Сообщество «Философия истории» 23:03 6 июля 2017

Наша история — это мы!

как не утонуть в реке времён

Недавняя новость из мира археологии — обнаружение в центре Москвы на Покровском бульваре во время проведения земляных работ уникальной находки: кремневого резца времён мезолита (среднего каменного века) — буквально всколыхнула научную общественность страны и мира. В чём же состоит уникальность этой находки — и почему нынешнее время преподносит нам всё больше сюрпризов в исторических находках?

Предания старины глубокой

Научная картина истории претерпела радикальные изменения в течение последних двух веков. Ещё в середине XIX века господствующим космогоническим мифом была трактовка истории, изложенной в библейской книге Бытия, согласно которой весь мир был создан Богом каких-то 9000 лет тому назад.

Новая же картина истории мира, в рамках которой живём сегодня и мы с вами, оказалась гораздо сложнее и интереснее, нежели библейский сюжет, в котором люди пришли в готовый мир, где все декорации уже были заботливо выстроены всемогущим существом. Как оказалось, поколения и поколения людей год за годом, столетие за столетием изменяли свой собственный мир, превращая его в то место, которое мы с вами знаем сегодня. Даже новейшая история человечества насчитывает не менее 40 000 лет — именно столько времени уже существует в мире "современная версия" человека, Человек Разумный, нынешний вид живущих на Земле людей.

Надо сказать, что нынешний вид людей отнюдь не сразу распространился по земной поверхности. Ещё около 11 тысяч лет тому назад на территории половины нынешней России царствовал громадный континентальный ледник — чуть севернее Москвы стояла колоссальная стена льда высотой с добрых полкилометра. Не проще была и ситуация чуть южнее: суровый климат, на южной окраине ледника раскинулась сеть ледниковых озёр, так как могучие реки Евразии, многие из которых стекают в сторону Северного Ледовитого океана, не могли пробиться к нему, упираясь во всю ту же стену вечного льда.

Тем интереснее выглядят нынешние находки мезолитических орудий в центре столицы России. Небольшой кремневый скребок, размер которого составляет лишь около трёх сантиметров, разом удревняет историю поселений людей на территории Москвы на добрую тысячу лет, так как даже его осторожная датировка показывает почтенный возраст: ему не менее 9 тысяч лет, тот самый возраст "библейского мира", а в нынешних представлениях — всего лишь через две тысячи лет после ухода от Москвы последнего ледника. С другой стороны, если принять "шаг" одного поколения людей в 30 лет, то от далёкого предка, который высекал из упрямого кремня нужный ему каменный резец, современного москвича отделяет всего лишь 300 поколений: всех этих людей при желании можно было бы собрать в одном актовом зале какой-нибудь средней школы.

Новый подход к истории

Сегодняшняя информационная и образованная эпоха создаёт совсем иное ощущение истории. Фактически, на наших глазах создаётся новый подход к нашем прошлому, когда его можно не просто описать в сухих научных работах или в художественных религиозных текстах, но сделать живым достоянием людей, приобщив их к жизни далёких предков, тех самых людей, незримо сидящих в абстрактном "актовом зале" нашего общего прошлого.

На сегодня колоссальное наследие музеев, библиотек, археологических партий и кабинетных учёных стремительно "оцифровывается", приобретая кроме материального наполнения и громадный виртуальный пласт, который стремительно становится доступным простым людям. Нынешний исследователь древних культур и народов уже не обязан сам просиживать часы в тёмных архивах и поджариваться в пыльном раскопе очередного скифского кургана — многие документы и открытия, собранные и учтённые в прошлые года, теперь перетекают из архивных полок и со стеллажей с археологическими находками на сетевые страницы электронных документов, где они становятся доступны всем желающим.

Цифровые технологии позволяют сканировать форму, фактуру и цвет практически любого предмета — начиная от древнего манускрипта и заканчивая сложными трёхмерными объектами. При этом трёхмерное сканирование позволяет создавать точные модели любых предметов — начиная от миниатюрных ювелирных украшений и заканчивая величественными архитектурными ансамблями прошлого. Нередко речь идёт не просто о копировании, но и о спасении исторического наследия: несмотря на попытки сохранить музейные реликвии и археологические находки, древние рукописи и манускрипты, часто единственной возможностью это сделать с полной гарантией является именно оцифровка, так как время понемногу разрушает не только бумагу, но и дерево, и даже твёрдый камень.

Нынешний "уход в цифру", конечно, ставит перед исследователями непростую задачу. Цифровая копия любого документа или артефакта всегда удобнее в хранении и в обращении: она не стареет и не разрушается, её можно спокойно "выдать на руки" хоть бы и тысяче исследователей, и она от этого ничуть не пострадает. С другой стороны, используя такую цифровую копию, историк или археолог всё равно должен учитывать её приближённость, схематичность некоторых её деталей, упрощение или отсутствие других.

В силу этого на наших глазах уже складывается совсем другая археология. Так, перевод в цифру древних документов позволил поднять на совершенно новый уровень такую науку, как папирология (наука о папирусах). Всё дело в том, что за два века археологических раскопок в мире было накоплено около 1,5 млн. отдельных папирусов, многие из которых представляли собой не более чем обрывки текстов неясного происхождения. Такое печальное состояние древнего наследия и его разобщённость по музеям и хранилищам по всему миру отразилось и на уровне его исследованности: начиная с 1895 года опубликовано лишь около 80 тысяч текстов с найденных папирусов, что составляет лишь около 0,5% от общего числа древних документов.

Однако всё изменилось с приходом в археологию и историю компьютеров и цифровых технологий. Одним из наиболее интересных примеров нового подхода является оцифровка так называемых оксиринхских папирусов, которые были обнаружены на древней свалке возле города Оксиринх в современном Египте в 1896 году. Эта находка была по-настоящему уникальна: среди оксиринхских папирусов оказались фрагменты утраченных работ Сафо, Пиндара, Ивика, Софокла, Еврипида, пьесы Менандра, составленное неизвестным автором продолжение Фукидида, пересказ утраченных книг Тита Ливия, а также многочисленные раннехристианские тексты ("оксиринхские евангелия", включая апокрифическое "Евангелие от Фомы").

Оксиринхские папирусы оказались вообще самыми древними документами, несущими на себе текст Нового Завета: многие из фрагментов папирусов датируются 150-200 годами н.э., то есть были написаны всего лишь через сто лет после смерти Иисуса, возможно, даже со слов тех, кто сам принимал участие в тех библейских сюжетах. Но, к сожалению, прочтение этих обрывочных текстов осложнялось тем, что удивительная сохранность оксиринхского наследия определялась в том числе и весьма "неблагородным" его происхождением — папирусы были найдены на древней сухой свалке, куда их столетиями выбрасывали, когда они приходили в негодность.

В силу вышесказанного расшифровка папирусов из Оксиринха двигалась очень медленно, даже медленнее, чем расшифровка большинства древних манускриптов. Всё поменялось в конце 2000-х годов, когда папирусы были разом оцифрованы и выложены в интернет. Теперь к расшифровке папирусов подключились тысячи любителей древностей со всего мира, которые начали работать с папирусами, как с увлекательной компьютерной игрой. Для участия в проекте нужно отмечать на отсканированных фрагментах папируса символы, выбирая из имеющихся на виртуальной клавиатуре. Благодаря этому папирусы побуквенно переводятся в электронный формат, а на основании смелых догадок любители могут предварительно увязывать между собой разрозненные фрагменты единых текстов. Такая титаническая предварительная работа позволяет учёным в дальнейшем быть гораздо эффективнее и полноценно работать с подготовленными текстами. Опыт сбора информации, такого "коллективного распознавателя иероглифов", созданного из тысяч волонтёров с разных уголков мировой сети, стал настоящим прообразом человеческой нейросети для распознавания древних образов. Можно сказать, что "оксиринхский проект" уже сделал для утверждения христианства больше, чем многие схоластики Средних веков, которые часто лишь бездумно переписывали чужие тезисы, иногда полностью неверные.

А что у нас?

К сожалению, пока что работы по созданию "электронной копии" российского музейного и архивного наследия очень далеки от завершения. Это определяется не только недостаточным финансированием или вниманием к данному вопросу, но в основном связано с громадными объёмами музейных и архивных ценностей, которые накоплены в российских хранилищах. Для примера: полное собрание экспонатов Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге составляет более 3,1 миллиона предметов, что определяет титанические усилия даже на этапе создания электронного каталога всех музейных предметов. Чуть проще ситуация с Русским музеем — в его фондах хранится около 407 тысяч экспонатов, но и это количество предметов требует месяцев и лет напряжённых усилий по его оцифровке. Эта работа ведётся в Эрмитаже и в Русском музее ещё с начала 2000-х годов, однако пока что ни у одной из этих жемчужин российского музейного дела электронный каталог не функционирует в полном объёме, представляя на публичных сайтах (hermitagemuseum.org и rusmuseumvrm.ru) лишь избранные и очень немногочисленные экспонаты из своих коллекций.

Кроме того, ещё с 2011 года музеи, ведущие кропотливую работу по оцифровке и электронному учёту своего наследия, должны подавать свои данные в структуру единого Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (сайт goskatalog.ru). К настоящему времени на сайте Государственного каталога числится около 4,5 миллионов уникальных единиц хранения из российских музеев, что показывает как громадный объём уже проделанной работы, так и столь же чудовищный размер предстоящих инвестиций в сохранение культурного наследия. Согласно данным департамента культурного наследия Российской Федерации, в различных музеях страны находится около 88 миллионов единиц музейного хранения, в основном учтённых самими музеями и архивами, — практически по одному предмету или историческому документу на каждую российскую семью. При этом до создания электронного каталога такую работу по упорядочиванию музейных фондов пытались предпринять в советское время, с использованием ещё старых, бумажных технологий. Тогда за всё время существования СССР в центральном каталоге музейного фонда смогли учесть данные о 7 млн. предметов хранения, что составляет лишь 8% от общего фонда предметов.

Как видите, даже 4,5 миллиона каталогизированных единиц хранения в нынешнем Государственном каталоге — это лишь капля в море от общего объёма нашего культурного наследия. Ситуация осложняется и тем, что принятый ещё в 1996 году закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" был в начале 2017 года дополнен Госдумой России, которая постановила, что до 31 декабря 2025 года все 88 миллионов единиц хранения должны быть учтены в центральном Государственном каталоге. Эта буква закона определяет, что недостающие 84 миллиона предметов должны быть внесены в каталог всего лишь за каких-то 2500 дней, что означает, что учитывать надо по… 33 000 предметов ежедневно, без праздников и выходных.

Понятное дело, сделать это можно лишь в случае использования электронных способов учёта — никакое, даже самое продвинутое бумажное хранилище не сможет справиться с таким валом информации, да и смысла в таком начинании нет: как уже было сказано, электронные системы доступа к историческому наследию гораздо гибче и позволяют сделать историю по-настоящему живой и связанной с пониманием и творчеством масс.

Великая история — Великая Россия

Историческая независимость — это великая ценность, которая даётся отнюдь не каждому народу в его развитии. Прослеживается очень простая закономерность: как только страна или народ теряют своё понимание истории — сразу же происходит неизбежная потеря политической и экономической самостоятельности. А потеря собственной истории в нынешний цифровой век — это очень простой процесс. "Если вас нет в цифровом виде, то вас нет нигде". Ведь нынешний человек уже всё меньше читает книги, даже электронная "читалка" — это уже достижение. Ну, а тем более народ меньше ходит в музеи, да и как посетить Эрмитаж тому, кто даже не может себе позволить билет на поезд до Санкт-Петербурга?

Кроме того, стоит осознавать, что "свято место пусто не бывает". Попытка учёных замкнуться в своих кабинетах или на археологических делянках приводит лишь к их уходу из активной общественной жизни. Достаточно посмотреть на полки книжных магазинов или почитать публикации в Сети, чтобы понять, в каком состоянии сейчас находится историческая наука. На каждую серьёзную, ответственно написанную книгу по истории приходится десяток, а то и два дешёвых поделок с красивой обложкой, но совершенно пустой начинкой, где откровенная ложь переплетается с "открытиями", вызывающими недоумение и возмущение у серьёзных учёных.

А ведь именно по таким сенсационным изданиям сегодня новое поколение складывает образ прошлого нашей страны.

Нынешняя российская академическая наука по-прежнему живёт в башне из слоновой кости. К сожалению, её плоды доступны лишь очень узкому кругу специалистов, в то время как именно здесь находится передовая борьбы за истину. Между академической наукой и массовым интересом к истории стоит высокий барьер, и его необходимо преодолеть. Только тогда "Риму и миру" станут известны результаты многих глубоких и кропотливых исследований, которые сегодня совершаются в тихих кабинетах, но могут завтра изменить наше представление о собственной истории.

Стоит осознать, что исторический кругозор российских граждан, и в особенности молодого поколения, крайне ограничен. Чаще всего он сводится к набору насаждённых средствами массовой информации и некритически воспринятых штампов, нередко деструктивных по отношению к исторической правде. Желание "копнуть глубже", обратившись к серьёзным историческим исследованиям, появляется лишь у очень узкого круга интеллектуалов. Между тем, по словам одного из крупнейших историков XX века Марка Блока, "незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем". Народ, не знающий своей истории, обречён на вечное младенчество, он не способен к реализации своей исторической миссии. По существу — не способен к развитию и самосохранению. Поэтому новое прочтение истории — наглядное, увлекательное, живое, в полной мере использующее современные технологии воздействия на умы — становится насущной задачей. В противном случае академическая наука может окончательно проиграть сражение за историю современному масс-культу, где амазонки и динозавры живут рядом с Бэтменом и Иваном Грозным.

Исторические знания, получаемые сегодняшней молодёжью в школах и вузах, как правило, фрагментарны, бессистемны и непрочны. Это является следствием насаждённого в 1990-е годы "плюрализма" учебных курсов, многие, если не большинство которых были написаны на гранты зарубежных фондов, и в которых шельмование и искажение русской истории было практически доблестью. Даже западные учёные высказывали в те годы опасение, что при сохранении практики написания "заказных" учебников Россия может стать единственной страной в мире, история которой будет написана под диктовку иностранцев. Уже во времена Ломоносова эта проблема стояла остро, и выход только один: каждая страна должна сама писать свою историю, а потом в открытой научной борьбе доказывать справедливость своего подхода к ней.

Наша история — наше наследие

Только народы, населяющие Россию, могут написать свою историю — за нас это никто не сделает. И главное слово здесь, конечно же, остаётся за русским народом как за той самой "главной скрепой", без которой все остальные скрепляющие элементы общества оказываются не более чем призрачными фантомами.

Рудиментом 90-х годов является тенденция представлять историю России как череду неудач, глупостей, предательств и варварства… Даже сейчас из уст представителей так называемой "либеральной интеллигенции" мы нередко слышим, что у нашей страны не было ни побед, ни науки, ни культуры, ни славных учёных, ни поэтов, ни полководцев. Советский период вообще объявляется чуть ли не преступным. Такое паническое очернение истории, без преувеличения, может стоить России государственности, лишив наш народ исторической памяти и подменив основанную на многовековом духовном опыте систему ценностей идеологическим "фастфудом". Таким образом, сегодня как никогда актуальной становится задача избавить российский народ от опасных мифов и смертельных химер, которые, однажды появившись, начинают жить собственной жизнью, паразитируя на теле великой страны. И, опять-таки, бить врагов настоящей русской истории надо их же оружием, максимально публично и с использованием самых передовых технологий, опровергая с документами в руках многие русофобские и антисоветские мифы.

Кроме того, стоит упомянуть, что общим местом стало представлять историю России как реакцию на события в "просвещённой Европе", как своего рода "вторую производную" от политической деятельности европейских монархов, мыслителей, религиозных деятелей. Между тем на протяжении всей своей истории Россия была государством, проводящим самостоятельную и, что важно, разумную политику, делавшим правильный исторический выбор в самые важные моменты. Россия воистину проторила в истории свой путь, разительно отличный как от пути европейских стран, так и от пути государств Азии. Русская история изобилует славными страницами и достойнейшими именами. Самое время вспомнить слова Пушкина: "Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".

Неразрешимой проблемой мировой истории и интегрированной в неё истории России остаётся напластование многочисленных трактовок, цитирований, вольных и тенденциозных интерпретаций летописей или артефактов, а иногда — и прямого подлога материальных находок и летописей. Кроме того, многие учебники истории прошлого были изданы во исполнение каких-либо политических задач, достаточно специфичных для времени их издания. Перед современными и будущими историками стоит головоломная задача: они должны проявить максимум научной тщательности и остроты собственного ума для вычленения достоверных фактов нашей общей истории и отделения их от позднейших напластований и искажений. Ведь искажение исторической правды происходит на наших глазах — причём даже в отношении недавних событий.

Любой гражданин России, все, кому небезразлична российская история, должны понимать, какой ценой далось их предкам нынешнее величие державы, и испытывать гордость за многие поколения созидателей, построивших нашу страну.

Наболевшая необходимость — создание информационной сети, объединяющей людей, которые интересуются историей России и активно вкладывают время и силы в её последовательное и детальное изучение. Именно такое сообщество профессионалов, беззаветно преданных идее служения Отчизне, и позволит создать концепцию истории России, которая не только учтёт весь доступный для изучения исторический материал, но и позволит избежать однобокости и зашоренности в его трактовке и художественном описании. Да, это большой и трудоёмкий проект. Но если его не осуществить, нынешние неимоверные усилия и конфликты по созданию музейного каталога, единого учебника истории, разумного стандарта истории или принимаемого большей частью общества взгляда на прошлое — никогда не выведут нас из идейного кризиса.

Новому времени нужен новый механизм со-творения истории. Ведь наша история — это и есть мы с вами…

1.0x