пнвтсрчтптсбвс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Сегодня 23 июня 2025
Авторский блог Виктор Степанов 12:51 29 апреля 2015

Наполеон и евреи.

Материал из интернета.

По приказанию Наполеона Государственный совет в апреле 1806 г. обсуждал вопрос о евреях Эльзаса. Докладчик Л. М. Молле предложил подчинить евреев ограничительным законам. Большинство членов Совета решительно высказалось против ограничения прав евреев, но Наполеон поддержал Л. М. Молле и осудил тех «идеологов», которые «жертвуют действительностью ради абстракции». Он заявил: «Правительство не может видеть, как нация, униженная, опустившаяся, способная на всякие подлости, овладевает двумя прекрасными департаментами старого Эльзаса. Евреев нужно рассматривать как нацию, а не секту; это нация в нации... Их нельзя поставить в один ряд с протестантами или католиками; к ним нужно применять не гражданское право, а политическое, ибо они не граждане... Я хочу отнять у евреев, по крайней мере, на известный срок, право брать в залог недвижимость». Наполеон, однако, не собирался становиться последовательным гонителем евреев, он хотел войти в историю как человек, который сможет решить все проблемы, стоявшие перед человечеством, в том числе и еврейскую. На следующем заседании Государственного совета 7 мая 1806 г. он решительно отверг ряд антиеврейских мер, в том числе изгнание из Франции странствующих евреев-торговцев: «Я далек от мысли сделать что-нибудь в ущерб моей славе, что могло бы вызвать осуждение потомства. Было бы слабостью гнать евреев, но проявлением силы будет исправить их». 30 мая 1806 г. был опубликован императорский декрет, объявлявший, что исполнение судебных постановлений о взыскании долгов в пользу евреев в восьми восточных департаментах откладывается на год. В другой своей части декрет провозглашал, что в Париже созывается Собрание представителей еврейского населения Франции, Италии, различных частей Германии и других зависимых от Франции стран. Собрание еврейских нотаблей открылось в Париже 26 июля 1806 г., председателем был А. Фуртадо. Уполномоченный французского правительства Л. М. Молле предложил депутатам ответить на 12 вопросов, в том числе: «Разрешены ли евреям смешанные браки с христианами?.. Являются ли французские христиане в их глазах братьями или чужаками?.. Какое отношение к французским христианам предписывает еврейская религия?.. Считают ли евреи Францию своим отечеством, если они родились в этой стране и являются по закону ее гражданами?.. Обязаны ли они ее защищать и подчиняться всем ее законам, включая гражданский кодекс?»

Отвечающие подчеркивали патриотизм французских евреев, преданность Франции и утверждали, что преданность иудаизму ни в коем случае не означает неповиновения законам Франции, отрицательного отношения к французским крестьянам. Ответы Собрания еврейских нотаблей были санкционированы Синедрионом французским. Несмотря на то, что Собрание еврейских нотаблей и Синедрион в своих решениях проявили патриотизм, Наполеон решил проводить антиеврейский курс. 17 марта 1808 г. были опубликованы два императорских декрета. Один из них запрещал евреям заниматься торговлей без разрешения префекта департамента и селиться в департаментах Верхнего и Нижнего Рейна; в других департаментах евреям разрешалось селиться только в том случае, если они собирались заниматься земледелием. Запрещалось также выставлять вместо себя заместителей при рекрутских наборах. Декрет отменял отсрочку при взимании долгов в пользу евреев, однако в ряде случаев ссуды не подлежали возврату (например, ссуды, предоставленные женщинам без разрешения мужей или нижним чинам без разрешения командира роты). Декрет должен был действовать в течение десяти лет при условии, что «по истечении этого времени и в силу других мер по отношению к евреям не будет больше разницы между ними и прочими гражданами... империи». Действие декрета не распространялось на евреев, живших в департаментах Жиронда и Ланд, так как «они не подавали повода к каким-либо жалобам и не занимались запрещенными промыслами». Декрет вызвал протесты как со стороны евреев, так и со стороны французской общественности. Так, министр внутренних дел М. Кретэ писал императору о примерном поведении евреев Парижа, о том, что из 2543 евреев, проживающих в городе, только четверо занимаются ростовщичеством. Некоторые другие префекты также благосклонно отозвались о евреях. Называли большое число евреев, служивших в армии. 26 апреля 1808 г. евреи Парижа были освобождены от действия декрета. К 1808 г. декрет фактически выполнялся только в восьми восточных департаментах. В 1812 г. была отменена статья декрета, запрещавшая евреям выставлять вместо себя заместителя при рекрутских наборах. Другой декрет, принятый 18 марта, создавал новую систему общинной организации французских евреев. Во всех департаментах, в которых проживало не менее тысячи евреев, создавались консистории, а в Париже — Центральная консистория (подробнее см. в статье Консистория).

1.0x