На вопросы «Завтра» отвечает Андрей Одинцов, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления Московского государственного университета дизайна и технологий.
«ЗАВТРА». Андрей Алексеевич, проблема наркомании и наркоторговли присутствует во всех без исключения странах мира, наркоугроза в современном мире носит трансграничный, международный характер. Но что здесь характерно конкретно для России?
Андрей ОДИНЦОВ. Прежде всего - выгодное геополитическое положение, свободное обращение иностранной валюты, сложности в осуществлении погранично-таможенного контроля. Все это привлекает к России интересы международной организованной наркопреступности. Благоприятные условия для распространения наркомании создает экспансия в страну западной потребительской культуры, основанной на жажде наживы любой ценой, бездуховности и насилии.
За 1992 – 2002 г.г. Россия из страны-транзита превратилась в активного потребителя тяжелых наркотиков. Только в течение указанного периода количество ежегодно регистрируемых в России наркопреступлений увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз. В настоящее время на наркологическом учете состоят свыше 500 тысяч больных наркоманией, а неучтенных наркозависимых, по оценкам экспертов, - от 3,5 до 4 миллионов человек. Неблагоприятно изменяется структура потребления наркотиков: неуклонно увеличивается доля женщин и подростков. Наркоугроза напрямую затрагивает все слои общества, все социальные группы. Расширяется география распространения наркотиков: сегодня в России уже нет ни одного региона, не охваченного этим явлением. Создание в 2003 году Госнаркоконтроля России (ныне ФСКН России) стало адекватной реакцией государства на происходящее.
«ЗАВТРА». И каковы результаты борьбы с этой страшной проблемой?
Андрей ОДИНЦОВ. Анализ показывает, что поставленная руководством ФСКН России задача по подрыву экономических основ наркопреступности решается на основе стратегии и тактики, не вполне адекватных остроте складывающейся оперативной обстановки. Органы наркоконтроля систематически изымают наркотические средства и психотропные вещества, деньги, оборудование, уничтожают незаконные посевы, задерживают наркокурьеров, пресекают деятельность сбытчиков и т.д. Это наносит определенный ущерб наркосистеме, однако возникающие убытки компенсируются наркодельцами путем повышения цены на наркотики, объем их сверхприбыли сохраняется за счет потребителя, вербуются новые наркокурьеры и сбытчики.
Объемы изымаемых правоохранительными органами наркотиков с течением времени растут в абсолютном исчислении. Вместе с тем, эти объемы не превышают 10 % от наркооборота, который в абсолютных цифрах растет быстрее, чем масштабы изъятий и продолжает оставаться неконтролируемым. Так, при поступлении на нелегальный рынок 100 тонн наркотиков, правоохранительными органами изымается не более 10 тонн, следовательно до потребителя доходит 90 тонн. Если же правоохранительные органы добиваются роста изъятий до 20 тонн, то в соответствии с существующими статистическими пропорциями, это означает, что на рынок поступило до 200 тонн наркотиков, а до потребителя дошло уже 180 тонн. Таким образом, объем немедицинского потребления населением наркотиков не понизился, а увеличился на 90 тонн.
Разоблачение одного и даже нескольких, пусть крупнейших организаторов наркобизнеса, лишь на некоторое время затормаживает деятельность наркосистемы, поскольку на освободившееся место приходят люди из его окружения и продолжают руководить готовой организацией преступного бизнеса. При ином развитии событий конкурирующие группировки осуществляют передел региона деятельности, который контролировал разоблаченный наркобарон. В результате правоохранительные органы выступают в роли своего рода стимулятора для развития форм и методов работы наркосообщества.
«ЗАВТРА». То есть решить таким путем задачу подрыва экономических основ наркопреступности не представляется возможным?
Андрей ОДИНЦОВ. Да. Лучшее, на что можно рассчитывать, – увеличение до 15 % изъятий от незаконного оборота наркотиков, что характерно для наиболее продвинутых в этом отношении западных стран. Тупиковый характер рассмотренной затратной стратегии борьбы с наркопреступностью демонстрируют США, которые при миллиардных долларовых затратах добиваются повышения объема изъятий наркотиков лишь в пределах до 15% от предлагаемого на нелегальных рынках и частичной переориентации наркотрафика на другие страны.
Сложившаяся ситуация является следствием преимущественно карательной направленности деятельности оперативных сил и средств, когда основным критерием их успешной работы является выявление тяжких и особо тяжких преступлений, объемы изъятий наркотиков, количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности, в то время как собственно сокращение масштабов наркомании и наркопреступности выступает в качестве подчиненной задачи. Указанные критерии и показатели деятельности правоохранительных органов, безусловно, важны для управления этой деятельностью, однако они не отражают конечного результата и степени приближения к цели - снижение кардинальным образом потребления населением наркотиков и доведение его до уровня, характерного для наиболее благополучных в этом отношении стран мира, стабильное и достаточно быстрое улучшение наркоситуации в России.
«ЗАВТРА». И что получается?
Андрей ОДИНЦОВ. А получается, что усиление карательной направленности (вплоть до введения смертной казни за распространение наркотиков) представляется неэффективным не в последнюю очередь, вследствие катастрофически низкого уровня жизни большинства населения России.
Подобной стратегии и тактики борьбы с наркопреступностью придерживаются подавляющее большинство стран мира. Основным условием успешности антинаркотической деятельности считается размер ассигнований из госбюжета на эту деятельность. Подрыв экономических основ наркопреступности сводится, главным образом, к максимизации изъятий наркотических средств из нелегального наркооборота и конфискации имущества наркодельцов в случае их осуждения.
Опыт работы ФСКН России (и ранее МВД России) показывает эффективность масштабных оперативно-профилактических операций («Канал», «Транзит» и др.). Есть примеры, когда в результате их проведения наблюдалось существенное, хотя и временное, улучшение наркоситуации в конкретном регионе.
«ЗАВТРА». То есть существующие стратегия и тактика работы по подрыву экономических основ наркопреступности требуют корректировки.
Андрей ОДИНЦОВ. Да. Следует исходить из экономической сущности наркосистемы, существенно расширить понимание подрыва экономических основ наркопреступности, сделав акцент на механизмы подрыва. При этом необходимо учитывать следующее:
Во-первых, наркосистема представляет собой сложную социально-экономическую структуру, смысл существования и деятельности которой заключается в получении сверхприбыли. Наркотик при этом рассматривается как один из наиболее выгодных и доходных товаров (3000 – 5000% и более);
Во-вторых, наркосистема как бизнес заинтересована в осуществлении постоянного оборота финансовых средств. Именно оборот является главным источником прибыли. При отсутствии оборота в привычных объемах, бизнес деградирует или ищет новые рынки;
В-третьих, наркосистема включает в себя совокупность материальных, финансовых, людских, информационно-пропагандистских и иных ресурсов. Каждый из указанных ресурсов жизненно необходим для ее функционирования. Отсутствие хотя бы одного из ресурсов означает прекращение ее деятельности и сведение к нулю оборота, а значит и прибыли, т.е. исчезновение смысла ее существования. В наибольшей степени наркосистема, как бизнес, зависит от своей «корневой» основы (потребителей - наркоманов);
В-четверых, в концентрированном виде наркосистема представлена в городах («наркомания – болезнь городов»). Здесь в наибольшей степени развиты ее основные ресурсы – людской, финансовый, информационно-пропагандистский, материальный (помещения, оборудование, транспорт и т.д.). Расположены, как правило, основные объекты легального оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, находятся важнейшие транспортные узлы. В городских подпольных лабораториях развернуто нелегальное производство синтетических наркотиков. Именно в городах сосредоточена основная масса денежных средств, вовлеченных в преступную деятельность, проживают наиболее крупные контингенты лиц, употребляющих наркотики. Как следствие, усилия спецслужб в городах наиболее эффективны;
В-пятых, согласно современным научным представлениям генетически предрасположены к наркомании не более 4 – 5 % людей (так называемая «группа риска»). В силу своей предрасположенности они сами, без всякого провоцирующего воздействия извне, ищут возможность получения доступа к наркотикам в целях их немедицинского употребления. В случае заболевания такие люди могут быть возвращены к созидательному труду лишь с помощью медикаментозного лечения, психо- и трудотерапии.
Основная же часть населения по своей природе не склонна к немедицинскому употреблению наркотиков, и вместе с тем, весьма чувствительна к информационно-пропагандистскому, воспитательному и иному профилактическому воздействию. Спрос на наркотики у этой части населения формируется, главным образом, предложением, массированным воздействием наркотической субкультуры, а также негативными социальными факторами;
В-шестых, уровень профессиональной подготовки оперативных сил и средств все еще недостаточен для акцентирования работы по организованным преступным группировкам (ОПГ) и организованным преступным сообществам (ОПС), контролирующим наркотический бизнес. Вместе с тем, он уже вполне отвечает требованиям проведения масштабных мероприятий по звену нелегального производства и сбыта наркотиков.
«ЗАВТРА». И какие же этапы оперативных сил и средств, представляется целесообразным в работе по подрыву экономических основ наркопреступности выделить следующие этапы:
Андрей ОДИНЦОВ. Этап 1. Проведение комплексных оперативно-профилактических операций в городах (в качестве главной цели рассматривать сокращение распространенности в стране наркомании до контролируемых пределов);
Этап 2. Акцентированная работа по наркотрафику (цель – закрытие наркотрафика через Россию);
Этап 3. Постановка потребления наркотиков под полный контроль государства (цель – ограничение немедицинского потребления наркотиков в стране генетически предрасположенными к этому лицами). При необходимости первые два из указанных этапов могут быть частично совмещены. В рамках первого этапа представляется целесообразным осуществить следующее:
- основываясь на имеющихся данных мониторинга наркоситуации, определить на территории России 6 – 8 городов, где оборот наркоторговли максимален или где рынок наркотиков существует длительное время (прежде всего – наиболее крупные города, портовые города, а также города, через которых проходит наркотрафик);
- провести в течение 1,5 – 2 недель в масштабах одного из этих городов силами нескольких территориальных управлений в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами широкомасштабную комплексную антинаркотическую операцию, сочетающую мероприятия операций «Канал», «Транзит», «Рецепт», «Допинг» и др. Объектом операции должны стать все известные правоохранительным органам лица, злоупотребляющие наркотиками, а также наркокурьеры, сбытчики и иные лица, извлекающие доход из наркобизнеса. Без ущерба для эффективности операции организаторы наркобизнеса могут оказаться и вне поля зрения правоохранительных органов.
Тем самым фрагмент наркосистемы в конкретном городе лишается своей основы - людской составляющей (наркоманов и сбытчиков). Поставщики и организаторы наркоторговли столкнутся с ситуацией, когда товар у них имеется, но реализовать его они не в состоянии. Оборот наркотиков в городе сократится в несколько раз, соответствующий фрагмент наркосистемы будет нести большие убытки. При подобном резком сокращении сбыта компенсировать убытки повышением цены невозможно. В течение некоторого времени, необходимого, чтобы организовать новую сбытовую сеть (ориентировочно 3 месяца), наркоторговля совершаться не будет. Начать целесообразно с города из перечня, где наркооборот минимален. Это позволит осуществить операцию меньшими силами и средствами, отработать на практике методику ее проведения;
- провести операцию в другом городе (городах), где потенциал наркосистемы более внушителен, постепенно оттачивая методику ее проведения. Полученные обширные следственные материалы позволят существенно продвинуться в разработке крупных торговцев и организаторов наркобизнеса;
- по каждому из указанных городов повторить операцию 6 – 7 раз. Начинать повторные комплексные операции следует при первых признаках возобновления функционирования в этих городах наркосистемы.
В качестве засекречиваемых данных следует рассматривать перечень городов, последовательность работы по ним и время начала операции. Сама стратегия секрета составлять не должна. Наоборот, в качестве важной составляющей информационно-пропагандистской компании надо рассматривать освещение в СМИ планов по расширению масштабов подобных операций.
Нарушение устойчивых связей и налаженной технологии работы наркодельцов понизит уровень ее конспиративности: поставщики и организаторы наркоторговли будут искать выход на потребителя, все более интенсивно задействовать коррупционные связи. Это позволит ФСКН России и иным правоохранительным органам активизировать работу по борьбе с коррупцией. Указанные комплексные операции правоохранительных органов должны проводиться на фоне прицельной профилактической работы, учитывающей особенности культуры и традиций, свойственных населению соответствующих городов и регионов.
«ЗАВТРА». И что здесь рассматривать в качестве главного показателя эффективности деятельности территориальных органов?
Андрей ОДИНЦОВ. Конечно же, степень улучшения наркоситуации в городе и регионе. Ключевыми вопросами, решающим образом влияющими на успех рассмотренных стратегии и тактики, представляются высокий уровень организованности и взаимодействия ФСКН России с другими правоохранительными органами, а также недопущение утечки информации о методике работы, месте и времени начала комплексной антинаркотической операции.
Столкнувшись с периодическим длительным отсутствием сверхприбыли, постоянной угрозой осуществления комплексной антинаркотической операции в различных городах, обвальным падением спроса в конкретных городах и регионах страны, видя перспективы наращивания масштабов мероприятий правоохранительных органов, наркодельцы вынуждены будут отказаться от операций по сбыту сначала в городах, где неоднократно проводились комплексные антинаркотические операции, а затем и на территории России в целом. Этого потребуют от них законы рынка, логика существования наркобизнеса как экономической системы.
Показатели, характеризующие деятельность правоохранительных органов при проведении комплексной антинаркотической операции (количество задержанных, масштабы изъятий наркотических средств, количество возбужденных уголовных дел и т.д.) отражают лишь объем проделанной ими работы, носят вспомогательный характер и должны рассматриваться, прежде всего, как ценный исходный материал для управления имеющимися силами и средствами и совершенствования методики проведения операции. Судить же об успешности реализации стратегии подрыва экономических основ наркопреступности следует преимущественно по тем показателям, которые характеризуют период после завершения операции. Речь идет о длительности периода времени, в течение которого в городе (регионе) сохраняется устойчивое снижение потребления наркотиков, о положительном изменении структуры потребления наркотиков, а также о показателях, характеризующих снижение масштабов немедицинского употребления наркотиков, интенсивности обращения за медицинской помощью по поводу наркотической зависимости.
В качестве индикатора успеха данной технологии в целом по стране следует рассматривать падение, а затем прекращение устойчивого спроса на наркотики со стороны людей, не входящих в группу риска, и укрепление в молодежной среде стереотипа жизни без наркотиков. Для завершения мероприятий по данному этапу работы потребуется предположительно 6 – 7 лет.
Важным результатом этого этапа и косвенным показателем эффективности проводимой работы станет значительное уменьшение наркотрафика через Россию вследствие сокращения внутреннего спроса на наркотические средства и психотропные вещества.
«ЗАВТРА». Затем можно будет перейти ко второму этапу?
Андрей ОДИНЦОВ. Да. К акцентированной работе по наркотрафику через Россию в целях его закрытия. Главным критерием эффективности работы на этом этапе представляется изъятие правоохранительными органами более 50 % от объемов наркотрафика. Это может быть достигнуто при условии повышения уровня оперативных сил и средств, технического дооснащения правоохранительных органов, использования спутников и мобильных групп спецназа для пресечения контрабанды наркотиков, обеспечения полноты выявления незаконных посевов наркосодержащих растений, наращивания интенсивности профилактической работы, более предметной координации антинаркотической деятельности с правоохранительными органами сопредельных государств. Необходимое внимание здесь следует уделить и каналам транспортировки прекурсоров из России в страны, производящие наркотики.
Тут возможен аналогичный подход, при котором усилия правоохранительных органов последовательно концентрируются на выявленных ими конкретных каналах транспортировки наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.
Об успешности реализации рассматриваемой стратегии на данном этапе работы следует судить по тем, показателям, которые отражают сокращение объема наркотрафика, закрытие отдельных направлений наркотрафика, дальнейшее снижение уровня немедицинского потребления наркотиков населения. Об эффективности работы правоохранительных органов будет свидетельствовать также, возможно временное, улучшение наркоситуации в сопредельных и иных странах, куда направляются наркотики. Необходимо будет уточнить порядок сбора информации и расчета показателей в рамках мониторинга наркоситуации, которые позволили бы с необходимой точностью отследить происходящее изменение наркотрафика. Ориентировочная продолжительность работы в рамках второго этапа – от 4 до 6 лет.
«ЗАВТРА». Далее - третий этап.
Андрей ОДИНЦОВ. Он мог бы основываться в первом приближении на следующих основных элементах:
- установлении государственной монополии на продажу легких наркотиков, что приведет к обвалу цен на подпольном рынке психоактивных веществ;
- формировании сети государственных аптек, в которых представители группы риска имели бы возможность приобрести легкие наркотики;
- создании сети государственных поликлиник, в которых желающие приобрести легкий наркотик обязаны пройти тестирование на предмет наличия соответствующей генетической предрасположенности, и куда наркозависимые могли бы обращаться в случае отравления, передозировки и т.д. Такого рода сеть поликлиник могла бы стать эффективным средством выявления наркоманов и постановки их на учет;
- работе правоохранительных органов по фактам обращения в поликлиники и аптеки наркозависимых в случае отравления, передозировки, а также лиц, не входящих в группу риска;
- плотном оперативном прикрытии всех объектов легального оборота наркотиков;
- необходимым образом скорректированной профилактической работе, в частности, активизации вторичной и третичной профилактики;
- повышения эффективности лечения наркозависимых.
Индикаторами успеха на данном этапе могут служить данные о стабилизации количества обращающихся в аптеки лиц, генетически предрасположенных к наркомании, о дальнейшем снижении масштабов немедицинского употребления наркотиков, уменьшении числа случаев отравления и передозировки, степени улучшения наркоситуации и иные показатели подобного рода.
Третий этап ни в коем случае не следует начинать до завершения в основных чертах первых двух в силу того, что иначе легализация продажи легких наркотиков приведет к результатам прямо противоположным ожидаемому.
«ЗАВТРА». Но ведь принятие изложенной здесь технологии отнюдь не означало бы полное забвение и невостребованность наработанных к настоящему времени традиционных форм и методов противодействия наркопреступности?
Андрей ОДИНЦОВ. Конечно, нет! Эти традиционные формы и методы целесообразно использовать на каждом из выделенных этапов работы как вспомогательные.
Настоящие предложения должны быть проработаны более детально в следующих аспектах: содержания указанных этапов работы; состава показателей, отслеживаемых в ходе мониторинга наркоситуации по каждому из этапов работы; состава индикаторов, по которым оценивается эффективность реализации стратегии и тактики подрыва экономических основ наркопреступности; нормативно-правовой базы антинаркотической деятельности, которая в максимальной степени соответствовала бы каждому этапу работы; уточнения функций окружных и иных территориальных управлений ФСКН России; методики проведения комплексных операций, проводимых по наркопреступности в городах; оптимизации порядка взаимодействия с органами МВД и иными правоохранительными органами при проведении комплексных антинаркотических операций в городах; состава и размещения информационной базы, необходимой для эффективной реализации каждого из трех этапов работы; концепции стратегического планирования и управления деятельностью, направленной на подрыв экономических основ наркопреступности с учетом необходимости кардинальным образом перестраивать организацию работы заинтересованных ведомств, прежде всего, правоохранительных органов, в связи с переходом к очередному этапу работы.
По отдельным вопросам разработки и детализации представленной здесь в общих чертах технологии подрыва экономических основ наркопреступности, прежде всего в части, касающейся мониторинга наркоситуации и содержания третьего из указанных этапов работы, целесообразно привлечь экспертов заинтересованных министерств и ведомств.
Беседовал Александр Владимиров