем с бесом.
Как бы, братцы, нам не заиграться,
Можем так и с Родиной расстаться

18 марта 2023 в 11:18

Молодец, Андрей! Спасибо огромное за правду !!!!!

18 марта 2023 в 13:36

Да, спасибо Андрею Фурсову за правду о том времени. Страна восстанавливая разрушенное войной, вынужденная вкладывать огромные средства в создание ракетно-ядерного щита, заботилась и о своем будущем, детях. Со дня рождения он находился под присмотром врача педиатра и патронажной сестры, потом детский сад, если не было бабушки, школа, институт. Постоянные медицинские осмотры, организация летнего отдыха, технические кружки, спортивные секции, миллионные тиражи лучшего из мировой классики. Вдумайтесь только, в первые послевоенные годы, на образование расходовалось около 14% государственного бюджета.

18 марта 2023 в 21:56

Правда - это хорошо. Только правду и используют, чтобы и до, и после неё гнать пургу. Так что следите за руками.

18 марта 2023 в 18:41

Не беззаботное ли детство и "абсолютная уверенность в завтрашнем дне" причина того, что мы дошли до жизни такой. Что же мы видим в старости:

«Сознание» П. Вяземский

(Владимиру Павловичу Титову)

Я не могу сказать, что старость для меня

Безоблачный закат безоблачного дня.

Мой полдень мрачен был и бурями встревожен,

И темный вечер мой весь тучами обложен.

Я к старости дошел путем родных могил:

Я пережил детей, друзей я схоронил;

Начну ли проверять минувших дней итоги?

Обратно ль оглянусь с томительной дороги?

Везде развалины, везде следы утрат

О пройденном пути одни мне говорят.

В себя ли опущу я взор свой безотрадный?

Всё те ж развалины, всё тот же пепел хладный

Печально нахожу в сердечной глубине;

И там живым плодом жизнь не сказалась мне.

........................................................................................

Где жертвой и трудом подъятые дела?
Где воли торжество, благих трудов начало?
Как много праздных дум, а подвигов как мало!
Я жизни таинства и смысла не постиг;
Я не сумел нести святых ее вериг,
И крест, ниспосланный мне свыше мудрой волей —
Как воину хоругвь дается в ратном поле, —
Безумно и грешно, чтобы вольней идти,
Снимая с слабых плеч, бросал я по пути.

................................................................

19 марта 2023 в 02:08

Андрей Фурсов:

"Я хочу рассказать о своём детстве, о детстве моего поколения. Я родился в 1951 году, в 58-м году я пошёл в школу, которую закончил в 68-м году".
-------------------------------------

Автор описывает свое детство, которое пало на 50-е - 60-е годы ушедшего ХХ столетия.
То есть послевоенное детство, когда в основном было восстановлено разрушенное войной хозяйство. Так, СССР уже в 1948 г. удалось увеличить национальный доход на 64%, достигнуть довоенного уровня промышленного производства. Но отголоски и последствия ВОВ чувствовались еще и в 50-х, и в 60-х годах, не говоря о сороковых. И у каждого из нас было свое детство.
В наших смоленских селах только к концу 50-х годов провели и появилось электричество.
Школьники читали свои первые книжки по вечерам под керосиновыми лампами. Они ходили в школу в фуфайках, так называемых ватных телогрейках, валенках, а весной в резиновых сапогах.
После войны было много безотцовщины и сирот, которые росли в детприемниках и детских домах. А в 60-х годах для детей-сирот создавались по инициативе Н.С.Хрущева школы-интернаты с производственным обучением, куда брали также детей из малообеспеченных семей с одним родителем. А многие детские дома закрывались, расформировывались.

В целом автор правильно описал в обобщенном виде детство конца 50-х и 60-х годов. Государство заботилось о подрастающем поколении, о детях. В 60-х годах, как бы ни критиковали сегодня Н.С.Хрущева, жизнь простых людей постепенно налаживалась. Молодежь старалась модно одеться. Мальчики носили узкие брючки, девочки тоже одевали зауженные стильные брючки, мини, а также и макси юбки.
Много читали, смотрели фильмы в кинотеатрах или сельских клубах, телевидение только входило в общенародную жизнь, и телевизоры были не у всех. Дети дополнительно занимались в различных кружках, увлекались спортом и космонавтикой, мечтали и верили в светлое будущее.
Но детям-сиротам из детских домов и интернатов и в 60-х годах было сложно вступать в самостоятельную жизнь, особенно для тех, кто хотел продолжить свое образование в вузах и других учебных заведениях. Знаю не понаслышке. Сама испытала. Стипендии хватало только на пропитание и на оплату студенческого общежития. А если купить обувь, одежду, придется экономить на собственном желудке. Но в начале 60-х годов хлеб в студенческих столовых лежал на подносах бесплатно. Стакан чая или компота, киселя стоил примерно 3-5 копеек. Закажешь чай, а хлеб на столе бесплатно. С голоду совсем не помрешь, если к концу стипендии в кармане остались одни копейки. Спасибо Никите Сергеевичу!
В принципе большинство советских воспитанников детских домов и школ-интернатов, несмотря на сложности становления самостоятельной жизни без поддержки близких людей и родственников, выросли нормальными людьми и нашли свое место в жизни.

19 марта 2023 в 12:57

Спасибо Людмила за добрые слова в адрес Хрущёва, а то здесь умники только и знают, что его хаять, называя то троцкистом, то врагом народа, который, якобы реабилитировал власовцев и бандеровцев. Забывая о том, сколько полезных дел и начинаний сделал этот человек. Конечно, было у него и ошибок не мало, но он сделал так, что он спокойно вышел не пенсию, а не стал сразу врагом народа.
Сейчас нередко в поездках, я слышу от молодых экскурсоводов нелицеприятные слова в адрес Хрущёва, которые являются плодом сплетен и вымыслов, типа того, что в Крыму до Хрущёва не было клещей, а их завезли в Крым по приказу Хрущева, который завёз в Крым кабанов для охоты, а вместе с ними и клещей завезли. Когда начинаешь таких тлюдей ставить на место, то вместо аргументированного ответа, услышишь, что я видимо, бывший обкомовский работник, раз защищаю "ужасное прошлое".

19 марта 2023 в 13:45

"умники только и знают, что его хаять"
======= Умники не замечают главного - того, что Хущев много сделал для подмены власти депутатов трудящихся - властью партийного аппарата.

19 марта 2023 в 15:36

Вроде люди жили в одной стране, в одно и то же время, а воспоминания об этом же времени у всех разные.
Да, были у Хрущёва попытки вывести страну на более высокий уровень. Посетив США, он решил засеять земли кукурузой, которая не везде вызревала, но зелёной массы было больше, повысилась продуктивность в животноводстве. Потому было у него ещё вроде прозвища "кукурузник". Он мечтал сделать крестьян независимым от личного хозяйства...
На ХХ съезде КПСС он осудил Сталина , "культ личности".
Но в годы его правления было время, когда , был видимо, неурожай и в хлеб добавляли гороховую муку, хлеб принимал зеленоватый цвет и был невкусным, но это мелочи.
В 1954 году он отдал Крым Украине, что до сих пор аукается. Люди в Крыму говорят : - Крым всегда был русским! Как это так, взял и отдал Крым, как мешок картошки...
Позже нечто подобное сделал Ельцин, хотя не имел никакого права так поступать!
В наше время всё , что касается Хрущёва и Сталина обросло домыслами, что Хрущёв отомстил Сталину за своего сына... А у Сталина сын тоже воевал, и погиб..
Политика - грязное дело.

19 марта 2023 в 18:03

Анна, Вы абсолютно правы, что эксперимент с кукурузой имел и свои положительные стороны. В колхозах закладывали зеленую кукурузную массу на зиму в специальные ямы под силос и кормили силосом животных Это было зимой хорошим подспорьем.

Конечно, Хрущев, как мне кажется, напрасно прибегнул к разоблачению культа Сталина. Больших руководителей, царей, правителей простой народ всегда возвеличивал, возводил в культ. А разоблачение Сталина принизило его значимость и других руководителей.
Хрущева сняли с должности его же соратники и точно так же приписали ему культ личности.
Он был реформатором и верил, что реформы принесут пользу. Верил в идеи социализма и считал, что следует бороться и изживать бюрократизм в любом его проявлении.
В чем-то Хрущев ошибался, в чем-то был прав. Но это было неплохое время. Страна развивалась, жизненный уровень людей несомненно повышался, осуществлялась грандиозная программа жилищного строительства. Хотя и продовольственные, и жилищные проблемы не были разрешены полностью, но это компенсировалось значительным количеством социальных услуг, которые предоставлялись населению бесплатно: детские сады, образование, медицина, сравнительно дешёвый отдых, построенное за счёт государства жильё.
А во времена Сталина образование было платным – с 1940 по 1954 годы. Это касалось обучения в 8-10 классах средней школы, в техникумах и вузах. Но и в сталинское время плата за обучение детей из неполных семей и погибших родителей в ВОВ не взималась.

1.0x